Конспект занятия по развитию речи на тему: Насекомые.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Изучая насекомых в детском саду, мы формируем у детей элементарные представления о них (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способ передвижения; воспитываем бережное отношение к живому; развиваем эмоциональную отзывчивость; формирум навыки исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Специализированное структурное образовательное подразделение
АО «МЕТРОВАГОНМАШ»
Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Алёнушка»
АО «МЕТРОВАГОНМАШ»
Конспект занятия по развитию речи на тему:
«Насекомые»
Старшая группа
Подготовила: Комарова Д.О.
Мытищи 2023
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Насекомые».
Старшая группа.
Цель: уточнение и расширение знаний детей о насекомых, развитие умений использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей о частях тела насекомых, местами их обитания; и обобщающим понятием насекомые в природе весной; расширить лексический запас по теме «Насекомые», повторить с детьми названия насекомых.
Развивающие: развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику (двигательные навыки и переключаемость).
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Письмо, шапочки (маски насекомых), музыка, игрушка «Жук», предметные картинки с изображение насекомых, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. Кто на ней изображен? (Муха, комар, кузнечики). А из какой сказки они к нам пришли? («Муха-Цокотуха»). А как мы можем всех персонажей картинки назвать одним словом? (Насекомые). Верно, и сегодня на занятии мы поговорим с вами об этих загадочных существах.
Воспитатель: - Ой! Ребята, слышите, кто - то в двери постучал и письмо нам передал?!
Мы откроем сей конверт и узнаем в нем ответ.
В письме пишет Пчелка, что: «Какие - то мальчишки обижают насекомых: разломали муравейник, ловят бабочек, собирают гусениц в банку, топчут цветы.
Воспитатель: а как мы себя ведем на природе?
Дети: (цветы не ломаем, они нужны, чтобы собирать нектар бабочкам и пчелам. Муравьи труженики леса.)
Воспитатель предлагает вспомнить, чем питаются бабочки и гусеницы.
Дети: - Бабочки любят нектар. Гусеницы капусту.
Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в насекомых.
Игра «Превращение»-развитие фонематического слуха.
(дети одевают шапочки насекомых и изображают тех насекомых, которые у них на шапочке. Пока звучит музыка, выполняются движения, характерные для насекомого. Когда музыка заканчивается.)
Воспитатель спрашивает: Кому я дам цветок? (Бабочке)
Кому я дам мед? (Пчеле)
Кому я дам травинку? (Божьей коровке)
Кому я дам капусты? (Гусенице)
Кому я дам прутик? (Муравью).
Кому я дам скрипку? (Кузнечик).
В: Молодцы справились!
А теперь отгадывание загадок.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на доску.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки (божья коровка).
Летит, пищит,
Ножки тонкие тащит.
Случай не упустит.
Сядет и укусит (комар).
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (оса).
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая... (муха).
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (кузнечик).
Шестилапый и мохнатый,
Зажужжал мотор крылатый.
Опылять цветущий хмель
Прилетел проворный... (шмель).
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка).
Пальчиковая гимнастика «Майский жук».
Я веселый майский жук, (Сжать кулачок),
Знаю все сады вокруг. (указательный палец и мизинец развести)
Над лужайками кружу, (в стороны – «усы»),
А зовут меня Жужу! (пошевелить усами).
- Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?
- Комар звенит, а комары звенят.
- Кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.
- Жук и жуки?
- Жук жужжит, а жуки жужжат.
- Сверчок и сверчки?
- Сверчок свистит, а сверчки свистят.
Воспитатель: ребята, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.
- Жук летает, а жуки летают.
- Муравей ползает, а муравьи ползают.
- Пчела летает, а пчелы летают.
- Бабочка порхает, а бабочки порхают.
Воспитатель: -правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково:
Муха -мушка, жук –жучок, таракан –тараканчик, пчела –пчелка, стрекоза –стрекозка, комар– комарик.
Воспитатель: наши друзья проголодались. Чем питается муравей?
- Муравей питается вредными насекомыми.
- Чем питается муха?
- Муха питается остатками пищи человека.
- Чем питается пчела?
- Пчела питается нектаром цветов.
- Чем питается кузнечик?
- Кузнечик питается вредными насекомыми.
Воспитатель: ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?
- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.
- Муха?
- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.
- Пчела?
- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.
- Муравей?
- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.
- Бабочка?
- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.
А теперь сыграем в Д/и «Четвертый лишний»
муха, комар, пчела, таракан
кузнечик, таракан, стрекоза, муравей
стрекоза, божья коровка, кузнечик, пчела.
Д/и «Скажи наоборот»
Встаньте около меня в кружок. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». (бросаем ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно, подбирая слово-антоним.)
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Оса живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а паук… молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы.
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Итог занятия.
Ребята, о ком на нашем занятии шла речь? (о насекомых).
Дети, вы сегодня все были такие молодцы, так много рассказали о насекомых. Дети, что мы с вами сегодня делали на занятии? Что было интересного? И у меня еще есть сюрприз. Пчелка прислала вам с письмом подарок. Это небольшие картинки, раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-68892-1352997118.jpg)
Занятие по развитию речи по теме "Насекомые".
Занятие по развитию речи в логопедической группе. Тема "Насекомые"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/15/picture-127495-1431656812.jpg)
Конспект занятия по развитию речи на тему "Насекомые"
Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-1002128-1518707650.jpg)
Конспект НОД по развитию речи на тему "Насекомые"
Конспект НОД по развитию речи на тему "Насекомые"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/12/picture-1321257-1615549859.jpg)
Конспект НОД по развитию речи на тему «Насекомые» для детей средней группы
Цели:1.Задачи на развитие познавательных способностей; обобщить представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким пр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-1322639-1616090802.jpg)
Конспект занятия по развитию речи по теме "Насекомые"
Конспект занятия по речевому развтию в группе компенсирующей направленности с детьми 6-7 лет по теме: "Насекомые.Звуки С и СЬ"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/14/picture-1433370-1668417776.jpg)
Занятие по развитию речи на тему: "Насекомые"
Цель: Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетные картинки по материалам лексической темы «Насекомые».Задачи:Коррекционно-образовательные:уточнение и закрепление знания ...
Конспект НОД по развитию речи на тему "Насекомые"
Конспект НОД по развитию речи...