Конспект занятия по развитию речи по теме "Насекомые"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Степаненко Лариса Петровна

Конспект занятия по речевому развтию в группе компенсирующей направленности с детьми 6-7 лет по теме: "Насекомые.Звуки С и СЬ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_po_teme_nasekomye.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Насекомые .Звуки С и СЬ.

Задачи:

Коррекционно –образовательные:

Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые .Подготовка  к зиме», развитие лексико –грамматических категорий речи. Совершенствование навыков звуко-буквенного и слогового анализа слов. Закрепление правильного произношения звука (С) в слогах , словах  и предложениях. Совершенствование  умения  детей  определять  наличие  и  позицию  звука  в  слове.

Коррекционно –развивающие :

Развитие  речевого  слуха,  фонематических  представлений. зрительного

гнозиса  и  конструктивного  праксиса,  артикуляционной  тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитывающие:

Формирование  активности, инициативности, самостоятельности, воспитание  бережного  отношения   к природе.

                                    Ход НОД

  1. Организационный  момент

-Ребята проходите , я хочу вам рассказать .Сегодня ко мне за помощью обратились маленькие друзья. Угадать кто они поможет эта таблица.

Оса , стрекоза, ласточка,сверчок,комар.

-Кто изображен в центре ?

- Кто изображен в правом верхнем углу?

-Кто изображен в правом нижнем углу?

-Кто изображен в левом верхнем углу?

-Кто изображен в левом нижнем углу?

(дети садятся на места).

-Кто лишний изображен на этой таблице?

(Ласточка –она птица).

-Остальные кто?  (Насекомые).

-О ком мы будем говорить? (О насекомых).

-Перечислите всех , кто нарисован.

Определите группу слов , в которой встречается один и тот же звук.

Давайте выделим лишнее слово по другому .

Послушайте / оссса, сстрекоза, ласссточка, сссверчок , комар.\

-Какое слово лишнее по звучанию?

(комар нет (С) ).

Сегодня мы будем говорить о звуке С.

-Можно изменить звук так , чтобы он стал мягким?

-СЬ.

Так вот наши маленькие друзья в своей школе для насекомых затрудняются выполнить задания . Давайте поможем им?

Чтобы помочь , надо подготовиться и сделать артикулляционную гимнастику.

2.Артикулляционная гимнастика.

Наступила осень, часто идут осенние дожди .

-Подуем на тучку , чтобы она не намочила наших маленьких друзей.

(Щеки не раздуваем).

Муха села на цветок –будет чистить хоботок.(Упр. «Улыбочка –трубочка)

Жук летит во весь опор

И жужжит  его  мотор …(Упр «.Бр-р-р…губами»)

Бабочка –красавица, над полянкой пляшет-

Крылышками машет(Упр. «Качели»)

3.Чистоговорки.

У осы не усы , не усищи, а усики.

4.Вводная беседа.

К нам будут приходить насекомые и приносить свои задания , которые нужно помочь им выполнить.

А кто будет приходить , мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Загадка.

Он строитель настоящий , деловитый , работящий

Под сосной в лесу густом , из хвоинок строит дом.

(Муравей).

Появляется картинка муравья.

Справка от имени муравья.

Подготовка муравейника к зиме –очень важный этап в жизни муравьев.

Надо утеплить крышу, запасти много корма, вывести  и  вырастить всех муравьишек  из личинок .При наступлении холодного времени , мы муравьи проводим в своем же муравейнике , только перемещаемся в наиболее глубокие камеры.

5.характеристика звука С.

-Какой звук гласный или согласный? Почему?

-Как мы произносим звук?  ( зубки сближены , губы в улыбке,кончик языка прижат к нижним зубам, воздух холодный).

Выставляется символ –большой насос.

-Звонкий или глухой? (Ручку на шею , горлышко молчит –глухой.

Выставляется символ-наушники.

-так же звук Сь.

Выставляется символ-маленький насос.

-Придумать слова в котором слышится твердый звук С, мягкий СЬ.

6.загадка.

Она ярка , красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок.

Пьет хоботком душистый сок.( бабочка).

Выставляется картинка бабочки.

Мы бабочки перед зимой находим укромный уголок и засыпаем на всю зиму! Кто бабочкой , кто куколкой , кто гусеницей!

Упр. «Поймай звук».

-Наличие звука в слове.

-Если услышите твердый звук С –хлопните,

-Мягкий звук –топните.

Солнце, бабочка, сосна, пчела,  сорока, комар, селедка,игра, собака, синица, ежик, север.

Определение твердости, мягкости.

-Каким цветом обозначается твердый согласный ? ( синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный? (Зеленым).

-Поднимите символы.

(С, СЬ, Сь, С, СЬ)

(Са , СО, СУ,СИ).  

Самокат, сироп, сапоги, семья, сердце.  

                     Физминутка.

Я шагаю по лужайке   ( Шагают на месте)                          

Сверху ясно мне видна(смотрим под козырек в разные стороны)

Вся зеленая страна(Руки разводим в стороны)

Вот улитка –добрый гномик(Рожки на голове)

На себе таскает домик(Руки за спиной , наклониться вперед)

Вот стоит высотный дом(Руки над головой)

Муравьи хлопочут в нем.(Кулачком стучим друг о друга).

7.загадка.

-Найдите на картинке насекомое.

Выставляется картинка божьей коровки.

Божьи коровки зимуют в трещинах под корой, под опавшими листьями в садах, в других укромных местах , объединяясь в большие стаи.

Пальчиковая гимнастика.

-Составить схемы , определить место звука С в слове, разделить слова на слоги.

-Что изображено не первой картинке? Проведите линию, которой обозначаем это слово.

-Где стоит звук С?

Обозначьте на схеме Каким цветом? Почему?

Теперь давайте посчитаем количество слогов в этом слове .

Начертите схему.

8.Упр.на звуковое восприятие . Угадайте , кто прилетел? (пчела).

Выставляется картинка пчелы.

Мы пчелы зимуем в ульях , питаемся медом.

Задание : пересказ по картине.

Прочитали .-О ком этот рассказ? Какой звук слышим чаще ?

Я еще раз прочитаю , назовите слова со звуком С.

-Пересказ по вопросам.

Итог занятия: Какие вы молодцы , помогли маленьким друзьям.

Интересно вам было? Что понравилось? Что узнали нового?

А теперь посмотрите , кто у нас в бассейне? (Насекомые).

Наши маленькие друзья насекомые благодарят вас за помощь и приготовили для вас подарки.

 

 

                       

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...