Конспект НОД по развитию речи на тему "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Тема: “Насекомые”
Цель: познакомить детей с понятием “насекомые”,
Задачи:
Образовательные:
- уточнить названия,
-развивать речевое дыхание,
-учить воспроизводить логическое ударение в речи;
Развивающие:
-развивать умение подбирать определения к словам – действиям, подбирать антонимы;
- развивать умение с помощью иллюстрации составлять загадки – описания;
-развивать умение ориентироваться на листе бумаги, следуя словесным указаниям «вправо», «влево», «вверх», вниз».
Воспитывающие:
- интерес к родной речи
- желание правильно и красиво говорить
Дидактическое обеспечение: фонограмма “звуки леса”, “бабочки” на палочке для дыхательной гимнастики, картинки: “насекомые”, “водопад” (ворота с ленточками), компьютерная игра «Один – много», квадраты 10 на 10 см на каждого ребенка, с изображением мухи в центре квадрата.
Ход НОД
Воспитатель (обмахиваясь веером): Ах, как жарко и душно в городе. Ребята, вы знаете, где можно укрыться от жары? (Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам совершить прогулкув лес и познакомиться с его обитателями. Согласны?
Дети: Согласны
Воспитатель:
На лесную прогулку
Приглашаю вас пройти.
Интересней приключений
Нам, ребята, не найти.
Воспитатель предлагает взяться за волшебную палочку и повторить слова.
Звучит фонограмма “Звуки леса”
Воспитатель просит повторить чистоговорку «Су-су-су – мы уже в лесу».
Дети произносят:
«Су-су-су – мы уже в лесу»
Дыхательная гимнастика: «Бабочка – лети»
- развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Воспитатель предлагает детям взять листок с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Улыбочка», «Вкусное варенье»
Воспитатель предлагает
Чистоговорки (говорим тихо, громко, шепотом):
Жа-жа-жа – зажужжала муха;
са-са-са – прилетела оса;
зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.
- О ком говорится в чистоговорке? (о насекомых).
- Да, в теплые дни в лесу очень много насекомых.
Воспитатель загадывает загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком –
И поделится медком. (пчела)
- Почему вы думаете, что это пчела?
- Назовите пчелу ласково (пчелка, труженица, малышка)
- Почему пчелу называют труженицей? (ответы детей)
- Когда пробуждаются пчелы? (весной)
- Где живут пчелы? (в улье)
- Что они собирают? (мед)
- Назовите однокоренные слова к слову “мед”. (ответы детей)
Физкультминутка:
Прилетела к нам вчера (дети летают)
Полосатая пчела. (машут руками)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали (жужжат)
От усталости упали. (падают на ковер)
Воспитатель предлагает детям поймать по одной бабочке.
- Ребята, давайте поиграем с бабочками: представим, что мы ветерок.
Дыхательная гимнастика: “сильный ветер”, “слабый ветерок”.
Что бы попасть на полянку Бабочек, нужно пройти через водопад. (проходят в ворота)
Пальчиковая гимнастика:
Над зеленою лужайкой бабочка летела
И на белую лужайку отдохнуть присела,
А с лужайкой вырос синий василек,
Ярко желтенький тюльпан наклонил головку
И ползет по стебельку гусеница ловко.
А пушистый одуванчик, как воздушный шарик,
А на шарике сидит серенький комарик.
Воспитатель: Понравилось ли вам, как летают бабочки?
- А как они летают? (высоко, низко, легко и т.д.)
- Послушайте, как я скажу: “Бабочки летают красиво”. Я отметила слово “бабочки”. Дети произносят упражнение, делая логическое ударение на слово “летают”. Далее на слово “красиво”.
Игра « Муха»
У каждого ребенка большой квадрат 10 X 10 см. разделен на 9 клеток. В центре сидит «муха». Она совершает движения по квадрату: «Вверх, влево, вниз, вправо» Начало пути всегда в центре. Диктуем «Муха полетела «вверх», «вправо» и.т.д. Где муха? (ответы детей)
Упражнение “Доскажи предложение”
Муравей маленький, а жук - … (большой)
Перед дождем насекомые летают низко, а в солнечную погоду - … (высоко)
У осы есть светлые полоски и - … (темные)
Пчелка – труженица, а трутень - … (лентяй)
Компьютерная игра « Один – много»
-упражнять в употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Упражнение “Подбери определения”
Кузнечик стрекочет – стрекочущий кузнечик.
Жук жужжит – жужжащий жук
Комар пищит – пищащий комар.
Муха надоедает – надоедливая муха
Бабочка порхает – порхающая бабочка.
Сочинение загадки – описания.
Попробуйте придумать описательную загадку (3-4 загадки)
Воспитатель: Послушайте, какую загадку придумала я: Она очень красивая, разноцветная, порхающая.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу? С какими жителями леса познакомились? Каким одним словом можно назвать бабочку, пчелу, осу, шмеля (ответы детей). К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за волшебную палочку, произнесите:
асть-асть-асть – мы домой хотим попасть.
Релаксация «Бабочка»
Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, - сморщить нос. Бабочка улетела- расслабить мышцы носа. Бабочка прилетела – села на переносицу- двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела совсем – спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка.
Тема «Насекомые»
(Занятие - развлечение)
Цель: Активизировать память и внимание; обогащать словарный запас; развивать связную речь; фонематический слух; воображение; мелкую моторику; логическое мышление. Работать над звукопроизношением; совершенствовать изобразительную технику.
Дидактическое обеспечение: Магнитофон декорации леса бумажные цветы: для детей большие, для насекомых маленькие шапочки с изображением насекомых; волшебная палочка Бейджик с номером на каждого ребёнка насекомые игрушечные: стрекоза, пчела, муравей, божья коровка, бабочка и жук опорные картинки для рассказов детей домики насекомых: муравейник, улей, камыш, трава, цветок, кора дерева. Карточки к игре «Четвёртый лишний» картинки: бабочка, жук, комар, кузнечик, стрекоза, мотылёк, клещ, таракан, сороконожка, капустница . Камешки различной формы, цвета и величины . Гуашевые краски, кисточки палитры, стаканчики с водой, салфетки клеенчатые, салфетки бумажные. Магнитная доска с набором магнитных букв и цифр, игрушечный или картинки жук, оса, комар, таракан, муха, стрекоза (с номерками). Коробочка под насекомых, листочки для насекомых .Коробочка с сюрпризам
Способы достижения цели:
(Группа оформлена под сказочный и волшебный лес. Звучит тихо музыка «Сказки Венского леса»).
Воспитатель: Ребята я хочу сегодня побыть немного волшебницей, у меня даже есть волшебная палочка. И я хочу, чтобы мы с вами отправились в лес и познакомились с самыми маленькими обитателями леса. А кто из вас знает кто самые маленькие обитатели леса? (ответы детей) Правильно. А каких насекомых вы знаете? (ответы детей) Ребята, чтобы оказаться волшебном лесу, а он действительно волшебный, потому что в нём творятся настоящие чудеса, я вас должна превратить в красивых бабочек, пчёл и шмелей и мы сможем полететь в лес. Другого способа просто нет, чтобы попасть в лес.
(Воспитатель говорит слова дети одевают шапочки с изображением насекомых «превращаются в насекомых» выполняя движения рук в виде взмахов крыльев бабочки )
Воспитатель:
Бабочка – коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
(После этих слов по музыку «Полёт шмеля» «дети летят в лес». Прилетели на лесную поляну и приземлились на полянку из разноцветных цветов в сердцевине цветка изображены цифры от 1 до 10 ).
Воспитатель: Ребята послушайте, какая вокруг тишина. А почему в лесу такая тишина? (ответы детей) А почему в лесу так тихо вы знаете? (ответы детей) Правильно если шуметь то ни одного обитателя леса вы не увидите, они все попрячутся от страха в укромные места. Но нас ведь это не устраивает?! Для чего мы сюда прилетели? (ответы детей). Ребята, а посмотрите какая вокруг красота, сколько здесь цветов. А кого привлекают цветы? (ответы детей) Для чего нужны цветы насекомым? (ответы детей). Вы тоже насекомые и можете сесть на него, но посмотрите, цветы не простые у них в серединке есть цифра, у каждого из вас тоже есть цифра, ваша задача найти цветок с такой, же цифрой как у вас, назвать её и спокойно занять место на цветке.
Беседа о насекомых.
Воспитатель: Кто такие насекомые? Каких вы знаете насекомых? Каких насекомых можно встретить не только в лесу, но и в городе? Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
(Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять).
Дидактическая игра «Найди цифру и назови её»
(Воспитатель сидит на пеньке рядом с ней полянка из маленькие цветов, на которых разместились игрушечные насекомые. Загадываю загадки, дети отгадывают и находят насекомое, называя цвет цветка на котором оно сидит).
Воспитатель : Ребята, вы любите загадки отгадывать? (ответы детей). Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать, о каком насекомом идёт речь. И посмотрите рядом со мной, на цветах спрятались насекомые из моих загадок, вы должны будете найти то насекомое, о котором будет загадка и сказать на цветке какого цвета оно сидит.
Загадки о насекомых
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называем её … (стрекоза)
Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её … (пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки. (Божья коровка)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду называть насекомое, и передавать его, а вы должны будете, ответить на вопросы: какой? какая? - подбирая слова – определения к насекомым.
Дидактическая игра « Цепочка»
Воспитатель: Ребята, на цветах нашим насекомым очень хорошо, но все-таки у каждого из них есть свой домик, давайте вспомним, кто, где живет, и найдём на этой полянке их домики и отправим насекомых по домам. Но непросто найдём и отправим их домой, а ещё и расскажем, что мы знаем, о самых маленьких жителях леса используя опорные картинки.
Дидактическая игра «Кто, где живёт»
Воспитатель: Замечательно все насекомые у себя в домиках. Ну, а мы сейчас давайте немного разомнём наши ножки, как это делают кузнечики.
Физкультминутка «Прыгайте кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Воспитатель: А сейчас я хотела бы узнать, не путаете ли вы насекомых с птицами и животными. Возьмите карточки и скажите, кто на них изображён, а потом скажите кто же лишний, кто не относится к насекомым.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Ребята, я хочу вам подарить портреты насекомых. Портрет: бабочки, жука, комара, кузнечика, стрекозы, мотылька, клеща, таракана, клоп, капустницы.
( раздаю детям картинки с изображением различных насекомых, и называю их, выделяя в каждом слове звук «к»).
Воспитатель: Ребята, в каждом из этих слов есть звук «к». Скажите, а что вы знаете об этом звуке, он какой (ответы детей). Мне хотелось бы, чтобы вы определили, где он находится в слове: в начале, в середине или в конце слова, твёрдый он или мягкий (ответы детей).
Дидактическая игра «Охарактеризуй звук»
Воспитатель : Ребята нам уже пора отправляться обратно в детский сад, но прежде чем мы туда отправимся, давайте, что-нибудь сделаем приятного для этого леса и его обитателей. Как вы думаете, что можно сделать хорошего? (ответы детей). Ребята, а я вот что предлагаю сделать. Посмотрите на этой чудной полянке лежат разноцветные камешки и мешают расти траве. Муравьям приходится ходить через эту огромную гору камней ведь для маленьких муравьёв это настоящая гора. Так вот я предлагаю превратить камни в насекомых. А совершить это чудо нам помогут чудо -краски и чудо - кисти. С помощью красок и кисточек мы разрисуем камешки. Мы их разукрасим так, чтобы они были похожи на насекомых.
Рисование на камешках по замыслу «Превращения камешков»
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый по камешку посмотрите на него и вы увидите, на какое насекомое похож ваш камешек, то насекомое вы и нарисуете.
(Дети рассказывают, кого они будут изображать).
Воспитатель: Прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Жук»
Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу… (Дети рисуют под музыку. Затем рассаживают своих насекомых на цветы, идут мыть руки.).
Воспитатель: Ну, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Приготовились к полёту и повторяем за мной.
Подвижная игра с дыхательным упражнением «Жуки»
Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - поси-ж-ж-ж-у.
Поднимусь, полечу;
Громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж…
Воспитатель: Ну вот вы и вернулись, я тоже хочу побыть волшебницей и хочу вас из насекомых превратить обратно в детей.
(Говорю волшебные слова, снимаем шапочки с изображёнными насекомыми)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять.
Воспитатель: Ребята пока вы были в лесу, я принесла насекомых, а они разбежались и попрятались. Надо их найти пока кто-нибудь на них не наступил и не раздавил, и сложить обратно в коробочку.
(Дети садятся перед магнитной доской на доске «заколдованные слова», вместо пропущенных букв стоят цифры, каждая цифра обозначает какую-то букву, возле каждого слова под листочком спрятано насекомое, дети решают примеры, узнают ответ, каждая буква под номером, чтобы заменить цифру на букву, читают слово и открывают насекомое)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске написаны слова, но они заколдованные в них не хватает букв, вместо буквы стоят цифры, чтобы узнать каких букв не хватает надо решить примеры. Решив пример, вы по полученному ответу находите нужную букву и читаете слово, и мы узнаём, что за насекомое спряталось под этим листочком.
Дидактическая игра «Заколдованные слова»
Жук - 1+1=2; Оса - 1+2=3; Муха - 1+3=4; Комар 1+4=5; Таракан - 1+0=1.
Воспитатель: Ребята мы с вами нашли скольких насекомых? (ответы детей). Мы у каждого насекомого есть свой номер, вот коробочка давайте в неё положим наших насекомых по порядку в соответствии с их номером.
(Дети называют насекомое и его номер и кладут в коробочку).
Воспитатель: А сейчас давайте сделаем небольшую разминку, прежде чем мы будем искать остальных насекомых ведь это ещё не все насекомые
Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крыльями)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)
Ох, считать, не сосчитать! (Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком)
Воспитатель: Посмотрите, вот под этим листочком кто-то спрятался, но чтобы узнать, кто надо отгадать загадку.
Загадка
Вот загадка не простая:
Прилетела – не кусает,
Не жужжит и не пищит,
Над поляною кружит.
В сеточку её глаза –
Кто же это? (Стрекоза)
(На мольберте - загадка. Рядом под цветком стрекоза картинка. Четыре образца выложенные стрекозы из спичек по пластилиновой плоскости).
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь не одна стрекоза. Скажите, из чего сделаны вот эти стрекозы. (ответы детей). Давайте с вами сделаем таких же стрекоз (ответы детей).
Дидактическое упражнение «Выкладывание из спичек»
Воспитатель: Ребята у этих стрекоз посмотрите, тоже есть номера, давай те вложим их в нашу коробочку и сосчитаем, сколько у нас насекомых.
(Кладём наших насекомых в коробочку коробочка заполняется полностью, считаем. Счет прямой и обратный).
Дидактическое упражнение «Сосчитай от 1 до 10 и обратно»
Воспитатель: Ребята я думаю, что мы всех насекомых собрали потому что, в коробочке больше нет места. Ребята проверьте, нигде не спрятались насекомые.
(Пока дети ищут, переворачиваю коробку с другой стороны, где лежат сладости).
Воспитатель: Мы справились с заданием. А сейчас я возьму волшебную палочку и совершу ещё одно волшебство. Я превращу насекомых в сладости.
(Говорю волшебные слова, открываю коробочку, раздаю сладости).
Воспитатель:
Стрекоза, оса и муха,
Таракан, комар и жук,
Мы вас любим очень сильно,
И без Вас не можем жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...