Конспект НОД в подготовительной группе "Животные Севера"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Житина Елена Сергеевна

Конспект НОД в подготовительной группе "Животные Севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_severa.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в подготовительной группе

Тема: «Животные Крайнего Севера»

Образовательная область – познавательное, речевое развитие.

Цель: Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации; формировать представления детей об образе жизни животных и птиц на Крайнем Севере; знакомить с животными, занесенными в Красную книгу.

Задачи:

Расширить и углубить представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин;

развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

воспитывать бережное отношение к животным и природе,

Материал: карта России, глобус, иллюстрации с изображением животных, обручи, экспонаты мини- музея группы «Обитатели морей и океанов»

Ход занятия.

1.Введение игрового момента.

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи,

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся спиной медведи –

Вертится Земля.

Сегодня мы отправимся с вами туда,

Где царит царство холода, снега и льда!

В.: Путь предстоит не ближний!

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдами полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем.

Ребята, а мы где живем?

Дети: в Крыму

В.: Давайте найдем на карте Крым.

Дети показывают.

В.: Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север?

Дети показывают Арктику на глобусе.

В.: Ребята, а давайте отправимся в путешествие на Крайний Север на самолёте

Дети встают в круг, закрывают глаза, открывают и оказываются в центре Арктики (кругом льдины, картинки с животными).

В.: Ну, вот мы и на месте. В Арктике долгая и холодная зима, а лето короткое и тоже холодное. Здесь очень скудная растительность – низкорослые кустарники карликовой березы, да полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?

Ответы детей

Куда не кинь взгляд – всюду только снег и лед. Даже глаза режет от бесконечной белизны. Нам южанам очень холодно.

Давайте погреемся.

Физминутка

Здесь всюду холод, лед и тень,      дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,          закрывают глаза ладонями

Полгода — день.         Выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом,     Соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом.           Разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.   Ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.      Делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,   Подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.                Руки на поясе, стоят смирно

 

В.: Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи тюлени им соседи.

Кто это?- Белые….  (медведи)

(картинка белого медведя)

Дети: белый медведь!

В.: Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?

Дети: шуба его белая и снег белый.

В.: Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия!

Как вы думаете, почему?

Дети: У него теплая шуба.

В.: Да, Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.

Чем питается белый медведь?

Ответы детей.

В.: Правильно, белый медведь хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.

У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком.

Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В.: Дальше будем передвигаться на лыжах.

Дети имитируют ходьбу на лыжах.

В.: А вот животное, которое питается рыбой.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он … (тюлень)

Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?

Ответы детей.

В.: Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.

Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.

В.: Двигаемся дальше!

Дети прыгают с льдины на льдину (обручи).

Ребята, а что это за птицы на льдинах? (картинка пингвин)

В Антарктиде кто не знает,

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же ….. (пингвин)

Дети: Пингвин.

В.: Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.

Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.

В.: Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А кого же запряжем мы в санки, отгадайте.

Он вездеход, он пароход

И к тому же самолет!

Везде проедет, везде пройдет —

В любую погоду дорогу найдет!

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

В.: Да, дети, это благородные олени, они помогли нам добраться до детского сада. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.

В.: Ребята, посмотрите (рассматривают северное сияние в экспозиции мини-музея), что за чудо, что за диво – небо так горит красиво!

Северное сияние

Словно занавес цветной

В небесах мерцает.

Над пустыней ледяной

Небо расцветает!

Кажется, взлетит сейчас

Занавес высоко,

И откроется для нас

Край земли далекой.

Там, среди отвесных скал,

В синеве безбрежной

Ледяной нарядный зал

Королевы Снежной.

Светится ее венец –

Блещут самоцветы!

Музыка звучит.

Дворец залит ярким светом.

Как ковры лежат снега

С ледяной каемкой,

Вьется лентою пурга,

Кружится поземка.

И танцуют, вставши в ряд,

Хрупкие снежинки,

И тихонько в такт звенят

Голубые льдинки.

Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво и величаво! В нашем теплом южном краю мы не можем наблюдать Северное сияние, но природа нашей огромной Родины – это бесконечный источник знаний и впечатлений.

А наше путешествие подошло к концу.

Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути. Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь, северный олень, тюлень и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.

Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группыпо теме: « Животные жарких стран и Севера»

Непосредственно образователная детеьнось направлена на расширение и углубление заний  детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду живо...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Праздничная одежда коренных жителей Севера".

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»....

Конспект НОД «Ознакомление с Крайним Севером» Для детей подготовительной к школе группы

Конспект Нод для детей старшего дошкольного возраста.Цель:познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего  Севера;          - формировать...

Конспект НОД в подготовительной группе "Животные Севера"

Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации; формировать представления детей об образе жизни животных и птиц на Крайнем Севере; знакомить с  животными, за...

План-конспект проведения познавательного занятия в подготовительной группе "Север-юг".

В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

Конспект занятия «Животный мир Крайнего Севера» в подготовительной общеобразовательной группе.

Цели:познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера;расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных севера;воспитывать любознательность, интерес ...