Конспект НОД «Ознакомление с Крайним Севером» Для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Коржева Марина Александровна

Конспект Нод для детей старшего дошкольного возраста.Цель:познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего  Севера;

          - формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов  со средой обитания;

          - развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

           - воспитывать интерес к путешествию, любовь к своей родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vfri.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру. « Ознакомление с Крайнем Севером

Цель: - познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего

             Севера;

          - формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и

            взаимодействии живых организмов  со средой обитания;

          - развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить

            предположения и предлагать способы их проверки;

           - воспитывать интерес к путешествию, любовь к своей родине.

Оборудование: глобус; иллюстрации к сказке В.Катаева «Цветик –

                          семицветик»;   иллюстрации животных, обитающих

                          на Крайнем Севере; оборудование для опытов; мягкие

                          игрушки животных; кроссворд, аудиозапись песен и

                           музыки, корригирующие дорожки; украшение группы.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Мы

                       отправляемся в путешествие на северный полюс.

                        Давайте мы найдем его на глобусе. Как вы думаете,

                        каким цветом он обозначен и почему?  

Дети:   На Северном полюсе много снега и льда. Снег белого цвета, поэтому

            Северный полюс на глобусе окрашен в белый цвет.

Воспитатель:  Совершенно верно. Северный полюс – это ледяная пустыня.

                        Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого ровна

                        высоте нашего детского сада. Там всегда холодно: и зимой,

                        и летом. Зимой солнца не видно – это полярная ночь,

                        она длится 6 месяцев, а потом наступает лето – появляется

                         солнце – это день, лето тоже длится 6 месяцев. Но за это время

                       солнце не может растопить такой слой льда.

                        Ребята, вспомните сказку Валентина Катаева «Цветик –

                        семицветик», одно из желаний Жени было попасть на

                        Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же

                        Быстро попросилась обратно. Почему?

Дети: Женя была легко одета и сразу же замерзла, а еще она испугалась

          белых медведей.

Воспитатель: Ребята, мы тоже легко одеты для путешествия. Что же нам

                       придумать?

Дети: Нам нужно надеть теплые вещи.

Воспитатель: Правильно, давайте начнем одеваться: колготки, теплые носки,

                       теплые брюки, водолазку, свитер, заправляемся, шапку, шубу,

                     шарф, валенки, варежки.

                       Ну, вот мы и готовы, а как нам добраться до Северного полюса?

                       Посмотрите, мы с вами живем здесь, а Северный полюс вот где

                      (показ на глобусе). Это далеко или близко?  

Дети: Далеко.

Воспитатель: Что же делать? Как же Женя так быстро оказалась на Северном

                       полюсе?

Дети: Женя оказалась на Северном полюсе с помощью цветика –      

          семицветика.

Воспитатель: Правильно. У нас тоже есть цветик – семицветик, который нам

                       и поможет. Но прежде чем произнести волшебные слова, мы

                       должны взять с собой в дорогу частичку родной земли, как

                       талисман, она нам поможет и будет нас оберегать.

                       Пришла  пора произносить волшебные слова:

                          Лети, лети лепесток

                          Через запад на восток,

                          Через север, через юг

                          Возвращайся, сделав круг

                          Лишь коснешься ты земли –

                          Быть по- нашему вели

                          Вели, чтобы мы оказались

                          На Северном полюсе.

Звучит волшебная музыка, выключается свет, зажигается гирлянда «северное сияние», выходят Снегурочка и Снеговик.

Снегурочка: Здравствуйте, а вы кто и откуда?

Воспитатель: Здравствуйте, мы с ребятами прилетели из Самары

                       на Северный полюс, чтобы узнать, кто здесь живет.

Снегурочка: Мы со Снеговиком очень рады гостям. И с большим

                    удовольствием приглашаем вас совершить прогулку

                     по Северному полюсу.

                     И первых кого мы встретим – это пингвины. Пингвины хотя и

                     птицы, но летать не умеют. Да и ходят они  вперевалочку. А                  

                     крылья служат им ластами – плавниками. Пингвины –    

                     прекрасные пловцы и ныряльщики. Питаются они рыбой и          

                     креветками. Пингвин и его подруга высиживают яйцо по  

                     очереди. После того как пингвиненок вылупится, его отдают в    

                     детский сад, а родители уходят в море на рыбалку.

                       Пингвины очень любят веселиться, играть и танцевать. Давайте    

                     потанцуем вместе с ними.

Физкультминутка. Танец пингвинов.

Снеговик: А сейчас идем дальше. Здесь мы встретим тюленей, моржей,

                 морских львов и котиков. На суше они передвигаются с трудом,

                 зато они прекрасно плавают и ныряют. Малыши – тюлени

                 рождаются в необыкновенно красивой белой шубке. Первые дни

                  после рождения малыши проводят на берегу. Но когда пушистый

                 покров сменяет гладкий темный мех, маленькие тюлени уже

                 умеют нырять и плавать и сами добывают себе пищу.

Воспитатель: Милая Снегурочка, а почему у вас здесь  нет деревьев, цветов,

                       травы?

Снегурочка: А на этот вопрос вы сможете ответить, посетив мою

                        лабораторию льда. А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети:  Это место, где работают ученые и проводят свои исследования.

Снегурочка: Посмотрите, у меня есть два одинаковых горшочка. В один

                      мы положим вашу землю, а в другой положим то, что есть на

                      Северном полюсе. Что это?

Дети:  Снег, лед.

Снегурочка: Ребята, а что нужно, чтобы выросли деревья, цветы и трава?

Дети: Земля, солнечное тепло, вода.

Снегурочка: Давайте в горшочек со льдом положим слой земли. А теперь

                       польем землю в обоих горшках и посмотрим, что будет.

Дети: Там где была просто земля, вода пропиталась,  а где был лед и земля –

          вода не прошла.

Снегурочка: Совершенно верно, а почему вода в этом горшочке не прошла?

Дети: Воде помешал лед.

Снегурочка: Да действительно. За долгую и холодную зиму океан промерзает

                      на большую толщину, а за короткое лето она не успевает

                       оттаять. Какие вы наблюдательные, а вы сможете помочь мне

                        и Снеговику? Дед Мороз задал нам много работы:

                       разукрасить стекла и сделать снежинки, а еще разгадать

                       снежный кроссворд и сделать узор Снеговикам. Подумайте

                        кто из вас сможет помочь мне, а кто Снеговику.

Дети делятся на две группы: изодеятельность и грамота.

В изодеятельности: рисование на стеклах гуашью, изготовление снежинок.

В грамоте: разгадывание кроссворда, выполняют штриховку.

После выполнения работы по группам, обмениваются рассказами.

Снегурочка: Пойдемте дальше, мы еще не всех наших друзей встретили.

                      А вот здесь живут мои друзья медведи. Как вы думаете

                      почему их не видно?  

Дети: Медведи белого цвета и снег тоже вот они и сливаются со снегом.

Снегурочка: Ой, смотрите, пока мы говорили, Умка уже полез купаться.

Воспитатель: Но он же замерзнет.

Снегурочка: Посмотрите, Умка купался, купался и сухим остался. А почему

                     он не замерзает, вам расскажет Снеговик.  

Снеговик: Чтобы это понять, давайте проделаем еще один опыт. Опустите

                   ваши ладошки в воду и тут же их выньте. Посмотрите на них.

Дети: Ладошки мокрые.

Снеговик: И если бы сейчас ударил сильный мороз, то вода на ладошке

                  превратилась бы в корочку льда. А теперь вытрите ладошки и

                  смажьте их кремом и снова опустите в воду и выньте. Что вы

                  заметили?

Дети: Вода собралась в капельки и если руку встряхнуть, капельки слетят.

Снеговик: Да, и мороз не сможет превратить воду в лед. Вот и у медведей,

                  моржей, пингвинов под шерстью есть толстый слой жира, который

                  защищает их от мороза.

Воспитатель: А у нас в России тоже есть бурые медведи, но они отличаются

                       от ваших.

Снегурочка: Чем они отличаются?

Дети: Они другого цвета и зимой медведи спят.

Воспитатель: У них тоже есть жир, который защищает их и помогает

                       пережить зимнюю спячку.

Снегурочка: А почему ваши медведи спят зимой?

Воспитатель: А вы послушайте нашу песенку про медведя и догадайтесь.

Песенка «Раз морозную зимой».

Снегурочка: Какие хорошие ребята приехали к нам в гости, вы многое

                      знаете, умеете украшать стекла, разгадывать кроссворд,

                      знаете веселые песенки. За это мы со Снеговиком дарим

                      вам подарки.

Воспитатель: Ну что же, нам пора возвращаться в наш детский сад. Большое

                       вам спасибо за интересные опыты, рассказы о ваших друзьях.

                      До свидания. (Снегурочка и  Снеговик уходят).

                          Давайте произнесем заветные слова. Вот мы с вами и

                           вернулись домой. Ребята, где мы с вами побывали?

Дети: На Северном полюсе.

Воспитатель: А каких животных мы там встретили?

Дети: Белых медведей, моржей, тюленей, пингвинов, котиков.

Воспитатель: Почему все эти животные не бояться мороза?

Дети: У них под шерстью есть слой жира, который защищает их от мороза.

Воспитатель: Почему на Северном полюсе нет растений?

Дети: Там очень холодно, нет земли, а если ее завести, то лед не будет

           пропускать воду.

 Воспитатель: Вам понравилось путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие подарки нам подарили Снегурочка и

                       Снеговик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы "Скоро мы - ученики"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром   для детей подготовительной к школе группы "Скоро мы - ученики"...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы на тему: Светлое Христово Воскресение.

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром предназначен для знакомства детей с православным праздником Светлое Христово Воскресение - Пасха, его историей, ...

Конспект НОД "Животные Севера" для детей подготовительной к школе группе

ОО Познавательное развитие – Ознакомление с миром природы.Итоговое занятие "Животные Севера" в подготовительной группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...

Конспект образовательной деятельности по музыкальному воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Мелодии Севера»

Конспект образовательной деятельности по музыкальному воспитанию для детей подготовительной к школе группе....