Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3 -4 лет с использованием устного народного творчества
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Земскова Елена Александровна

Данная программа включает в себя пояснительную записку, задачи, принципы, а также перспективное планирование с темой и содержанием каждого занятия. Перспективный план работы с детьми 3 - 4 лет по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учётом тематического принципа построения образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3-4 лет с использованием  устного   народного творчества

Пояснительная записка.

Устное народное творчество - это произведения  всех родов и жанров. Дети имеют возможность познакомиться с глубокими корнями жизни народов России с его образным языком. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки и прочая стихотворная «шумиха» которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания.  Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и воспитательном. В связи с этим, в детском саду введена кружковая работа с использованием  устного народного творчества. Настоящая программа описывает курс подготовки по устному народному творчеству детей младшего возраста 3-4 лет. Главной целью педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста является - помощь им в освоении разговорной речью, овладении родным языком.

Задачи:

  • Знакомить детей с устным народным творчеством.
  • Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные  произведения, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, чистоговорки.
  • Знакомство с русскими народными играми, закличками.
  • Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
  • Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.

 Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 15 минут. Общее количество учебных занятий в год - 72 . Педагогический анализ знаний и умений детей  проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывается в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, что бы проводимая работа способствовала решению общих задач. При составлении плана руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает  использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

4. Принцип поэтапности.

В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

5. Принцип вариативности.

Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте). Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.

Перспективное планирование

п/п

Тема занятия

Содержание

1.

«Осенняя ярмарка»

Рассматривание картинок с изображением овощей, обращая внимание на цвет, вкус, форму. Загадывание загадок об овощах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

2.

Ладушки в гостях у бабушки»

Разучивание потешек «Петушок, петушок», «Как у нашего кота».  Загадывание загадок о кошке и петушке.

3.

«В гостях у кота Василия»

Знакомство с потешкой «Кисонька – мурысенька».   Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик - огуречик».

4.

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Разучивание потешки «Ладушки, ладушки»

5.

«Баю – баюшки, баю -  баю Машеньку мою»

Укачивание младенца куклы Маши. Пение колыбельной. Знакомство с потешкой «Ночь пришла»

6.

 «У солнышка в гостях»

Разучивание потешек про солнышко. Знакомство с закличкой «Солнце, солнце, ты играй»

7.

«Дружная семья»

Пальчиковая игра «Это я, большой пальчик».  Знакомство с потешкой «Пальчик – мальчик»

8.

«Зайка беленький сидит».

Разучивание потешки «Зайка – Егорка». Загадывание загадок о зайце.  Проведение игры «Зайка беленький сидит».

9.

«У дождика в гостях»

Знакомство с потешкой «Дождик, дождик, пуще». Заучивание стихотворения «Дождик, дождик – кап, кап, кап».  Загадывание загадок о дожде.

10.

«Идет коза рогатая»

Разучивание потешек: «Идет коза рогатая», «Как по лугу, лугу». Проговаривание чистоговорок со звуком (б)

11.

«Нет милее дружка, чем родная  матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама». Чтение коротких стихов о маме. Работа по звукопроизношению: проговаривание поговорки: «Вся семья вместе – и душа на месте»

12.

«Сорока – белобока»

Разучивание потешки «Сорока – сорока». Проговаивание чистоговорок со звуком (в)

13.

«Заюшкина избушка»

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».  Повторение заклички «Солнце, солнце, ты играй»

14.

«Петушок, петушок золотой гребешок»

Повторение потешки «Петушок, петушок».  Чтение стихотворения А.Барто «На птичьем дворе». Проговаривание пословицы: «Яйца курицу не учат».

15.

«Кот Васька -  именинник»

Проведение игр: «Мыши водят хоровод.  «Кот и мыши», «Птички». Разучивание потешки «Пошёл котик на торжок».

16.

«Домашние птицы»

Разучивание потешек «Наши уточки с утра», «Курочка – рябушечка». Проговаривание поговорки: «Носится, как курица с яйцом».

17.

«Баю – бай, засыпай»

«Повторение потешки «Ночь пришла». Разучивание  потешки «Баю – баюшки –баю». Пальчиковая игра «Волк».

18.

«Чище мойся, воды не бойся»

Упражнение по мотивам потешки «Водичка, водичка, умой моё личико». Рассматривание предметов личной гигиены, проговаривание названий знакомых предметов.

19.

«В гости к радуге – дуге»

Разучивание потешки «Радуга – дуга», повторение потешки «Дождик, дождик, пуще». Загадывание загадок о радуге и дожде.

20.

«Кошкин дом»

Знакомство с потешкой «Тили – тили – тили –бом!». Повторение потешки «Кисонька – мурысенька». Дидактическая игра «Кто, где живёт»

21.

«Уж, ты зимушка – зима»

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Загадывание загадок о предметах зимней одежды. Проговаривание чистоговорки со звуком (г).

22.

«Зимние забавы»

Упражнение на координацию речи с движением «Мы слепили снежный ком». Чтение стихотворения «Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки». Загадывание загадок о зимних забавах и развлечениях.

23.

«Сундучок Деда Мороза»

Упражнение для пальчиков «Ёлка быстро получается». Загадывание загадок о зиме. Разучивание  заклички  «Морозушка – мороз!»

24.

«Рукавички новые, тёплые, пуховые!»

Прослушать стихотворение «Рукавички». Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы. Загадывание загадок о предметах зимней одежды. Дидактическая игра «Сначала – потом».

25.

«В гостях у лесных зверей»

«Повторение потешки «Зайка – Егорка». Разучивание потешки «Сидит белка на тележке». Дидактическая игра «Угадай, кто это».

26.

«Дикие животные наших лесов»

«Знакомство с потешкой «Во сыром бору». Повторение потешки «Сидит белка на тележке». Упражнение на координацию речи с движениями «Я как белка в колесе».

27.

«Именины у Кристины»

«Разучивание потешки «Мешу, мешу тесто». Хороводная игра «Каравай», прослушивание песни «Я пеку, пеку, пеку». Проговаривание поговорки «На чужой каравай рот не разевай».

28.

«Гуси – лебеди летели»

Разучивание потешки «Гуси – лебеди летели». Игра на ладошке «Ути – ути». Повторение потешки «Наши уточки с утра».

29.

«Совушка – сова»

Разучивание потешки «Совушка – сова, большая голова». Загадать загадки о зимующих птицах».

30.

«Кто чем работает»

Игра на ладошке «Наковальня». Дидактическая игра «Кто чем работает». Отгадать и выучить загадку: толстый тонкого побьёт – тонкий что – нибудь прибьёт.

31.

«Детские забавы»

Игра на ладошке «В прятки пальчики играли». Повторение потешки «Пальчик – мальчик». Проговаривание поговорок «Маленький, да удаленький», «Дело мастера боится».

32.

«Коза -  дереза»

Игра на ладошке «Коза и козлёнок». Повторение потешки «Идёт коза рогатая». Дидактическая игра «Кто как голос подаёт».

33.

«Ехал Ваня на коне»

Разучивание потешки «Ехал Ваня на коне». Игра на ладошке «Лошадки». Дидактическая игра «Кто чем питается».

34.

«Прогулка»

Разучивание потешки «Пошли пальчики гулять». Повторение потешки «Пальчик – мальчик». Игра на внимание «Кулак – ладонь – ребро».

35.

«Сидит ворон на дубу»

Разучивание потешки «Ай, дуду – дуду – дуду». Повторение потешки «Совушка – сова, большая голова». Описательные загадки о зимующих птицах.

36.

«В гостях у бабушки»

Разучивание потешки «Жил – был у бабушки». Повторение потешки «Ладушки, ладушки». Проговаривание чистоговорок со звуком (г).

37.

«Утро доброе»

Повторение потешки «Петушок, петушок». Разучивание потешки «Травка – муравка со сна поднялась». Проговаривание заклички «Солнышко, солнышко».

38.

«Внучата»

Упражнение для пальчиков «Этот пальчик – дедушка». Заучивание потешки «Десять внучат». Повторение потешки «Жил – был у бабушки».

39.

«На горе лошадки»

Разучивание потешки «Ой, ребята, та – ра –ра!». Дидактическая игра «Кто как голос подаёт». Игра на ладошке «Лошадки».

40.

«Дятел – дятел»

Разучивание потешки «Дятел – дятел сел на сук». Повторение потешки «Ай, дуду –дуду  - дуду». Упражнение для пальчиков «Птенчики в гнезде».

41.

«Кукушечка»

Дидактическая игра «Назови ласково». Разучивание потешки «Ку – ку, кукушечка». Повторение потешки «Совушка – сова».

42.

«Гули – гулюшки»

Разучивание потешки «Гули,  гули, полетели». Повторение потешки «Ку – ку, кукушечка». Дидактическая игра «Подскажи словечко».

43.

«Улитка»

Игра на ладошке «Тук – тук, улитка». Разучивание заклички «Улитка, улитка, высуни рога». Упражнение  «Листочки шелестят по ветру: ш – ш – ш».

44.

«Цыпа – цыпа»

Игра на ладошке «Цыпа – цыпа».  Повторение потешки «Гули, гули, полетели». Дидактическая игра «У кого – кто».

45.

«Приди, весна, с радостью.

Разучивание заклички «Весна, весна красна!». Дидактическая игра «Когда это бывает».

46.

«Насекомые»

Повторение заклички «Улитка, улитка, высуни рога». Загадать загадки про насекомых. Разучивание заклички «Божья коровка, улети на небо».

47.

«В лес за грибами»

Разучивание потешки «За грибами». Загадать загадку про гриб».  Выложить фигурку гриба из спичек по образцу.

48.

«В лес по ягоды»

Разучивание потешки «В лес по ягоды». Повторение потешки «В лес за грибами». Загадать загадки про ягоды. Дидактическая игра «Что растёт в саду, а что на огороде».

49.

«Природные явления»

Разучивание заклички «Туман, туман». Повторение потешки «Радуга – дуга». Дидактическая игра «Подскажи словечко».

50.

«Ветер, ветер»

Разучивание заклички «Ветер, ветер, ветерцо!». Повторение заклички «Туман, туман». Чтение стихотворения «Тёплая весна сейчас».

Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. – 224 с.
  2. Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996 г.
  3. Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.
  4. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г.
  5. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское  устное  народное творчество». Москва, 1987 г.
  6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.
  7. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. – 79 с.
  8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
  9. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78 с.
  10. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988 г.
  11. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985 г.
  12. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2002 г.
  13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. Маленькие подсказки для родителей. Издательство Сова Москва СПб 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей. Тема: "Путешествие в страну устного народного творчества"

НОД по познавательно-речевому развитию детей. тема: "Путешествие в страну устного народного творчества"....

Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3 -4 лет с использованием устного народного творчества

Данная программа включает в себя пояснительную записку, задачи, принципы, а также перспективное планирование с темой и содержанием каждого занятия. Перспективный план работы с детьми 3 - 4 лет по разв...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Родительское собрание на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   "ДЕТСКИЙ САД №42"        Родительское собрание на тему:«Развитие речи д...

Развитие речевой деятельности детей раннего возраста с помощью устного народного творчества у детей от 1,5 до 2 лет.

Эта тема актуальна, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имею...

План самообразования «Речевое развитие детей раннего возраста посредством произведений устного народного творчества».

План самообразования«Речевое развитие детей раннего возраста посредством произведений устного народного творчества». (2-этап работы: 2 –я группа раннего возраста(от1,6 до 3 лет)...

Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3-5 лет кружок «Веселый язычок»

Программа дополнительного образованияпо речевому развитию детей 3-5 лет  кружок«Веселый язычок»...