Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3 -4 лет с использованием устного народного творчества
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему
Данная программа включает в себя пояснительную записку, задачи, принципы, а также перспективное планирование с темой и содержанием каждого занятия. Перспективный план работы с детьми 3 - 4 лет по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учётом тематического принципа построения образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_rechevomu_razvitiyu_detey_3.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3-4 лет с использованием устного народного творчества
Пояснительная записка.
Устное народное творчество - это произведения всех родов и жанров. Дети имеют возможность познакомиться с глубокими корнями жизни народов России с его образным языком. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки и прочая стихотворная «шумиха» которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания. Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и воспитательном. В связи с этим, в детском саду введена кружковая работа с использованием устного народного творчества. Настоящая программа описывает курс подготовки по устному народному творчеству детей младшего возраста 3-4 лет. Главной целью педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста является - помощь им в освоении разговорной речью, овладении родным языком.
Задачи:
- Знакомить детей с устным народным творчеством.
- Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, чистоговорки.
- Знакомство с русскими народными играми, закличками.
- Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
- Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 15 минут. Общее количество учебных занятий в год - 72 . Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.
Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывается в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, что бы проводимая работа способствовала решению общих задач. При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.
4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте). Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Перспективное планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание | |
1. | «Осенняя ярмарка» | Рассматривание картинок с изображением овощей, обращая внимание на цвет, вкус, форму. Загадывание загадок об овощах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | |
2. | Ладушки в гостях у бабушки» | Разучивание потешек «Петушок, петушок», «Как у нашего кота». Загадывание загадок о кошке и петушке. | |
3. | «В гостях у кота Василия» | Знакомство с потешкой «Кисонька – мурысенька». Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик - огуречик». | |
4. | «У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Разучивание потешки «Ладушки, ладушки» | |
5. | «Баю – баюшки, баю - баю Машеньку мою» | Укачивание младенца куклы Маши. Пение колыбельной. Знакомство с потешкой «Ночь пришла» | |
6. | «У солнышка в гостях» | Разучивание потешек про солнышко. Знакомство с закличкой «Солнце, солнце, ты играй» | |
7. | «Дружная семья» | Пальчиковая игра «Это я, большой пальчик». Знакомство с потешкой «Пальчик – мальчик» | |
8. | «Зайка беленький сидит». | Разучивание потешки «Зайка – Егорка». Загадывание загадок о зайце. Проведение игры «Зайка беленький сидит». | |
9. | «У дождика в гостях» | Знакомство с потешкой «Дождик, дождик, пуще». Заучивание стихотворения «Дождик, дождик – кап, кап, кап». Загадывание загадок о дожде. | |
10. | «Идет коза рогатая» | Разучивание потешек: «Идет коза рогатая», «Как по лугу, лугу». Проговаривание чистоговорок со звуком (б) | |
11. | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мама». Чтение коротких стихов о маме. Работа по звукопроизношению: проговаривание поговорки: «Вся семья вместе – и душа на месте» | |
12. | «Сорока – белобока» | Разучивание потешки «Сорока – сорока». Проговаивание чистоговорок со звуком (в) | |
13. | «Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». Повторение заклички «Солнце, солнце, ты играй» | |
14. | «Петушок, петушок золотой гребешок» | Повторение потешки «Петушок, петушок». Чтение стихотворения А.Барто «На птичьем дворе». Проговаривание пословицы: «Яйца курицу не учат». | |
15. | «Кот Васька - именинник» | Проведение игр: «Мыши водят хоровод. «Кот и мыши», «Птички». Разучивание потешки «Пошёл котик на торжок». | |
16. | «Домашние птицы» | Разучивание потешек «Наши уточки с утра», «Курочка – рябушечка». Проговаривание поговорки: «Носится, как курица с яйцом». | |
17. | «Баю – бай, засыпай» | «Повторение потешки «Ночь пришла». Разучивание потешки «Баю – баюшки –баю». Пальчиковая игра «Волк». | |
18. | «Чище мойся, воды не бойся» | Упражнение по мотивам потешки «Водичка, водичка, умой моё личико». Рассматривание предметов личной гигиены, проговаривание названий знакомых предметов. | |
19. | «В гости к радуге – дуге» | Разучивание потешки «Радуга – дуга», повторение потешки «Дождик, дождик, пуще». Загадывание загадок о радуге и дожде. | |
20. | «Кошкин дом» | Знакомство с потешкой «Тили – тили – тили –бом!». Повторение потешки «Кисонька – мурысенька». Дидактическая игра «Кто, где живёт» | |
21. | «Уж, ты зимушка – зима» | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Загадывание загадок о предметах зимней одежды. Проговаривание чистоговорки со звуком (г). | |
22. | «Зимние забавы» | Упражнение на координацию речи с движением «Мы слепили снежный ком». Чтение стихотворения «Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки». Загадывание загадок о зимних забавах и развлечениях. | |
23. | «Сундучок Деда Мороза» | Упражнение для пальчиков «Ёлка быстро получается». Загадывание загадок о зиме. Разучивание заклички «Морозушка – мороз!» | |
24. | «Рукавички новые, тёплые, пуховые!» | Прослушать стихотворение «Рукавички». Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы. Загадывание загадок о предметах зимней одежды. Дидактическая игра «Сначала – потом». | |
25. | «В гостях у лесных зверей» | «Повторение потешки «Зайка – Егорка». Разучивание потешки «Сидит белка на тележке». Дидактическая игра «Угадай, кто это». | |
26. | «Дикие животные наших лесов» | «Знакомство с потешкой «Во сыром бору». Повторение потешки «Сидит белка на тележке». Упражнение на координацию речи с движениями «Я как белка в колесе». | |
27. | «Именины у Кристины» | «Разучивание потешки «Мешу, мешу тесто». Хороводная игра «Каравай», прослушивание песни «Я пеку, пеку, пеку». Проговаривание поговорки «На чужой каравай рот не разевай». | |
28. | «Гуси – лебеди летели» | Разучивание потешки «Гуси – лебеди летели». Игра на ладошке «Ути – ути». Повторение потешки «Наши уточки с утра». | |
29. | «Совушка – сова» | Разучивание потешки «Совушка – сова, большая голова». Загадать загадки о зимующих птицах». | |
30. | «Кто чем работает» | Игра на ладошке «Наковальня». Дидактическая игра «Кто чем работает». Отгадать и выучить загадку: толстый тонкого побьёт – тонкий что – нибудь прибьёт. | |
31. | «Детские забавы» | Игра на ладошке «В прятки пальчики играли». Повторение потешки «Пальчик – мальчик». Проговаривание поговорок «Маленький, да удаленький», «Дело мастера боится». | |
32. | «Коза - дереза» | Игра на ладошке «Коза и козлёнок». Повторение потешки «Идёт коза рогатая». Дидактическая игра «Кто как голос подаёт». | |
33. | «Ехал Ваня на коне» | Разучивание потешки «Ехал Ваня на коне». Игра на ладошке «Лошадки». Дидактическая игра «Кто чем питается». | |
34. | «Прогулка» | Разучивание потешки «Пошли пальчики гулять». Повторение потешки «Пальчик – мальчик». Игра на внимание «Кулак – ладонь – ребро». | |
35. | «Сидит ворон на дубу» | Разучивание потешки «Ай, дуду – дуду – дуду». Повторение потешки «Совушка – сова, большая голова». Описательные загадки о зимующих птицах. | |
36. | «В гостях у бабушки» | Разучивание потешки «Жил – был у бабушки». Повторение потешки «Ладушки, ладушки». Проговаривание чистоговорок со звуком (г). | |
37. | «Утро доброе» | Повторение потешки «Петушок, петушок». Разучивание потешки «Травка – муравка со сна поднялась». Проговаривание заклички «Солнышко, солнышко». | |
38. | «Внучата» | Упражнение для пальчиков «Этот пальчик – дедушка». Заучивание потешки «Десять внучат». Повторение потешки «Жил – был у бабушки». | |
39. | «На горе лошадки» | Разучивание потешки «Ой, ребята, та – ра –ра!». Дидактическая игра «Кто как голос подаёт». Игра на ладошке «Лошадки». | |
40. | «Дятел – дятел» | Разучивание потешки «Дятел – дятел сел на сук». Повторение потешки «Ай, дуду –дуду - дуду». Упражнение для пальчиков «Птенчики в гнезде». | |
41. | «Кукушечка» | Дидактическая игра «Назови ласково». Разучивание потешки «Ку – ку, кукушечка». Повторение потешки «Совушка – сова». | |
42. | «Гули – гулюшки» | Разучивание потешки «Гули, гули, полетели». Повторение потешки «Ку – ку, кукушечка». Дидактическая игра «Подскажи словечко». | |
43. | «Улитка» | Игра на ладошке «Тук – тук, улитка». Разучивание заклички «Улитка, улитка, высуни рога». Упражнение «Листочки шелестят по ветру: ш – ш – ш». | |
44. | «Цыпа – цыпа» | Игра на ладошке «Цыпа – цыпа». Повторение потешки «Гули, гули, полетели». Дидактическая игра «У кого – кто». | |
45. | «Приди, весна, с радостью. | Разучивание заклички «Весна, весна красна!». Дидактическая игра «Когда это бывает». | |
46. | «Насекомые» | Повторение заклички «Улитка, улитка, высуни рога». Загадать загадки про насекомых. Разучивание заклички «Божья коровка, улети на небо». | |
47. | «В лес за грибами» | Разучивание потешки «За грибами». Загадать загадку про гриб». Выложить фигурку гриба из спичек по образцу. | |
48. | «В лес по ягоды» | Разучивание потешки «В лес по ягоды». Повторение потешки «В лес за грибами». Загадать загадки про ягоды. Дидактическая игра «Что растёт в саду, а что на огороде». | |
49. | «Природные явления» | Разучивание заклички «Туман, туман». Повторение потешки «Радуга – дуга». Дидактическая игра «Подскажи словечко». | |
50. | «Ветер, ветер» | Разучивание заклички «Ветер, ветер, ветерцо!». Повторение заклички «Туман, туман». Чтение стихотворения «Тёплая весна сейчас». |
Используемая и рекомендуемая литература:
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. – 224 с.
- Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996 г.
- Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г.
- Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987 г.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. – 79 с.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78 с.
- Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988 г.
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985 г.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2002 г.
- Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. Маленькие подсказки для родителей. Издательство Сова Москва СПб 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей. Тема: "Путешествие в страну устного народного творчества"
НОД по познавательно-речевому развитию детей. тема: "Путешествие в страну устного народного творчества"....
План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")
Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...
Родительское собрание на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №42" Родительское собрание на тему:«Развитие речи д...
Развитие речевой деятельности детей раннего возраста с помощью устного народного творчества у детей от 1,5 до 2 лет.
Эта тема актуальна, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имею...
Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3 -4 лет с использованием устного народного творчества
Данная программа включает в себя пояснительную записку, задачи, принципы, а также перспективное планирование с темой и содержанием каждого занятия. Перспективный план работы с детьми 3 - 4 лет по разв...
План самообразования «Речевое развитие детей раннего возраста посредством произведений устного народного творчества».
План самообразования«Речевое развитие детей раннего возраста посредством произведений устного народного творчества». (2-этап работы: 2 –я группа раннего возраста(от1,6 до 3 лет)...
Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3-5 лет кружок «Веселый язычок»
Программа дополнительного образованияпо речевому развитию детей 3-5 лет кружок«Веселый язычок»...