Конспект КНОД по теме "Животные Африки. Путешествие за буквами"для детей 6-7 лет с ТНР.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Карцева Елена Зигмантасовна

Цель: расширить и закрепить знания о животных Африки, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционной непрерывной образовательной деятельности по теме:

«Животные Африки. Путешествие за буквами»

для детей 6-7 лет с ТНР.

Цель: расширить и закрепить знания о животных Африки, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и закрепить знания детей о животных Африки, их характерные признаки и повадки;
  • закреплять умение грамматически правильно строить предложения, с интонационной законченностью;
  • обогащать экспрессивный словарь прилагательными и глаголами;
  • совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов – прилагательных;
  • активизировать словообразовательные процессы за счёт словосложения;
  • формировать умение объяснять слова с переносным значением.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, систематизацию);
  • расширять зрительную и слуховую память, внимание;
  • развивать кинестетический и визуальный каналы восприятия;
  • закреплять умение проводить звуко - слоговой анализ слов, выделять ударный звук;
  • совершенствовать навыки составления, печатания  и чтения слова;
  • способствовать развитию мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать умение общаться во время беседы, желание выполнять совместные задания, доброжелательность по отношению друг к другу;
  • воспитывать интерес к разнообразному животному миру.

Предварительная работа.

  • Беседа «Кто живет в Африке». Знакомство с животными Африки, их внешним видом, повадками.
  • Просмотр презентации о животных Африки.
  • Чтение художественной литературы.
  • Прослушивание и заучивание стихов и загадок, пальчиковой и зрительной гимнастики, физминутки, песни «33 родных сестрицы».
  • Составление синквейнов по теме.
  • Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

Оборудование: мультимедийное  оборудование (проектор, ноутбук, демонстрационный экран), Азбука (изображения животных с буквами, собранные в книгу), презентация по теме,3 песочницы, наборы для звукового анализа слов, муляжи и картинки с изображением  животных Африки, алгоритм синквейна, дидактическое пособие для образования многосложных слов, юла со стрелкой, запись песни «Чунга – Чанга».

Ход занятия.

I часть. Вводная.

Дети входят в зал. Педагог обращает внимание на воздушные шары с надписью «Здравствуйте» и  предлагает детям прочитать, что написано.

 Логопед: Что такое здравствуйте?

                 Лучшее из слов!

                 Потому что «Здравствуйте» -

                Значит – «Будь здоров».

Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с гостями и пожелаем  им здоровья.

II часть. Основная.

Логопед: Ребята, в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Логопед: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Логопед: Какая в России весна? (прохладная, красивая, долгожданная, тёплая и т. д.) .

В это время на экране мультимедийного проектора появляется слайд 2 (весна).

Логопед: А вы знаете, что на другом краю земли в это же время очень жарко, ярко светит солнце, на деревьях вырастают сочные плоды, по лианам прыгают обезьяны?  Где же это?

Дети: В Африке.

На экране мультимедийного проектора появляется слайд 3 (Африка).

Логопед: Правильно! Каких ещё животных там можно встретить?

Дети: В Африке можно встретить жирафа и т. д.

Логопед: Молодцы, подойдите к нашей песочнице, найдите животное и назовите слова – признаки.

   Дети по очереди выполняют задание. На экране мультимедийного проектора появляется слайд 4 (животные Африки).

Логопед: Молодцы, ребята! А знаете, что животные Африки живут и в Логопедической Азбуке. Подойдите ко мне и посмотрим!

  Логопед демонстрирует Азбуку, затем возвращает её на мольберт. На экране  - 5 слайд с изображением Азбуки.  

Логопед: Наши глаза устали, давайте отдохнём и выполним зрительную гимнастику.

   Дети становятся в круг.

                                «Тренировка».

Раз – налево, два – направо,                Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Три – наверх, четыре — вниз.           Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.

А теперь по кругу смотрим,               Круговые движения глазами.

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,        Следят взглядом за приближающимся и

Тренируя мышцу глаз.                         отдаляющимся указательным пальцем.

Видеть скоро будем лучше,                Быстро поморгать.

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного                 Лёгкие нажимы.

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,             Сильно  зажмурить глаза несколько раз.

Чтоб усилить в тыщу раз!

Логопед: Ребята, посмотрите на экран!

Раздаётся звук падающей с полки книги, а  на экране  - 5 слайд с изображением Азбуки  и разлетающихся букв.

Логопед: Что случилось? Что случилось?

                 С полки азбука свалилась!

                 Разлетелись буквы все,

                 Не найти нам их нигде!

Ребята, что же нам делать? Ведь вы – будущие первоклассники и без азбуки вам никак нельзя. Посмотрите внимательно и  назовите буквы, которые пропали.

      На экране  - 6 слайд с изображением «наложенных» букв. Дети называют буквы.

Ну что, вернём буквы в азбуку?

Дети: Да!

Логопед: Тогда предлагаю отправиться в путешествие за «потерянными» буквами!

 Дети выполняют логоритмическое упражнение под музыку.

Мы шагаем, мы шагаем                                   Дети маршируют на месте.

И не просто так совсем!

Буквы в книгу возвращаем

Ведь нельзя без них нам всем!

О кругла, как будто мячик,                             Дети изображают буквы.
Ж похожа на жука.

Вниз черту проводим снова.
Сверху шляпка и - готово.
То ли зонтик, то ли гвоздь,
Буква Т - наш новый гость.
Буквы разные вокруг,                                     
Дети маршируют на месте.
И учить должны их  дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.

Азбуке мы все поможем,

Буквы ей вернуть мы сможем!

        На экране  - 7слайд с изображением антилопы.

Логопед: Дети, назовите животное, которое вы видите на экране.

Дети: Это антилопа.

Логопед: Правильно. С какой буквы начинается это слово?

Дети: С буквы А.

Логопед: Чтобы вернуть букву А в азбуку, надо правильно назвать слова наоборот. Подойдите к песочницам.

Логопед называет слово и рисует фигуру на песке, а ребёнок подбирает слово – антоним и рисует фигуру в обратном направлении.

Травоядный – …хищный                            длинный – …короткий

Огромный – …крошечный                         быстрый - …медленный

Высокий – …низкий                                    тяжёлый – …лёгкий

Тёмный – …светлый                                  красивый – …страшный

Далёкий – …близкий

Логопед: Посмотрите, буква  А вернулась. Значит, вы всё правильно ответили.

              На экране  - 8 слайд с изображением бегемота.

Логопед: Дети, кто это?

Дети: Это бегемот.

Логопед: Какой букве поможем вернуться?

Дети: Букве Б.

Логопед: А чтобы буква вернулась в Азбуку, вам надо отгадать, чем питается это животное. Посмотрите на экран и выделите первые звуки из названий  животных, напечатайте соответствующие буквы и прочитайте слово.

На экране  - 9 слайд с изображением тушканчика, рыси, антилопы, волка, аллигатора. Дети выполняют задание в песочницах: дают характеристику звукам, выкладывают звуковые символы на песке, печатают соответствующие буквы.

Логопед: Итак, какое слово получилось?

Дети: Трава.

Логопед: Сколько звуков в этом слове?

Дети: В этом слове 5 звуков.

Логопед: Сколько гласных звуков?

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Назовите первый гласный, второй гласный. На какой гласный звук падает ударение?

Дети: На второй гласный звук А.

Логопед: Скажите, сколько слогов в слове «трава»?

Дети: В слове «трава» 2 слога.

Логопед: Назовите 1 слог, 2 слог. Смотрите, буква Б вернулась. Вы -  молодцы! (слайд 10 –  бегемот и буква Б)

Отгадайте мою загадку:

По песку идет гора,

Воду пьет по два ведра.

Зверь горбатый, добродушный,

И в пустыне очень нужный.

Дети: Это верблюд.

На экране  - 11 слайд с изображением верблюда.

Логопед: Какая буква убежала из Азбуки?

Дети: Буква В.

Логопед: А вернём мы эту букву с помощью юлы – волшебной стрелы.

Логопед приглашает детей к столу с юлой, предлагает встать вокруг стола и раздаёт им по картинке с изображением животного Африки.

Ребята, на кого покажет волшебная стрелка юлы, тот подбирает слова – действия к своему животному.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы, буква  В тоже вернулась в Азбуку. Вы отлично справляетесь со всеми заданиями, а теперь пускай постараются ваши пальчики. Проведём для них гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Животные жарких стран»

Если в жаркую страну

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Я случайно попаду,

(по очереди соединяем пальцы с большим пальцем, изображая бинокль)

То увижу там шакала,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

Хорошо живется им –

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Не бывает снежных зим.

(хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны)

Логопед: А теперь предлагаю вам сесть на ковёр. Скажите, у какого животного самая длинная шея?

Дети: У жирафа.

   На экране появляется слайд с жирафом – 12.

Логопед: Какую букву будем возвращать?

Дети: Букву Ж.

Логопед: Для этого необходимо составить одно слово из двух. Помогут вам в этом картинки.

Логопед раздаёт каждому ребёнку картинку для составления многосложных слов, дети по очереди отвечают. В это время на экране чередуются слайды с дидактическим пособием для составления многосложных слов.

Дети: Жираф тонконогий, а носорог – толстоногий. И т. д.

      На экране слайд 22 с жирафом и буквой Ж.

Логопед: Молодцы! Буква Ж на месте. Кто на экране?

       На экране появляется слайд с изображением льва со львицей – 23.

Дети: На экране лев со львицей.

Логопед: Какая буква должна вернуться на место?

Дети: Буква Л.

Логопед: Посмотрите внимательно на животных и скажите, чем они отличаются друг от друга.

Дети: У льва пышная грива, а у львицы её нет.

Логопед: Про некоторых людей говорят, что у них львиная грива. Почему так  говорят?

Дети: Потому что у них пышные волосы, большая причёска.

Логопед: Правильно вы мыслите. И буква Л возвращается в Азбуку.

    На экране появляется слайд с изображением детей с пышными причёсками – слайд 24.

А теперь пройдите на стульчики. В названии этого животного 4 звука: первый звук С, а последний – звук Н. О каком обитателе Африки  я говорю?

Дети: О слоне.

  На экране появляется слайд с изображением слона – слайд 25.

Логопед: Конечно. Вернём букву…

Дети: Букву С.

Логопед: Буква обязательно вернётся, но только после того, как вы составите интересные синквейны о животных жаркой Африки.

  Логопед ставит на мольберт алгоритм синквейна и  дети под песню «Чунга – Чанга» составляют их.

Логопед: Какие же вы чудесные поэты! И буква С уже в Азбуке.

На экране появляется музыкальный слайд с изображением анимированных животных – слайд 26.

Логопед: Ребята, посмотрите,  как радуются за вас животные. Вы выполнили все задания – вернули буквы в Азбуку. Посмотрим?!

 На экране появляется музыкальный слайд 27 с изображением  Азбуки. Логопед демонстрирует Азбуку (пособие). Затем приглашает детей пройти в середину зала.

III часть. Рефлексия.

Логопед: Да, вы большие молодцы!  Путешествие наше было долгим, но, как мне кажется, очень интересным. А вы что думаете о нашем путешествии? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Дети: Оно было весёлым. И т.д.

IV часть. Заключительная.

Логопед: Вы сегодня были очень внимательными, старательными, умными. Ну а теперь пора возвращаться из путешествия!

На экране появляется слайд 28 с изображением  Алфавита.

Дети с песней « 33 родных сестрицы» выходят  из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Конспект интегрированного занятия на тему: "Путешествие в сказку" для детей средней группы

Предлагаю отправиться в сказочное путешествие на ковре-самолете. "...стоит в поле теремок, он не низок не высок". Но Теремок не хочет открывать двери для своих гостей, а приготовил им задания!......

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Югре" для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион       Конспект занятия по развитию речи«Путешествие по Ю...

Конспект открытого занятия общеразвивающего вида"Путешествие к морю" для детей старшей группы

Конспект  занятия  "Путешествие к морю" это совместный проект педагога психолога и инструктора по физической культуре. Не покидая детский сад дети совершают путешествие где получают знания о...

Восточное окружное управление образования Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Москве" для детей старшей группы

На занятии дети знакомятся с достопримечательностями своего города. Цель занятия -  воспитать у детей патриотические чувства, гордость и любовь к своему городу....

Конспект ООД по речевому развитию "Путешествие в Простоквашино" для детей среднего дошкольного возраста

Представлен конспект ООД по речевому развитию на тему "ЗКР: свистящие и шипящие звуки "Ж-Ш, З-С, Ч" для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по буквам" , с использованием мнемотехники

Цель: Создать условия для формирования способности произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие:развитие умения работать с мнемотаблицами.у...