Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя группа)
Конспект речевого развития в средней группе на тему "Зима.Зимние забавы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_v_sredney_gruppe.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
(в средней группе)
Тема: «Зима. Зимние забавы»
Цель:
Расширить словарный запас детей за счёт слов-действий, слов-признаков, закрепить знания о зимних забавах, учить составлять предложения по сюжетной картинке.
Задачи:
1. Обобщать и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.
2. Развивать речевое высказывание;
3. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
4. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы).
5. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.
4. Формировать прилагательное от существительного;
Оборудование:
Доска.
Мяч - снежок для дидактической игры «Ласковое слово».
Снежинка - для дыхательной гимнастики.
Демонстрационный материал – картинки с изображением зимних развлечений (дети, катающиеся на санках, лыжах, коньках, строящие зимние постройки).
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений о зиме, экскурсии по территории детского сада, беседы о зимних признаках и зимних развлечениях.
Ход занятия:
Организационный момент. Дети сидят в кругу на ковре.
Игра «Приветствие».
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Скажем: «Доброе утро!»
Воспитатель: Ребята послушайте загадку
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Правильно. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о зиме. Ребята, а какие вы знаете признаки зимы?
Дети: Зимой сильные морозы. Часто идёт снег. Зимой большие сугробы снега. Речка замерзает и покрывается льдом. На деревьях иней.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это всё признаки зимы. Скажите, какая погода может быть зимой? (Воспитатель предлагает варианты):
Если на улице идёт снег, то погода…– (снежная)
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Холод – (холодная)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а мы с вами учили стихи о зиме и зимних месяцах. Давайте их вспомним.
Дети рассказывают стихи.
1. Ребенок Я – декабрь, старший сын,
Льда и снега господин.
Я работы не боюсь,
Днём и ночью я тружусь:
Землю снегом посыпаю,
Речки льдами покрываю,
Чтобы дети не скучали
В эти зимние деньки,
Чтобы смело доставали
Санки, лыжи и коньки!
2. Ребенок В шубках ёлочки-подружки,
В шапках старые пеньки.
Не нужны зимой игрушки:
Мы пойдём играть в снежки.
Скоро станем мы похожи
На смешных снеговиков.
А январь, весь белый тоже,
Улыбнётся широко.
3. Ребенок В феврале бывает так:
Посмотрел в окно, а там-
Вот снежинка пролетает,
А за ней летит другая,
Третья, Пятая, Шестая,
За окном летят порхая,
В снежном вьюжном хороводе,
Мимо нас зима проходит.
Воспитатель: Молодцы, вспомнили название зимних месяцев (Декабрь, январь и февраль). Зима прекрасное время года, а в какие игры мы играем зимой?
Дети: Катаемся на санках, на коньках, на лыжах, играем в снежки и лепим снеговика.
Воспитатель: Вот как много интересных занятий зимой.
К нам зима пришла
С собой холод принесла,
Слышен смех детворы,
Много игр у зимы.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки о зимних забавах, вы внимательно их послушайте и дайте правильный ответ. (Развесить картинки на доску).
- Что за снежные мячи
Катят дружно малыши.
Есть морковка, угольки.
Стоят стражники Зимы (Дети лепят снеговика). - А на горке, на горе-
Лёд на радость детворе.
И летят со свистом санки
Лыжи, пёстрые ледянки (Дети катаются с горки). - Ледяного блюдца блеск
Станет радостью для всех.
И надев свои коньки
Нарезают все круги (Дети катаются на коньках). - Ровно стелятся две ленты,
Две блестящие змеи.
Это лыжников приметы,
Вдалеке они видны (Дети катаются на лыжах). - Снег искрится, снег кружится,
Вдруг мне это только снится.
Что же стало вдруг со мной?
Я как будто бы герой,
Крепость снежную свою
Защищаю в злом бою!
Все удары отражаю,
Всех снежками закидаю!(Дети строят снежную крепость). - На ледяной площадке крик,
К воротам рвётся ученик.
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»
Весёлая игра хоккей! (Дети играют в хоккей). - Раз, слепила я комок,
Кругленький и крепкий.
Два, метнула я снежок
И попала в Светку!
Я бегу как от огня:
Светка целится в меня!
В эти зимние деньки
Весело играть в снежки! (Дети играют в снежки).
Физкультминутка.
Дети, все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Воспитатель: Ну и вновь у нас игра.
Поиграем, дети?
Дети: – Да!
Игра «Назови ласково».
Воспитатель: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Зима – зимушка,
Снег – снежок
Снеговик- снеговичок
Лед- ледок
Елка- елочка
Санки- саночки
Подарок- подарочек
Сосулька- сосулечка
Мороз – морозец
Холод – холодок
Горка – горочка
Воспитатель: А теперь послушайте загадку:
Есть такой цветок.
Не вплетёшь в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок и нет цветка (Снежинка).
Воспитатель: Ребята, а как ласково назвать снежинку?
Снежинка – снежиночка.
Дыхательные упражнения.
Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Воспитатель: Сейчас я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинку. А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем.
Воспитатель: (Показать снежинку). Вот какая красивая снежинка. Давайте рассмотрим ее получше подберем красивые слова для снежинки. Какая снежинка? (Серебристая, маленькая, воздушная, сверкающая, кружевная, белоснежная, холодная, блестящая).
Воспитатель: Здорово! Вижу, что вы любите зиму! Ребята, скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: А если сильно дует ветер, снег летит, кружится. Как называется это явление?
Дети: Метель, вьюга.
Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки можно услышать зимой на улице? Как завывает вьюга?
Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: ХР-ХР-ХР-ХР!
Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!
Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Дети: С – С - С - С!
Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы!
Воспитатель: А вам бывает холодно на улице? Давайте изобразим, что нужно делать для того, чтобы никакой мороз был не страшен.
Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем,
И потопаем скорее:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ-топ!
- А теперь согреем наше личико.
Чтоб согреться – посмотри, (Потереть ладони одна о другую).
Все, как следует, потри:
Щеки, (Потереть ладонями щеки,
Носик, крылья носа,
Уши уши,
Губы… губы сверху вниз).
Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю теплого воздуха).
- А если у нас руки замерзли, как мы согреем их? (Дети выдыхают на руки, произнося звук «х»).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мы точно не замерзнем зимой на прогулке.
Итог занятия:
Воспитатель детям: О чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии. Дети отвечали полными предложениями, вспомнили много красивых слов о зиме, выразительно рассказали стихотворения и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...