Звуковая культура и зима. Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
«Звуковая культура речи. Звук «ш»
Воспитатель: В нашу группу пришло необычное письмо. Вот оно.
Послушайте, о чём пишется в письме:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Дед - Буквоед. Я - невидимка. Когда я прихожу, вы меня не видите. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые. Поэтому хочу подарить вам Азбуку, но она заперта в сундуке на замок и находится в волшебном лесу.
Раскрыть Азбуку вам поможет : -ключ,
- «волшебный кубик» с заданиями
- волшебные слова.
Вот эти слова. Запомните их – «Крутись, вертись, на бочок ложись». За каждое выполненное задание вы получите кусочек ключа. До свидания. Желаю удачи».
Воспитатель: Вы поняли содержание письма? Мы должны будем отправиться в путешествие. Что поможет раскрыть Азбуку?
Дети: Ключ, «волшебный кубик», волшебные слова.
Воспитатель крутит кубик и говорит слова– «Крутись, вертись, на бочок ложись».
1. ИГРА «Прогулка на велосипеде»
А отправимся мы в путь на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем насосом:
«ССС….» - при с –язык внизу, в улыбке губы, холодный воздух. (дети имитируют движение, длительно произносят «ССС….).
Хорошо накачали шины, только слышите, воздух шипит. Оказывается, в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит «ШШШ…» - при ш – язык находится вверху, губы округлены, тёплый воздух выходит.
Как воздух шипит, когда выходит из шины? («ШШШ,») Заклеим дырочку и ещё раз накачаем шину. Вот теперь можно отправляться в путь.
Воспитатель показывает картинку с изображением шины и спрашивает:
- Кто помнит, как воздух выходит из шины? («ШШШ…»).
Затем показывается картинка с изображением насоса:
- «А как воздух свистел, когда выходил из насоса?» («ССС….»)
Игра «Назови звук» - изображением шины «ШШШ»
- изображением насоса «ССС»
Знакомство со звуком [ш]
Воспитатель: Ребята, скажите, а звук [ш] он какой, гласный или согласный? (Согласный.) А каким цветом обозначаем звук [ш]? (Синим).
Воспитатель: А давайте все вместе поднесем ладошку к губам, и попробуем пошипеть, чувствуете струю теплого воздуха? Значит звук [ш] произнесли правильно.
Воспитатель крутит кубик и говорит слова– «Крутись, вертись, на бочок ложись».
2. Задание: «Составь по картинкам предложение»
Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.
Предложения:
Паша надевает шорты.
Паша играет с машинкой.
Паша катается на лошадке.
Составь схему предложения, зарисуй на доске.
Физминутка
А сейчас мы передохнём, поиграем (дети встают в круг, воспитатель произносит слово, а ребёнок звук – Ш или –С)
Воспитатель крутит кубик и говорит слова– «Крутись, вертись, на бочок ложись».
3. Звукобуквенный анализ слова «Шорты»
Чистоговорки
Воспитатель: Молодцы! Теперь все вместе проговорим чистоговорки. Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Шу-шу-шу – дали кашу малышу.
Ши-ши-ши – зашумели камыши.
Шо-шо-шо – после каши хорошо.
Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
Воспитатель крутит кубик и говорит слова– «Крутись, вертись, на бочок ложись».
4. Задание «Найди картинку с заданным звуком»
где звук : в начале, в середине, в конце.
Воспитатель: Ребята, я так рада, спасибо Вам! А сейчас вы будете работать в парах, разделитесь самостоятельно. Посмотрите, у вас на столах есть картинки, на которых изображены разные предметы. А задание такое: надо найти картинки в названии, которых есть звук [ш]. ( На столе лежат картинки: лошадка, шарик, мышка, груша, школа, чашка, носок, шарф, кактус, весы, матрешка, машина, рубашка, карандаш, шляпа и др.)
Воспитатель: Все справились с заданием? Давайте, тогда проверим. (Спросить за 5-6 детей).
Воспитатель: Ребята вот мы все задания и выполнили ключ получили. Я вами, сегодня так довольна, вы так сегодня хорошо отвечали, работали вместе, дружно. Друг друга слушали.
Воспитатель: Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить?
Назовите слова со звуком [ш]? Что вам сегодня понравилось? А что было самим легким? А самым трудным?
Стук в дверь. Заносят сундук. Открываем его и достаём азбуку. Дети рассматривают её.
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе по теме : «Зима! Зимние забавы!»
Цель: активизация речи; учить детей составлять рассказы с опорой на картинный план и вопросы; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: формировать понятие «времена года», уточнить знания о, учить составлять небольшие рассказы.
Развивающие : развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память. Развивать навыки устной связной монологической речи.
Воспитательные: воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое раз-витие», «труд».
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие : развивать у детей свободное общение, память, внимание, мышление.
Речевое развитие : активизировать словарь детей; развивать связную речь, умение детей давать полный ответ, развивать умение составлять рассказы.
Физическое развитие : продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе.
Труд: развивать умение не терять детали раздаточного материала; приучать, аккуратно, складывать материал после выполненной работы.
Познавательное развитие : формировать у детей познавательный интерес, развивать логическое мышление, наблюдательность.
Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме, беседы о временах года.
Оборудование: сюжетная картина «Зимние забавы», картинный план рассказа, магнитная доска, разрезные картинки с сюжетами о зимних забавах по количеству детей, презентация с картинным планом (мнемотаблица) стихотворения Г. Ладонщикова «Зимние картинки»
Словарная работа: активизация словаря по теме «Зима» : снежная, морозная, метельная, холодная; дружно, весело…
Ход:
1. Орг. момент: Дети подходят к окну.
- Дети, какое время года наступило? (Зима)
Загадки:
Заглянула к нам на время удивительная гостья.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.
(зима)
Снег выпадает,
Вьюги завывают,
Новый год встречают,
Когда это бывает?
(это бывает зимой)
- Правильно, это бывает зимой.
- Хорошо, ребята, а какие зимние месяцы вы знаете?
(Мы знаем декабрь, январь и февраль)
- Назовите первый месяц.
(Первый зимний месяц – это декабрь)
- Какой праздник в декабре?
(Новый год)
- Правильно, а теперь назовите второй месяц зимы.
(Второй месяц зимы – это январь)
- Хорошо, ну и кто назовёт последний, третий месяц зимы?
(Третий месяц зимы – это февраль)
- Ребята, вы такие молодцы, правильно назвали зимние месяцы.
Физ. минутка
Снежинки кружатся, кружатся
И на землю ложатся…
- Очень хорошо, а теперь усаживайтесь.
2. Игра «Закончи предложение»
- Зимой ночи длинные, а дни…. (короткие)
- Летом тепло, а зимой … (холодно)
- А теперь, закончим предложением, в нужной форме.
Дети лепят зимой … (снеговика)
Мы приделали морковку… (снеговику)
Мы показали соседям нашего (снеговика)
Мы играем со … (снеговиком)
Мы рассказали о… (снеговике)
- Давайте подойдем к картинке.
3. Дети подходят к доске с картинкой «Зимние забавы».
- Как мы можем назвать эту картинку? (дети говорят свои предположения)
- Правильно – «Зимние забавы». Какие зимние забавы вы видите на картинке? (дети перечисляют). Давайте дадим имена детям?
Анализируем, рассуждаем.
- Какое время года изображено на картинке? Почему?
- Как одеты дети? Почему?
- Чем заняты дети?
- Что хорошего сделали дети для птиц?
- А теперь составим рассказ.
(Дети составляют рассказ по картинке. 4 -5 предложений)
Дети садятся за столы.
4. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Зимние картинки», установка на дальнейшее запоминание.
Зимние картинки.
Г. Ладонщиков
Как Снегурка, в шубке белой
Маша с горки едет смело.
Вася катит снежный ком -
Он решил построить дом.
Под окном Тамара с Федей
Лепят белого медведя.
Брат их маленький Олег,
Чайной ложкой носит снег.
Лена катится на лыжах,
Оставляя ровный след,
А за нею - Бобик рыжий,
Только лыж у Бобки нет.
На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло, .
На коньках бежит Алёша,
И в мороз ему тепло!
5. Повторное чтение стихотворения с использование презентации с картинным планом (мнемотаблицы)
Вопросы по содержанию стихотворения:
- Кто катается на санках с горки?
- Что делают Тамара с Федей?
- Кто носит снег чайной ложкой?
- Какой след оставляет Лена?
- Кто бежит за Леной?
- На что похож лед на пруду?
- Почему Алеше не холодно зимой?
6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
7. Ребята, у вас на столах лежат картинки – льдинки. Вам нужно сложить свою картинку и сказать, что же на ней изображено.
Заключительная часть:
Воспитатель задаёт обобщающие вопросы:
- С каким времени года мы сегодня познакомились?
- Что вам понравилось?
- Что вызвало затруднения?
Литература:
1. Т. А. Ткаченко «Развитие мышления и речи по картинкам с проблемным сюжетом у дошкольника 5-7 лет»
2. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
3. О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект “ Ознакомление с древней Китайской культурой”( в рамках развития речи).
Проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Основная цель проекта - познакомить детей с древней Китайской культурой. Вызвать интерес к познанию этой культуры, ее ценностям и достижениям....
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дикие звери зимой" (развитие речи)
Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. Использовать иллюстрации, загадки....
Консультация для педагогов «Игровые дыхательные упражнения на занятиях по физической культуре как средство развития речи дошкольников»
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - неск...
Занятие в средней группе на тему "Одежда зимой". Развитие речи
Конспект занятия по развитию речи в средней группеНа Тему: «Одежда Зимой»(средняя группа) Цель: учить детей давать описание зимней одежды.Обучающие задачи:учить правильно называть зим...
Развлечения по физической культуре с элементами развития речи в подготовительной группе «Зарядка с Мишкой Топтыжкой»
Физкуоьтурное занятие с элементами развития речи...
НООД "Кто лучше готов к зиме" развитие речи с театрализованной деятельностью
НООД "Кто лучше готов к зиме" развитие речи с театрализованной деятельностью...
Конспект занятия по речевому развитию (звуковая культура: темп и ритм речи) с детьми раннего возраста на тему: «Кисонька – Мурысонька в гостях у деток»
Занятия по речевому развитию c детьми раннего возраста...