Конспект занятия "Юрта"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Монгуш Ангырак Святославовна

Конспект занятия "Юрта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в средней группе: «Юрта – жилище

тувинцев».

Цели:

 1.Образовательные: Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством,

обычаями, традициями и историей тувинского народа. Расширить, обогатить

и уточнить знания детей, воспитывать интерес к материальной части и

духовной культуре народа.

2. Развивающие: Развивать речь, память, логическое мышление детей.  

3. Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, к его обычаям и

традициям.

Материал и оборудование: женский национальный тувинский костюм

(платье, женские украшения чавага), тувинский музыкальный инструмент –

хомус.

Предварительная работа: чтение народных сказок, рассказов и

стихотворений тувинских писателей и поэтов. Рассматривание картины,

иллюстраций альбомов по теме «Прослушивание народных песен»,

познавательные занятия «Мой любимый город – Шагонар».

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,

«Социализация».

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.

Методы и приемы:

         Наглядный : показ предметов быта, одежды.

Словесный: художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, хоровые

и индивидуальные ответы детей, словесная игра.

 Практический: игровые упражнения.

Словарная работа: активизация слова «юрта»

Обогащение словаря: «чавага», «хомус»

 

Ход:

1.  Организационный момент:

Воспитатель  в  тувинской  национальной  одежде,  дети  подходят,

рассматривают.

- Посмотрите, дети, сегодня я в необычном наряде. Я сегодня надела

тувинскую национальную одежду. Вот это мое платье, оно у меня длинное,

широкое, украшено тувинским узором  

- А знаете, дети, почему платье женщины носили широкое? (ответы). Потому  что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т.е. ездили верхом на лошади.

- Какого цвета мое платье?  

Посмотрите, какое на мне украшение. Это украшение называется – чавага.

Сделаны из красивых бус.

- Вот мы рассмотрели с вами тувинскую национальную одежду тувинской женщины. Ребята, я хочу вас пригласить в гости к тувинской семье, но чтобы туда попасть нужно сначала ответить на вопросы:

- В каком городе мы живем? (город Шагонар)

- Как называется наша республика? (республика Тыва)

- Молодцы, ребята, теперь мы можем пройти (подходят к юрте).

2. Основная часть.

Воспитатель:– Экии! Что я сказала? Я поздоровалась на тувинском языке, давайте мы все поздороваемся с хозяевами.

(обращается к хозяйке юрты) Как называется ваш дом?

Хозяйка: - Это юрта. Здесь живет моя семья.  

Воспитатель: - Дети, как вы понимаете слово «семья»? (ответы). (мама, папа, дед, баба, дети).

Хозяйка: –Сегодня я одна в юрте, все остальные ушли по делам. Давным-давно тувинцы жили в юртах. Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской.  

Воспитатель: Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали?

(перечисление предметов).

Хозяйка: –- Правая сторона юрты от входа называлась женской половиной.

Там находилась посуда, одежда, т.е. те вещи, которые нужны женщине.

Воспитатель:–А в левой стороне юрты в мужской половине что вы видите? (орудия труда, охоты).

- Что еще вы заметили в юрте? (огонь). Зачем нужен огонь? (ответы). Огонь, дети, у тувинского народа особо почитался. В холод огонь согревал, в голод – кормил (люди могли себе варить еду). Костер всегда находится в центре юрты. Как вы думаете, куда же выходил весь дым от костра? (дым выходит через отверстие на крыше).

- Мы с вами рассмотрели юрту. А сейчас скажите мне, чем занимались люди в семье? (ответы). Конечно, мама – готовит еду, папа – охотится, пасет овец, коров, бабушка вышивает, дедушка – охраняет очаг, а дети – играют. А вы любите играть?

Физминутка - игра «Юрта».

Образуют круг и ходят по кругу со словами:

Юрта, юрта – круглый дом,

Побывайте в доме том,

Трудятся отец и мать,

Что мне делать? Отдыхать.

Быть без дела не люблю,

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей. (Пляска)

Воспитатель:– Дети, а вы любите слушать  музыку? В этой семье тоже любят слушать музыку. Садитесь  поудобнее ( обращается к хозяйке).Что за

инструмент у вас в руках?

Хозяйка: Это мой любимый тувинский инструмент  хомус (показать хомус)

Воспитатель: Хомус – это древний музыкальный инструмент. Его делают мастера. Звучание  очень нежное, сыграйте пожалуйста.

(После прослушивания, благодарят Хозяйку)

Воспитатель: Дети, как называется инструмент, на котором нам сейчас

сыграли? (ответы)

(дети встают).

3. Итог занятия.

-Где мы были в гостях?

- С кем мы с вами познакомились?  

-Что находится на женской половине юрты?  

-Что находится на мужской половине юрты?

- Как называется женское украшение, которое завязывали на косу? (чавага).

-Для чего нужен огонь в юрте?  

-Звучание, какого инструмента мы сегодня слушали?

- Молодцы, дети! Давайте попрощаемся с хозяйкой юрты. Байырлыг!

Досвидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....