«Обучение детей связной речи при составлении рассказов по картинкам с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Цель: развитие речевого творчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение детей связной речи при составлении рассказов по картинкам с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности»

   Известный педагог К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он  заговорит».

     В нашей группе компенсирующей направленности система работы по обучению детей связной речи при составлении рассказов по картинам, заключается в последовательном использовании нескольких видов картин:

  1. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию В.В.Гербовой;
  2. Серия картин о природе «Времена года» Н.В.Нищевой;
  3. Серия картин о животных «Мир природы» Н.В.Нищевой;
  4. Серия картин на социальную тематику «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» Т.А.Ткаченко;
  5. А также по репродукциям произведений живописи художников И.Шишкина, И.Левитана, В.Серова и других, рекомендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, рисунок), позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

     В своей работе я использую такие виды работы с картиной:

  • Рассматривание;
  • Описание;
  • Рассказывание.

      К нам в группу поступают дети с разными речевыми проблемами и первая задача, которую мы ставим перед собой – это обогащение лексики. Прежде чем ребёнок научится связно говорить, нужно провести большую предшествующую работу. Я строю эту работу поэтапно:

I этап – рассматривание предметных картинок.

     Например, перед рассматриванием сюжетных картин «Осенний денёк», «Зимние забавы» это будут предметные картинки «Одежда», «Дети в сезонной одежде», «Деревья», «Кустарники», «Птицы». Перед рассматриванием картин о животных – предметные картинки «Взрослое  животное», «Животное с детёнышем», «Животное разного окраса»(кошка, собака) и т.д. При описании детьми предметов я всё время дополняю описание словами, которые дети мало или совсем не употребляют: кошка – трёхцветная, полосатая, прыгучая, дерево – раскидистое, тенистое и т.д.  

     Для активизации словаря при рассматривании картинок  использую такой приём, как словесное дидактическое упражнение:

«Кто скажет точнее?», «Скажи наоборот» - на использование антонимов;

«Кто скажет иначе, по-другому» - на подбор синонимов;

«Кто заметит больше?», «Опиши предмет» - на подбор качеств, признаков, деталей предмета;

«Найди сходство и отличия», «Скажи ласково» - на употребление слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Степень частоты рассматривания картинок зависит от детей, с некоторыми возможно за один-два раза решить все речевые задачи, а с другими повторяю неоднократно.

II этап – рассматривание мало сюжетных картинок с изображением объектов в действии:

«Мальчик катается на санках»,

«Девочка собирает осенние листья»,

«Кошка сидит на крыше»,

«Собака ест из миски» и т.д.

Здесь я ставлю перед собой задачу по обогащению словаря глаголами, а в дальнейшем использую эти картинки для составления повествовательных рассказов, когда ребёнок описывает (придумывает) события, предшествовавшие изображённым и завершающие их.

III этап – это работа с серией (три-четыре картинки, связанные одним сюжетом):

«Придумай рассказ по картинкам»,

«Что сначала, что потом».

Для усвоения структуры рассказа использую такие приёмы:

  • Выставляю картинки в алогичном порядке и предлагаю детям догадаться, где здесь начало, середина, конец;
  • Выставляю картинки, где закрыта первая картинка, или последняя и предлагаю додумать, что было «до» и «после»;
  • Сама принимаю участие в составлении рассказов, придумывании концовок начатых детьми рассказов;
  • Использую модель «Трёхцветный круг» для определения начала (зелёная часть), середины (красная часть), конца (синяя часть) рассказа (по методике О.С.Ушаковой, А.Г.Арушановой);
  • Один ребёнок начинает рассказ, второй продолжает, третий заканчивает и только потом ребёнок составляет рассказ сразу по всем картинкам. 

IV этап – это использование дидактических игр. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала. Учитывая специфику группы компенсирующей направленности, провожу эти игры ежедневно: утром, на прогулке, вечером.

Это игры на группировку и классификацию предметов, на активизацию словаря:

«Похожи, не похожи»,

«Подбери слово»,

«Кто больше назовёт действий?»,

«Назови одним словом»,

«Что лишнее?»,

«Продолжи сам»,

 «Назови пять предметов» и многие другие.

На грамматический строй и развитие связной речи:

«Скажи правильно»,

«Что из чего?»,

«Отгадай-ка»,

«Что изменилось?»,

«Закончи предложение»,

«Почемучка»,

«Что не так?»,

«Скажи со словом…» и многие другие.

V этап – это знакомство детей с сюжетной картиной, описание и рассказывание по ней.

Полнота и содержательность восприятия картины, качество детских рассказов, в значительной мере обуславливаются беседой в процессе её рассматривания. При подготовке и проведении беседы ставлю перед собой следующие задачи:

  • Включение вопросов, требующих ответов-описаний (объектов, действий, пейзажа), например:

- Какое время года изображено на картине и почему ты так подумал?

- Как одеты дети? Чем занимаются?

- Чем похожи и чем отличаются? (Взрослое животное и детёныш, мальчик и девочка, куст и дерево и т.д.)

  • Включение вопросов, требующих ответов-размышлений, например:

- Почему ты так подумал?

- Что может произойти, если…?

- Как ты думаешь зачем…? (Зачем украшать новогоднюю ёлку? Зачем  дети ходят зимой на прогулку? Зачем  иметь дома домашнее животное? и т.д.)

- Как вы думаете почему эту картину так назвали?

  • Включение вопросов, сгруппированных так, чтобы при ответе у ребёнка получился законченный рассказ по одному из фрагментов картины, например:

- Кто нарисован на переднем плане картины?

- Опиши, как он выглядит?

- Что делает? И т.д.

     Конечно, умение детей связно составить рассказ по картине, приходит не сразу, большую помощь здесь оказывает и образец рассказа воспитателя, и план рассказа, и картинки-схемы, опираясь на которые, ребёнок более полно раскрывает содержание картины.

     Для развития интереса у детей к рассказыванию, очень важен и анализ рассказов детей воспитателем: «Как много ты использовал слов при описании…», «Как ты красиво сказал!», «Я сразу себе представила, как это было!» и т.д.

     В результате такой целенаправленной работы дети существенно пополнили свой словарный запас, умеют анализировать, рассуждать, отвечая на вопросы воспитателя, составлять самостоятельно и при помощи воспитателя описательный рассказ по картине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Мы будущие олимпийцы»

Цель: формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры....

Статья Использование технологии «Петербургский калейдоскоп» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор: Толкачёва Т.Ю.

Рекомендую Вам, свой новый, интересный, авторский материал, который я разработала и успешно использовала в работе с детьми. Хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами....

Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Африканское приключение»

Открытое занятие. Апробированный на практике конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности игра - квест «Африканское приключ...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...