Цикл НОД по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Приоритетные задачи НОД: -согласование имен существительных с именами прилагательными в роде и падеже.
                                                -образование глаголов и их спряжение по лицам и числам.
                                                - использование в речи предлогов пространственного значения. Построение связных высказываний.
                                                -совершенствование грамматического строя речи и связной речи. Можно использовать как диагностическое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_nod_po_razvitiyu_rechi.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл НОД по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Л.Д.Игнатьева
воспитатель  филиала МБДОУ д/с 4

 

1.Тема «Лунтик и его друзья»

Приоритетная задача НОД: согласование имен существительных с именами прилагательными в роде и падеже.

2.Тема «Список»

Приоритетная задача НОД: Образование глаголов и их спряжение по лицам и числам.

3.Тема «Прятки»

Приоритетная задача НОД: использование в речи предлогов пространственного значения. Построение связных высказываний.

4.Тема «Письмо от Лунтика»

Приоритетная задача НОД: Совершенствование грамматического строя речи и связной речи. Можно использовать как диагностическое.

  1. Тема: «Лунтик и его друзья»

Программное содержание: Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде и падеже, подбирать прилагательное к заданному существительному. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, умение строить развернутые фразы. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать чувство коллективизма.

Материалы и оборудование: демонстрационный: игрушка Лунтик, компьютер, слайды; раздаточный: серединки и лепестки цветов, ведерки, обручи, теннисные шарики.

Предварительная работа: просмотр мультсериала о Лунтике.

Словарная работа: соломенный, каменный.

Вводная часть. Дети стоят на ковре.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный гость. Отгадайте, о ком я сейчас расскажу. Он прилетел к нам с Луны, считает себя лунной пчелой, а на Земле нашел себе бабушку и дедушку, а также много друзей. О ком я говорю? (О Лунтике)

Верно (показывает игрушку Лунтика). А как вы думаете, почему Лунтик смог найти столько друзей? Даже те, кто ни с кем не хотел дружить, с Лунтиком все-таки подружились. (ответы детей). Значит, Лунтик какой? (добрый, умный, отзывчивый, смелый, хороший). Ребята, Лунтику понравилось, что вы про него так много знаете и как вы про него рассказали. Поэтому ему захотелось вас поближе познакомить со всеми своими друзьями и послушать, что же вы о них знаете. Лунтик очень любит цветы, ведь они такие красивые. Поэтому он приготовил для вас вот такие разноцветные круги- это серединки от цветов. А лепестки он вам будет давать, если вы расскажете о его друзьях больше всех. Тогда у нас получится целая цветочная поляна.

Основная часть. (дети садятся на ковре)

Показ слайдов с героями мультфильма (Мила, Шнюк, тетя Мотя, генерал Шер, Вупсень, жаба Клава и др). Воспитатель спрашивает у детей как зовут героя и какой он. Тот из детей, кто назовет больше прилагательных, получает лепесток. Лепестки можно давать и просто активным детям в качестве поощрения. На последнем слайде Пчеленок. После того, как дети рассказали о нем, Пчеленок предлагает им поиграть.

Проводится эстафета «Собери нектар».

После игры дети садятся за столы. Лунтик загадывает им загадки о своих друзьях (которых не было на слайдах).

У кого полосатое платье? (У бабы Капы).

У кого домик из раковины? (У рака Чикибряка).

У кого самые красивые крылышки? (У бабочки Лины).

У кого подземный дом? (у Корнея Корнеевича).

У кого платье в горошек? (У Милы).

Баба Капа испекла пирог из меда, значит он (медовый).

У тети Моти дом из камней, значит он (каменный).

Мила сделала замок из песка, значит он (песочный)

У Шера стол из дерева, значит он (деревянный).

Муравейник построен из соломинок, значит он (соломенный).

Про кого из моих друзей можно сказать так: (Трудолюбивая, Молчаливый, Медлительная,

Строгий, Крикливая, Веселый

Заключительная часть.  Всем детям, которые отвечают Лунтик дает лепестки цветов. В конце занятия он вместе с детьми любуется на получившуюся цветочную поляну, хвалит детей и прощается с ними. Из цветов во вторую половину дня можно сделать коллективную тематическую аппликацию.

  1. Тема: «Список»

Программное содержание: Продолжать учить детей подбирать разнообразные глаголы к заданному существительному, спрягать их по лицам и числам; образовывать глаголы повелительного наклонения и включать их в связные высказывания. Закрепить умение изменять имена существительные по падежам. Развивать логическое мышление. Воспитывать заботливое отношение к окружающим, желание помочь.

Материалы и оборудование: демонстрационный: мольберт, кукла-Лунтик, шарик с гелием

Предварительная работа: просмотр мультсериала о Лунтике.

Словарная работа: список

Вводная часть. Дети сидят на стульях, воспитатель перед ними за небольшим столом. Воспитатель предлагает догадаться, о ком идет речь.

Воспитатель: Он веселый, озорной,

А живет в траве лесной,

Он с Луны к нам прилетел,

Подружиться захотел.    Дети: Лунтик!

Воспитатель: Конечно! Сегодня снова Лунтик с нами (на мольберт выставляется плоскостная кукла-марионетка). Сейчас мы посмотрим часть мультфильма «Список». Смотрите внимательно.

После просмотра воспитатель спрашивает у детей, что такое список и для чего он нужен. (ответы детей.).

Основная часть. Воспитатель : Я предлагаю вам, ребята, сегодня помочь друзьям Лунтика. Мы с вами вспомним, кто и чем занимается, и составим для каждого свой список дел. Вы будете мне говорить, а я запишу.

Дети называют что делают герои мультфильма, а воспитатель записывает, поощряя детей и предлагая составить как можно больший список. Список прикрепляется к шарику с гелием, на котором пишется адрес. Шарик выпускается в окно.

Проводится физкультминутка. Кукла-Лунтик называет действие, а дети отвечают ему и показывают это действие.

Лунтик: Я хожу! – Дети: И мы ходим!

Лунтик: Я танцую! – Дети: И мы танцуем!

Лунтик: Я прячусь! – Дети: И мы прячемся!

Лунтик: Я сплю! – Дети: И мы спим!

Лунтик: Я учусь! – Дети: И мы учимся!

Лунтик: Я бегу! – Дети: И мы бежим!

Лунтик: Я ем! – Дети: И мы едим!

Воспитатель : Молодцы, ребята! Лунтику понравилось играть с вами. И списками нашими он доволен. Только у него к вам есть еще одна просьба. Садитесь на стулья (дети садятся). Лунтику хочется, чтобы его друзья как можно быстрее увидели свои списки. Поэтому их надо поторопить, чтобы они скорее оказались в своих домиках. Давайте мы с вами сейчас вспомним, кто где живет и кто как передвигается. А затем поторопим всех друзей Лунтика.  Вот так: «Лети, Лина, на цветок!», «Ползи, Корней Корнеевич, в нору!» и т. д.

 Заключительная часть. Беседа с детьми о том, что сегодня было самым интересным и увлекательным. Затем Лунтик благодарит детей и прощается с ними до новых встреч.

  1. Тема: «Прятки»

Программное содержание: Продолжать учить детей правильно использовать предлоги пространственного значения, включать их в связные высказывания. Закрепить умение соотносить движения с текстом, развивать координацию движений. Воспитывать дружеские чувства.

Материалы и оборудование: демонстрационный: мольберт, картина большого размера, плоскостные фигурки персонажей.

Предварительная работа: просмотр мультсериала о Лунтике, дидактические упражнения.

Словарная работа: муравьишка.

Вводная часть.  Дети стоят на ковре.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова поговорим с вами о Лунтике и его друзьях. Все вы хорошо знаете, что Лунтик очень любит играть с друзьями в разные игры, придумывать новые развлечения и веселиться. Я вам сейчас прочитаю о его приключениях, а вы мне, пожалуйста, помогите. Там, где я буду останавливаться нужно закончить предложение или добавить слово.

Текст: «Лунтик дружит со многими: с Милой, с Кузей, … .Где только ни побывал он со своими друзьями, чем только ни занимался! Плавал с Кузей по пруду (на лодке, летал (на воздушном шаре, съезжал зимой (с горки). С Милой строил замки (из песка, изображал больного, когда они играли (в больницу, качался (на качелях, Играл с мальками (в догонялки, а с Чикибряком- (в шашки, забирался с Пчеленком (на цветок, а с гусеницами-(на мухомор). Но больше всего Лунтику понравилось играть (в прятки). Так весело играют друзья в прятки, что даже взрослые иногда начинают играть вместе с ними».

Основная часть.  Посмотрите, ребята, что прислал нам в подарок паук Шнюк (закрепляет на мольберте картину). Это его знаменитая гигантюра. На ней сейчас будут прятаться наши друзья. Закрывайте глаза и не подсматривайте.

Дети закрывают глаза и произносят считалку. Воспитатель располагает в прорезях картины плоскостные фигурки персонажей. Дети открывают глаза и по очереди называют, кто где спрятался. Затем снова закрывают глаза, а воспитатель меняет фигурки местами, добавляет или убирает персонажи. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Какой новый персонаж вы заметили? (ответы детей). Правильно, это муравьишка. Он хочет с вами поиграть.

Дети встают. Проводится логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал. Дети приставляют ладони к щекам,

Ой-ой-ой-ой, ой-ой-ой. Ритмично покачивают головой.

Ножку тонкую он поломал. Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.

Травкой быстро ее обмотал, Ритмично бегут на месте.

В муравейник скорей побежал.

Ну, а солнце за лес уж зашло. Делают ритмичную пружинку.

Ох-ох-ох-ох, ох-ох-ох!

Стало сразу так страшно, темно. Ритмично закрывают глаза ладонями.

Хорошо, что друзья помогли, Делают ритмичные хлопки.

Муравьишку домой принесли.

Мо-лод-цы!

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, прежде, чем спрятаться, Лунтик на прогулке всегда присматривает укромные местечки. Давайте посмотрим, где же он гуляет.

Воспитатель передвигает плоскостную фигурку по картине, а дети проговаривают «маршрут» Лунтика: пошел по тропинке, мимо ивы, подошел к пруду и т. д.

Заключительная часть. Воспитатель: А еще на прогулке Лунтик повторяет, кто где живет. Давайте и мы с вами вспомним (ответы детей). Молодцы, ребята, вы настоящие друзья Лунтика. А сейчас можете подойти к гигантюре и поиграть с героями мультфильма.

Тема: «Письмо от Лунтика»

Программное содержание: Совершенствовать грамматический строй речи. Закрепить умение употреблять в речи предлоги «из-за», «из-под», предлог «с» с существительными творительного падежа, образовывать относительные прилагательные, умение строить развернутые фразы. Развивать интонационную выразительность, дыхание, мелкую моторику; внимание, память, мышление, зрительное восприятие. Воспитывать трудолюбие, желание оказывать посильную помощь.

Материалы и оборудование: демонстрационный: мольберт. конверт с письмом и картинками (фотографиями, группы картинок, прикрытые плоскостными изображениями капель, картинка с изображением мальков, шапочка щуки; раздаточный: синяя краска в розетках, ватные палочки, конверты в виде пирожков с различным содержимым, картинки с изображением грибов, овощей, фруктов, нити.

Предварительная работа: разъяснение пословиц, дидактические игры и упражнения.

Словарная работа: мальки, стеклянные, деревянные, шерстяные.

Вводная часть. Дети сидят за рабочими столами. Воспитатель сообщает им, что пришло письмо от Лунтика и предлагает его прочитать.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Пишет вам ваш друг Лунтик. Я хочу вас попросить помочь нашим гусеницам- Вупсеню и Пупсеню- стать хорошими. Они давно этого хотят, даже стали всем помогать, но у них ничего не получается. Я очень на вас надеюсь. Лунтик.

Согласны ль вы, ребята, потрудиться,

Чтобы гусеницам помогать всему учиться? Дети: Да! Воспитатель: Тогда давайте поспешим, За гусеницами последим. (показывает первую «фотографию»)

Корней Корнеевич грядки поливал

И гусениц помочь позвал.

Они усердно воду лили,

Но грядки так и не полили. Придется нам их выручать, Самим все грядки поливать.

Основная часть.  Детям предлагается набрать краску на ватную палочку и нанести «Капельки» на большие капли на мольберте.

Воспитатель: Вот и полили грядки,

Проверим, все ль в порядке.

Грядки необычные у нас с вами друзья,

Здесь растут предметы,

Каких нам в огороде вырастить нельзя. Каждую капельку вы поднимите,

Что под капелькой скажите,

Какие это предметы назовите.

Дети по очереди выходят к мольберту, открывают «капельки», называют предметы и относительное прилагательное к каждой группе предметов.

Воспитатель (показывает следующую картинку):

Здесь баба Капа пироги печет,

Кого-то, видно, в гости ждет. Вызвались гусеницы ей помогать,

В итоге нечем бабе Капе нас стало угощать.

Придется все нам исправлять.

Детям предлагается рассказать, с чем у них «пирожки»(с зелеными буквами, маленькими кольцами, желтыми листьями т. д., а затем по пунктирным линиям выложить нитями контуры предметов и рассказать, с чем теперь получились пирожки.

Воспитатель: С пирожками чай попили,

Гусениц мы угостили,

Капа рада от души,

Нас зовет еще прийти.

(показывает следующую картинку)

В пруду Пескарь Иванович живет

И за мальками он присмотр ведет.

У Пескаря Ивановича сейчас беда-

Спрятались мальки все кто куда.

Я вас прошу их отыскать

И поскорее Пескарю сказать,

Где же мальки сидят, молчат, Из-под каких предметов все глядят?

Детям предлагается найти на картинке мальков и сказать, из-за каких предметов их видно. Затем проводится подвижная игра «Караси и щука»

Воспитатель (показывает картинку):

Вот гусеницы к пауку зашли, У Шнюка на столе стихи нашли, Их захотели тут же дописать

И друг у друга стали отбирать.

Листочки в клочья разлетелись вмиг.

Ну как, скажите, выручить нам их?

Детям предлагается закончить предложения.

Воспитатель: Дядя Шнюк остался доволен, да и гусеницы тоже. А что же мы видим на следующей фотографии? (показывает).

Кузя прыгать очень рад,

Приглашает всех ребят Поскорее рассказать, Как умеет он скакать.

Воспитатель показывает плоскостной фигуркой действия, а дети их называют (прыгнул, перепрыгнул, выпрыгнул, допрыгал, запрыгнул на заборчик)

Воспитатель: На заборе кузнечик сидел, Песенку громко веселую пел.

От забора палочки в руки мы возьмем,

Песенку с кузнечиком вместе пропоем.

Ничего не делай ляп Ничего не делай тяп, Доводи все до конца,

Станут добрыми дела.

Воспитатель (показывает следующую картинку): Гусеницы поняли, как себя вести. Они благодарят вас, ребята, за помощь и постараются все дела доводить до конца. А в письме есть еще пословица. Послушайте: «Кончил дело-гуляй смело». Как вы ее понимаете? (ответы детей).

Заключительная часть.

Вот и мы с вами в гостях у насекомых побывали,

Гусеницам помогали.

Сделали мы все дела,

Нам домой идти пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Учебно-методическое пособие.

Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли, передавать последовательно содержание небольших литературных текстов. Связная речь – это не просто пос...

Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием

Проблемой нашего исследования является обучение описательной речи детей старше дошкольного возраста. Этой проблемой занимались Филичева Т.Б.,    Чиркина    Г.В.,...

СТАТЬЯ - "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СХЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОН Р"

В даной статье освещены актуальность данной темы, в каких разделах работы  коррекциии речи я использую данные схемы, какие формы связной речи равиваю на каждом этапе коррекционной работы. Также в...

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. В чем заключается её актуальность: - в том, что практическая деятельност...

Проект по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает ...