Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Учебно-методическое пособие.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли, передавать последовательно содержание небольших литературных текстов.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует речь, научась мыслить[1 Ф.Сохин.]
Исследователями установлено, что без руководства взрослых связная речь развивается крайне медленно, с большим трудом или практически не развивается. В особенности это касается детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста.
Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли, передавать последовательно содержание небольших литературных текстов.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует речь, научась мыслить[1 Ф.Сохин.]
Исследователями установлено, что без руководства взрослых связная речь развивается крайне медленно, с большим трудом или практически не развивается. В особенности это касается детей с речевыми нарушениями.
Используя любознательность ( исследовательский интерес), свойственные ребенку дошкольного возраста, необходимо использование таких педагогических технологий, чтобы ребенок сам был активным участником образовательного процесса.
Только в такой деятельности происходит развитие главных психических свойств ребенка, развитие его личности.
В дошкольном возрасте можно обучать детей различным видам рассказывания:
Пересказу;
- Описательным рассказам;
- Повествовательным рассказам;
- Описательно-повествовательным рассказам;
- Творческим рассказам;
- Рассказам по картинке, по серии картинок.
При этом можно использовать приемы:
- Выделение из текста слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- Зарисовка текстов художественного произведения;
- Использование модели описательного рассказа;
- Пересказ по цепочке слов;
- Пересказ от своего лица;
- Озаглавливание частей услышанного рассказа;
- Использование описательно-повествовательных рассказов с последоват-м сод-м;
- Составление общей сюжетной картины на магнитной доске из отдельных частей;
- Диалоги;
- Драматизация;
- Использование цветных моделей;
- Описание своих действий в различных ситуациях.
Использование всех этих приемов позволяет сформировать у детей умение делать выводы или выражать свое отношение к изложенному, четко и последовательно излагать ход событий, устанавливать логическую связь между всеми частями текста, понимать причинно-следственные связи и скрытый смысл, что и соответствует новым ФГТ к <<Программе …>>
уровню развития интегративных качеств ребенка, а именно “использование форм описательных и повествовательных рассказов в процессе общения.
К началу обучения в школе дети уже готовы к составлению небольших описательных рассказов. Для тренировки этого навыка подобраны рассказы известного русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1871гг) о домашних животных.
Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки.
Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по 3-4 опорным словам.
Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребенка, логопеду (педагогу) приходится искать интересные для дошкольника формы преподнесения материала.
Опираясь в своей работе на методику В.К.Воробьевой, обучения составлению повествовательного рассказа с опорой на графический план, я разработала картинки-рассказы, которые и являются опорным планом рассказа.
Детям предлагаются листы-раскраски с заданиями.
Раскрасить животных и рассказать о них.
Пересказ описательного рассказа.
Послушай рассказ про …( овечку)
Запомни, какая она
Прочитайте рассказ два раза подряд.
Сначала ребенку нужно повторить рассказ по предложениям, отвечая на ваши вопросы, затем раскрасить картинку и пересказать по ней.
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки.
Для этого вида пересказов необходимы наглядные пособия: контурное нераскрашенное изображение предмета и отдельные его части в цвете или несколько контурных изображений одного и того же предмета с выделенными различными цветами деталями.
Пересказывая текст описательного характера, дети должны не опираться на изображение всего предмета в целом, а рассматривать и описывать отдельные его части, постепенно составляя целостный образ.
Раскрашенные отдельные части-детали – это и есть картинный план описания предмета.
1.Вначале нужно прочитать рассказ описательного характера,
2.затем выставить на доску контурное изображение этого предмета и распространенные изображения его отдельных частей,
3.далее спросить детей про свойства частей предмета.
4.Затем дети полностью описывают данный предмет.
Такой методический прием, как указывает Л.Н.Ефименкова. формирует у детей умение планировать предстоящий пересказ.
При составлении описательных рассказов можно использовать рисунки, которые делают сами дети. Короткие фразы подсказывают содержание рисунков. Происходит <<пошаговая>> зарисовка детьми рассказа, предложенного педагогом.
Дошкольникам обычно трудно дается описание пейзажа, состояния погоды, времени года. Но это хорошо усваивается, если они берут в руки карандаш и становятся художниками. Этот вид работы стимулирует умственную деятельность и способность выделять главную мысль в предложении. Глядя на свои рисунки, дети составляют рассказ. Таким образом, используя сочетание различных методов в работе по развитию связной речи, можно научить ребенка планировать пересказ, рассказ по картине, по серии картинок.
Психологические особенности детей с ОНР. Вставить. Выготский Л.С.Мышление и речь.-М.,1999.
Дошкольники с ОНР имеют значительные трудности в овладении навыка связной монологической речи, что связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Логопед больше, чем любой другой педагог, учит планировать речевое высказывание. Словесный метод обучения ребенка без опоры на наглядность редко дает хорошие результаты, что объясняется психологическими и возрастными особенностями маленького ученика. Детям нелегко дается логика сюжета, и поэтому, серьезной проблемой при обучении рассказыванию является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности по определенному плану. Для этого используются изобразительные средства.
Наиболее эффективно сочетание методов наглядного и словесного, (использование нескольких анализаторов), т.е. показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом, который дети повторяют, ему дети подражают.
Наглядный образец (рисунок, пиктограмма…) помогает осознать логику плана
составить план высказывания. Для повышения эффективности запоминания, усвоения вербального материала используются различные виды зрительных опор – рисунки, предметные картинки, пиктограммы, цветообозначения, графические схемы. Научить дошкольника планировать очень важно с точки зрения пропедевтики:
Сначала при описании одного предмета,
Затем при пересказе текста.
Дети с удовольствием рассматривают комиксы с пошаговой зарисовкой действий, ситуаций. Этот же принцип можно использовать при обучении детей пересказу текста .
Для ребенка с нарушением слухо-речевой памяти таким планом может стать пошаговая зарисовка содержания рассказа ( поэтапная зарисовка содержания рассказа). Систему работы по обучению дошкольников планированию текста нам подсказали рисунки художника и сказочника В.Сутеева.
На рисунках должно быть четко определено, на что ребенку следует обратить внимание, например: если речь идет о частях тела животного, то можно предложить работу по следующему плану:
Рассматриванием картинку с изображением кошки или другого домашнего животного.
Рисуем части тела животного, раскрашиваем, называем действия.
Продолжаем работу над рассказом о знакомых животных. Сочиняем пошаговые действия и ситуации. Когда ребенок рассказывает о домашнем животном, он воспринимает его не только на картинке, но и конкретно, поэтому возможно внесение в пересказ ощущений из собственного опыта ощущений.
Пересказ рассказа малыш может осуществить на основе наглядно представленного материала, т.е. по серии тематически подобранных картинок.
Каждой картинке соответствует комментарий – предложение, задание , вопрос, заранее подготовленный логопедом. При этом, картинки, положенные перед ним в определенной последовательности, являются для него наглядным планом, а предложения, вопросы или задания, которые произносит логопед – речевым планом.
Методика работы по обучению пересказу.
Взрослый выразительно, медленно читает ребенку текст два раза.
После проведенной словарной работы…
Задает вопросы по тексту.
Ребенок, опираясь на картинки, пересказывает текст.
Психология
Когда ребенок видит картинки и составляет по ним рассказ, он действует по восприятию, т.е. рассказывает о том, что он видит в момент рассказа.
Воспроизвести в рассказе серию картинок по памяти сложнее для ребенка. Этот вид рассказа требует произвольной памяти, а у …
Для эффективного усвоения вербального материала используются различные виды зрительных опор – рисунки, предметные картинки, пиктограммы, цветообозначения, графические схемы.
К методам коррекционного обучения относится технология с использованием
зрительных опор, пиктографии (пиктограмм) – рисунчатого письма:
-рассказы детей с использованием схем;
-рассказы детей по опорным картинкам, приметам;
Методика обучения связной монологической речи включает в себя четыре последовательных этапа, построенных на принципе <<от простого к сложному>>:
- Обучение рассказу по серии сюжетных картинок;
- Обучение рассказу по сюжетной картине;
- Обучение пересказу ( с опорой на серию сюжетных картинок);
- Обучение описательному рассказу( с опорой на графическую схему);
В основу методики легли следующие технологии:
Использование картины
Моделирование( графические схемы)
Работа с закрытой картинкой.логопед просит помочь нарисовать предмет, вид которого он непомнит.логопед называет части предмета, а дети – признаки этих частей.
Обучение пересказу ( с опорой на серию сюжетных картинок), в основу которого положена методика Т.А. Ткаченко.
Мы предлагаем использование определенных технологий работы, разработанные разными авторами с целью преодоления нарушения восприятия текста:
1 этап – организация символико-моделирующей деятельности с использованием различных приемов работы;
2 этап - технологию сюжетно-моделирующей деятельности;
3 этап - методику мнемотехники;
4 этап – методику работы с закрытой картиной.
Такая методика позволяет детям постепенно овладеть навыками построения точного, четкого и логически верного высказывания при пересказе.
Большое внимание следует уделить выбору произведений для пересказа.
Они выбираются с учетом возрастных и речевых возможностей детей: небольшие по объему, с четкой структурой, ясной логической последовательностью событий и доступным пониманию детей дошкольного возраста сюжетом. Это облегчает воспроизведение текста и способствует усвоению определенных речевых средств.
Тексты для пересказа лучше отбирать с четким делением на эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Таким требованиям отвечают…
Методика.
Сначала необходимо актуализировать, уточнить и расширить знания детей по теме, речь о которой пойдет в рассказе, предназначенном для пересказа.
Ознакомление с рассказом для пересказа. Прежде, чем ознакомить с текстом, рассмотреть и разложить в верной последовательности серию сюжетных картинок. Далее ответы детей на вопросы логопеда:
Кто главный герой рассказа?
Сколько всего действующих лиц рассказа?
Каков основной сюжет рассказа?
Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
Затем логопед читает рассказ, проводит беседу по его содержанию, предлагает проиграть ситуацию, и только после этого дети пересказывают рассказ с опорой на наглядность.
Рассказы на нравственные темы.
После прочтения рассказа идет словарная работа.
Ответы на вопросы:
Что могло случиться с дубом?
Что случилось потом?
Научить выражать свои ощущения в виде связных рассказов.
Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. В детстве ярко проявляется способность слухом, зрением, воображением воспринимать художественное произведение, искренне от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако, она зависит от того, что именно и каким образом читают детям. В перечне произведений для чтения детям 6-7 лет внушительное количество народных и авторских сказок, рассказов, повестей.
Ушинский.
Читая детям сказки или рассказы, мы стараемся учить их внимательно слушать обращенную к ним речь. После чтения задаем вопросы по содержанию прослушанного текста, предлагаем выбрать соответствующие иллюстрации. При этом отрабатываются те названия предметов, действий, которые представлены в рассказе. ФГТ
Работа по развитию повествовательной речи уточняет, расширяет запас речевых категорий ( лексических и грамматических), используемых ребенком, и в определенной степени, подготавливает его к овладению программой.
Таким образом, поэтапное использование разнообразных методов и приемов в коррекционной работе по формированию связной речи у детей с нарушением речи позволяет качественно и количественно изменить уровень их речевого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
Проблемой нашего исследования является обучение описательной речи детей старше дошкольного возраста. Этой проблемой занимались Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,...
СТАТЬЯ - "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СХЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОН Р"
В даной статье освещены актуальность данной темы, в каких разделах работы коррекциии речи я использую данные схемы, какие формы связной речи равиваю на каждом этапе коррекционной работы. Также в...
Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...
Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. В чем заключается её актуальность: - в том, что практическая деятельност...
Проект по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает ...
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...