Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Спасти заколдованную принцессу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Спасти заколдованную принцессу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raz_rechi.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе (речевая технология "ТРИЗ")
Тема: «Спаси заколдованную принцессу»
Цель: Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач.
Задачи:
Активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; уточнять и расширять знаний об объектах окружающего мира, находить оригинальные решения.
Развивающие:
тренировать аналитическое мышление, внимание, умение выделять отличительные признаки путем сравнения, развивать умения выявлять функции объекта, называть антонимическую пару свойств объекта, находить оригинальные решения, развивать творческое воображение и умение находить нестандартные подходы к решению задач.
Воспитательные:
воспитывать интерес к художественной литературе.
Материал: Большой игрушечный домик с окнами, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка-заяц, одеяльце, домик-теремок, предметы из различного материала по количеству детей, предметные картинки на каждого ребенка, конфеты.
Ход занятия:
Организационный момент:
Этюд «Дружба» (психологический настрой)
В. Правда, ребята, сегодня хороший день?
Д. Да
В. Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг на друга в глаза, улыбнемся. Правда стало хорошо?
Д. Да. В.Какие же вы ребята?
Д. Добрые, веселые, ласковые.
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Да-нет-ка». Для того, чтобы отгадать, что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет.
Игра «Да-нет-ка»
Цель игры: развивать умения находить загаданную картинку, с помощью наименьшего количества вопросов, закреплять умение детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их значений загаданного на картинке объекта. Д: Это книга?
В.: Нет
Д: Это игрушка?
В.: Да
Д.: Может кукла?
В.: Нет.
Варианты ответов детей…
Д: Это домик?
В.: Да
Воспитатель снимает ткань.
В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко - накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.
В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.
Ответы детей. ( Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»
В.: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Д.: Да.
II. Основная часть:
В.: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису...
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит...
Д.: Заяц
В.: Правильно.
Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.
В.: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.
В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
В.: Как мы можем помочь зайцу?
Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.
В.: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока он греется, он попросил, чтобы вы поиграли с его любимой игрушкой мячиком. Давайте расскажем, что может делать мяч.
Игра «Что может делать мяч?»
Цель игры: формировать умение выявлять функции объекта, развивать творческое воображение.
Д: Прыгать, кататься, плавать, сдуваться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку «Колобок» Как он может помочь Колобку?
Дети рассказывают новую концовку сказки.
В: Наш зайчик уже согрелся, но еще очень грустный. Оказывается, он совершенно забыл, из какой сказки к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где есть герой заяц?
Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т. д.
В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «ТЕРЕМОК», и предлагает вам рассказать эту сказку, но героями будут различные предметные картинки.
Игра «Теремок»
Цель игры: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Д.: Хорошее.
В.: К сожалению, зайчику пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
В: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся героем, а также придумали и рассказали новые сказки, посмотрите, что случилось, окошко у замка открылось.
В.: Что у нас еще осталось в сундучке.
Вот такое задание:Произнеси слова с разной интонацией.
-Оторвали мишке лапу(жалобно)
-Я люблю свою бабушку(ласково)
-Кошка спит(ровно)
В. Посмотрите ребята еще открылось окошко.
Физминутка:Мы шагаем по дорожке, поднимаем тихо ножки. И неслышно так идем, в сказку снова попадем.
1.Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
Ой, яичко уронила (наклоняются, «поднять яичко»)
Посмотрите - ка разбила (показывают на вытянутых прямо руках)
2. Вот мы её посадили (наклоны)
И водой её полили (имитация полива)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения).
И из репки кашу сварим (имитация еды).
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу).
Игра «Противоположности»
Цель игры: Учить называть антонимическую пару свойств объекта.
Детям раздаются карточки с изображением слов-антонимов.
Дети двигаются врассыпную по помещению и произносят слова:
Мы ходили, мы гуляли.
Себе парочку искали.
Будешь – лето, я – зима,
Мы с тобой дружны всегда.
По окончанию слов дети находят свою пару и называют себя. Например, Длинный - короткий, холодный – горячий и т. д.но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. ( Гуси –лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. ( Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос.( Буратино)
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». ( Золушка)
Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
В.: Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить сказку «Спящая красавица». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
«Спящая красавица» наоборот.
Цель игры: обучение детей одновременно операции декомпозиции и композиции.
- Жили-были старик со старухой (Король с королевой).
- И было у них много детей (Нет, у них не было детей).
- Но однажды у королевы родился сын (Дочь).
- Закатил король пир, в честь рождения дочери. И почетными гостями были колдуньи (Нет, феи).
- К концу пира феи стали преподносить девочке дары.
1 фея одарила её злым холодным сердцем ( нежным и добрым сердцем).
2 фея пожелала, чтобы она была страшнее всех на свете (Красивее всех на свете).
3 фея сказала, что принцесса будет глупая-преглупая (Умницей).
4 фея обещала, что принцесса будет петь, как ворона (Как соловей)
Когда дошла очередь до 11 феи, то та пожелала горя и несчастья. (Счастья и любви)
Вдруг в зал ворвалась добрая волшебница (Злая колдунья).
Её забыли пригласить на пир, и за это она пожелала, что когда принцессе исполнится 16 лет, она выпьет эликсир и умрет (Уколется веретеном и уснет).
Когда колдунья исчезла, появилась 12 фея и предсказала, что принцесса не умрет, а её похитят (Она заснет).
А разбудит её через 100 лет страшный тролль (Прекрасный принц).
Так и случилось. В 16 лет принцесса укололась веретеном и уснула. Но прекрасный принц разбудил её и стали они жить вместе счастливо.
III. Итог:
В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок, и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.
Принцесса «благодарит» детей и раздает конфеты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итоговой непосредственно - образовательной деятельности на тему «Спасти заколдованную принцессу» (с использованием технологии ТРИЗ) для воспитанников средней группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен для воспитанников средней группы с целью активизации полученных знаний и практических навыков через использование методов технологии ...
План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...
Конспект ООД речевого развития с использованием технологии ТРИЗ "Спасти заколдованную принцессу"
старшая группа, речевое развитие, технологии ТРИЗ...
Конспект занятия по развитию речи В старшей группе Тема: «Спасти заколдованную принцессу»
Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию и...
КОНСПЕКТ НОД «Спасти заколдованную принцессу» (подготовительная группа) (ТРИЗ)
Цель: развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное...
Конспект по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе тема "Спасти заколдованную принцессу"
Конспект по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии....
Спасти заколдованную принцессу
старшая группа. Занятие на развитие творческого воображения детей в старшей группе «Спасти заколдованную принцессу»...
- Мне нравится (1)