Конспект НОД развитие речи. Читаем сказку "Зимовье зверей".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Е. Мельникова
Для проведения занятий в дошкольных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zimove_polnyy_1.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Зимовье»

Цель НОД: познакомить со сказкой “Зимовье” (в обр. И. Соколова-Микитова).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Задачи: приоритетной области «Речевое развитие»

- активизировать словарный запас детей: зимовье, рубить избу, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить, жердочка;

-помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки;

-обогащать словарный запас детей.

ОО «Художественно- эстетическое развитие»

-воспитывать любовь к русской народной сказке.

ОО «Познавательное развитие»

- закрепить знания детей о временах года;

- развивать интерес детей, любознательность;

-закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- развивать умение действовать по словесной инструкции.

ОО «Физическое развитие»

- развивать общую моторику, координацию движений с речью;

- развивать мелкую моторику.

ОО «Социально-коммуникативное»

- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, уважение к друзьям;

- дать понятие взаимопомощи;

-создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Предварительная работа:

  • Беседа о зиме.
  • Выяснение трудных слов по содержанию сказки:
  • Зимовье-место, помещение, где зимуют животные.
  • Столбы тесать-очищать дерево от коры, сучьев. делать ровными, гладкими
  • Бревно-очищенный от веток и без верхушки ствол срубленного дерева (на картинке)
  • Подполье-место, помещение под полом.
  • Жёрдочка-длинная тонкая палка (на картинке)
  • Тесать-рубить топором вдоль дерева, делать ровным.
  • Щепу драть-из деревянных брусочков делать одинаковой толщины пластины, которой кроют крышу.
  • Печку класть-печь в доме кладут из кирпичей, которые лепят из глины, а потом обжигают.
  • Глину месить-мять разминать (показать)
  • Рубить избу-строить дом из бревен
  • Стены конопатить-забивать дыры и щели между бревнами.

Конспект НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть 2 мин.

Приветствие.

Цель: создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка, установление зрительного, слухового контакта.

Цель: включение в образовательную деятельность. Участие в игре.

Звенит колокольчик и собирает всех на увлекательное приключение.

-Эй ребята все ко мне,

Вы не стойте в стороне.

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Дети берутся за руки и делают большой круг.

Повернулись налево.

Повернулись направо.

Улыбаются друг другу.

Мотивация. Целеполагание.

Цель: создание игровой мотивации; формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение детей в решение поставленных задач.

Цель: включиться в игровую ситуацию, приготовиться к выполнению заданий.

-Ребята к нам в гости пришла Маша.

У Маши нет друзей, и она не знает, что такое дружба.

-А вы, знаете, как надо дружить?

(Похвалить детей за ответы).

- Вы все правильно сказали.

-Молодцы.

-Нужно помогать друзьям.

-Друзей нельзя обижать.

- Про дружбу написано много рассказов, стихов и сказок.

-Вот в этой коробочке находится сказка, которую я вам хотела бы прочитать.

-Вы хотите послушать сказку?

-А коробочка не открывается. -Оказывается, нужно отгадать загадки о животных, про которых рассказывается в сказке.

-Нам хочется послушать сказку.

Актуализация знаний.

Цель: развитие умения отгадывать животных по их характерным признакам.

Цель: правильно отгадать загадки.

  1. Розовая спинка, на спине щетинка, хвост крючком, а нос пятачком?
  2. Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой?
  3. Хвост узорами, а сапоги со шпорами, рано встает, громко песни поет?
  4. Мягкие лапки, на лапках царапки, ходит легко, пьет молоко?
  5. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
  6. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный

Дети слушают воспитателя.

- Это свинья.

- Это бык.

- Это петух.

-Это кот.

-Это баран.

-Это волк.

- Отгадали все загадки, и смотрите, коробочка открылась.

-Вот и книга со сказкой.

Рассматривают обложку книги со сказкой.

Этап 2. Основная часть НОД (15 минут)

Чтение сказки “Зимовье”

Цель: развивать умение детей слушать и воспринимать устную речь.

Цель: выполнить задание.

-Ребята усаживайтесь поудобнее сказка начинается.

(Читает сказку “Зимовье”.)

Дети садятся ровно.

Коленки вместе.

Облокотились на спинку стула.

Дети слушают сказку.

-Ребята почему звери так быстро построили зимовье?

Потому что дружно строили. Все вместе.

-Давайте и мы дружно станцуем.

Физкультминутка.

Цель: Смена деятельности, снятие статического напряжения.

Цель:Выполнить действия в соответствии с текстом.

-Все ребята дружно встали.

И на месте зашагали.

Топ, топ, топ, топ.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели,

И немножко посидели.

А теперь все дружно встали.

Плечиками повращали.

Вправо-влево наклонись.

И на стульчики вернись.

Выпрямились.

Ходьба на месте.

Руки к верху-тянемся

Прогнуться- руки за голову.

Присесть.

Встали

Кисти руки на плечи и делаем круговые движения плечами

Наклоны вправо-влево.

Дети садятся на свои места.

Беседа по содержанию сказки.

Цель: узнать, как дети восприняли материал. Развивать речевую активность, умение отвечать полными предложениями.

Цель: отвечать на вопросы.

-Ребята скажите о ком эта сказка?

-Эта сказка о животных.

-Кто главные герои сказки?

-Главные герои сказки-бык, баран, свинья, кот, петух.

-Почему звери так быстро построили зимовье?

Потому что помогали друг другу

-Звери друзья? -Почему так думаете?

-Да. Звери дружат.

-Они помогают друг другу и не бросают в беде.

-Зверям нравилось в зимовье?

-Зверям было тепло и хорошо в зимовье.

-Где в зимовье спала свинья?

-Свинья в зимовье спала в подполье.

-А где в зимовье спал петух?

-Петух в зимовье спал на жердочке.

Почему семеро волков не смогли справиться с пятью друзьями, хотя их было больше и они были сильнее?

-Звери не испугались и все вместе защищались от волков.

Повторное чтение сказки.

Цель:Еще раз все повторить.

Цель: Закрепление полученной информации.

Этап 3. Заключительная часть 3 минуты.

Подведение итогов.

Цель: обобщение полученных знаний, подведение итогов.

Цель: осознание результатов своей деятельности.

-Дети с какой сказкой вы познакомились?

- Мы слушали сказку “Зимовье”.

-Чему учит эта сказка?

Дружбе, взаимопомощи.

Рефлексия.

Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения.

Цель: осознание своего эмоционального состояния.

-Ребята давайте еще раз напомним Маше что значит дружить.

-Маша все поняла и говорит вам:

-«Спасибо».

-Как вы думаете Маша найдет друзей?

-А кто ваши друзья?

- С кем вы дружите?

- Сказка займет свое место на нашей книжной полке, вы можете взять ее, рассмотреть картинки со своим друзьями.

-Друзьям нужно помогать.

-Друзей нельзя обижать.

-Да найдет. Обязательно.

-Называют своих друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Как спасаются звери от стужи зимой"

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, соотносить названия детенышей в единственном и множественном числе, активизировать прилагательные....

Конспект по развитию речи в первой младшей группе Игра-инсценировка "Как машина зверят катала"

Конспект по развитию речи в первой младшей группе Игра-инсценировка "Как машина зверят катала"...

Конспект занятия по развитию речи «Чем дикие звери питаются зимой» (средняя группа)

Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных зимой.Задачи:1. Формировать умение видеть и описывать особенности внешнего вида животных, образа их жизни.2. Пополнять словарный запас людей по дан...

Конспект по развитию речи "Зимовье зверей"

Конспект по развитию речи "Зимовье зверей"...

Конспект по развитию речи с использованием ИКТ Как звери готовятся к зиме (младшая группа)

Конспект по развитию речи с использованием ИКТ Как звери готовятся к зиме (младшая группа)...