Конспект НОД
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Фронтальное занятие с дошкольниками старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_i_bukv_zh-z.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое занятие с дошкольниками старшей группы на тему: Дифференциация звуков и букв Ж-З
Цель: Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
1. Совершенствование фонематического восприятия.
2. Развитие звукового анализа, тактильных ощущений и мелкой моторики.
3. Улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок и конструктивного праксиса.
4. Закрепление и правописание ЖИ – ШИ.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие - логоритмическое упражнение "Здравствуйте ладошки".
Логопед: Сядут дети, правильно назвавшие первый звук в слове, которое я произнесу. Слушайте внимательно. Уточка, мороз, живот, нотки, куница, иволга, икра, воздух, доктор, калина, зубр, кошка. (Дети отвечают по очереди и садятся. Каждому ребёнку на одежду прикалывается бейджик с его буквой).
Игра «Разноцветное путешествие»
Перед каждым ребёнком на столе лежит карточка с девятью квадратами разного цвета и фигурка из киндер-сюрприза. Дети должны передвигать фигурку по клеточкам, начиная с центрального квадрата.
Логопед: Отправляемся в наше путешествие. Будьте внимательны, слушайте, в каком направлении вам следует двигаться. Вправо, вверх, влево. Где вы остановились?
Дети: На голубом квадрате и т. д.
Сообщение темы.
Логопед: Послушайте песенку одного насекомого:
Зу-зу-зу! –
Пол внизу …
Я ползу по потолку
В гости к чёрному крючку…
Ох, как жарко, зу-зу-зу!
Ах, как чешется в глазу!
Ну, ребята, вы догадались, кто это?
Дети: Это муха.
На доску вывешиваем картинку-отгадку.
Логопед: А вот ещё одно стихотворение:
Шмель шмелю жужжит:
«Друж-жище!
На тебе ж-ж пылинок тыщи!
Ты ж-ж пыльцою даж-же вот
Перепачкал весь ж-живот».
Поправляя свой жилет,
Шмелю шмель жужжит в ответ:
«Это ж-ж вовсе не пыльца,
Это ж-ж пудра для лица.
На боках и на спине
Я несу её ж-жене!»
Какие звуки повторяются в песенках шмеля и мухи?
Дети: Звук [ж] и [з].
Логопед: Сегодня на занятиях мы будем говорить именно о них. Что у них общего?
Дети: Эти звуки согласные, звонкие.
Логопед: Чем они отличаются?
Дети: При произнесении звука [з] язык оказывается внизу, [ж] – вверху. Звук [з] свистящий, он бывает твердым и мягким, а звук [ж] - шипящий и всегда только твердый.
Выделение звуков на слух.
Работа проводится в виде соревнования двух команд. Команда «Жуков» должна ловить звук [ж] (хлопать в ладоши), а команда «Мух» - звук [з]. Логопед диктует слова: незабудка, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
Составление предложений из заданных слов.
В гости к детям приходит Ворона - кукла на руку. Педагог обыгрывает приход этого персонажа.
Логопед: Ворона-почтальон принесла нам письма. Но все слова в них перепутались, и я ничего не понимаю. Помогите, ребята!
- жук, жужжать, цветок, над;
- пиджак, висеть, вешалка, на;
- Зоя, собирать, сад, назабудки, в;
- жить, в, обезьяны, зоопарк.
Упражнение «Допиши букву»
Логопед: Смотрите-ка, а ворона нам ещё что-то принесла. (На доске выставляются карточки с изображением букв, имеющих недостающие элементы. Дети дописывают буквы).
Сравнение букв.
Логопед (показывает буквы и картинки). Ребята, посмотрите на что похожи буквы Ж и З ?
• Стала снежинка буквою Ж,
Солнце её не растопит уже.
•Эта буква широка
И похожа на жука,
И к тому же, словно жук,
Издаёт жужжащий звук.
• З – простая завитушка,
Как пружинка или стружка.
• На букву З ты посмотри,
Она совсем как цифра три.
Игра «Необычный конструктор».
Дети делятся на 2 команды и занимаются конструирование букв Ж и З из деталей на фланелеграфе. Капитаны со значками Ж и З находятся у фланелеграфа постоянно, остальные дети вызываются по очереди.
Упражнение «Проделки буквоеда».
Логопед: Ребята, я составила для вас слова с буквами Ж и З. Но что это? Буквы исчезли. Чьи это проделки? Я догадалась! Это злой-злой – злющий, голодный – голоднющий Буквоед слопал их на обед. Помогите мне восстановить слова. Как мы узнаем, где стояли буквы Ж и З? (обращает внимание детей на магнитную доску со словами): ко…а, …аба, ро…а, …убы, …амок, …ук, лу…а, мимо…а, …ивот.
Игра «Мышонок Пик».
Это игра на развитие тактильных ощущений. К детям в гости приходит Мышонок Пик (кукла на руку) просит ребят помочь ему разобрать запасы в его кладовой. Все мешочки одинаковы, и он забыл, где что лежит. Но развязывать мешочки нельзя, дети должны на ощупь определить, что находится внутри (пшено и кукуруза). Если ребёнок определяет, что это пшено (кукуруза), то мышонок спрашивает, какую кашу можно сварить из пшена (кукурузы). Ребёнок отвечает: «пшённую» ("кукурузную").
Закрепление правописания ЖИ и ШИ.
Логопед: Сейчас мы с вороной расскажем вам сказку «Как буквы поссорились».
Жили-были буквы, жили не тужили, все друг с другом дружили и никогда не ссорились. Но вот однажды встретились на узенькой тропинке две буквы Ж и Ш с буквой Ы. Та недавно ногу сломала и ходила с палочкой. А Ж и Ш были ужасно важными и твёрдыми в своих убеждениях, никогда и не при каких обстоятельствах не проявляли мягкость и уступчивость. Не захотели они уступить дорогу бедной букве Ы, столкнули её с тропинки. Да ещё зашипели, недаром они шипящие.
Буква Ы зарыдала, обиделась и поклялась никогда не стоять рядом с этими злючками. Узнали об этом буквы Ж и Ш, запаниковали: кто же с ними дружить будет вместо буквы Ы? Стали искать ей замену и уговорили улыбчивую тихую букву И встать вместо Ы. Поэтому в словах шило, ежи, живот, груши мы слышим звук [ы], а пишем всегда И.
Списывание слов.
Логопед: Ворона принесла нам ещё письма. Достаньте из своих конвертов карточки и спишите слова. Подчеркните правило.
Подведение итогов.
Логопед: А сейчас мы прочитаем как мы с вами сегодня работали. (Выставляет детей в ряд. Получается слово «умники»).
Молодцы, вы хорошо работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....