Конспект НОД
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ситникова Елена Владимировна

Фронтальное занятие с дошкольниками старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_i_bukv_zh-z.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие с дошкольниками старшей группы на тему: Дифференциация звуков и букв Ж-З

Цель: Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:

1. Совершенствование фонематического восприятия.

2. Развитие звукового анализа, тактильных ощущений и мелкой моторики.

3. Улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок и конструктивного праксиса.

4. Закрепление и правописание ЖИ – ШИ.

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие - логоритмическое упражнение "Здравствуйте ладошки".

Логопед: Сядут дети, правильно назвавшие первый звук в слове, которое я произнесу. Слушайте внимательно. Уточка, мороз, живот, нотки, куница, иволга, икра, воздух, доктор, калина, зубр, кошка. (Дети отвечают по очереди и садятся. Каждому ребёнку на одежду прикалывается бейджик с его буквой).

Игра «Разноцветное путешествие»

Перед каждым ребёнком на столе лежит карточка с девятью квадратами разного цвета и фигурка из киндер-сюрприза. Дети должны передвигать фигурку по клеточкам, начиная с центрального квадрата.

Логопед: Отправляемся в наше путешествие. Будьте внимательны, слушайте, в каком направлении вам следует двигаться. Вправо, вверх, влево. Где вы остановились?

Дети: На голубом квадрате и т. д.

Сообщение темы.

Логопед: Послушайте песенку одного насекомого:

Зу-зу-зу! –

Пол внизу …

Я ползу по потолку

В гости к чёрному крючку…

Ох, как жарко, зу-зу-зу!

Ах, как чешется в глазу!

Ну, ребята, вы догадались, кто это?

Дети: Это муха.

На доску вывешиваем картинку-отгадку.

Логопед: А вот ещё одно стихотворение:

Шмель шмелю жужжит:

«Друж-жище!

На тебе ж-ж пылинок тыщи!

Ты ж-ж пыльцою даж-же вот

Перепачкал весь ж-живот».

Поправляя свой жилет,

Шмелю шмель жужжит в ответ:

«Это ж-ж вовсе не пыльца,

Это ж-ж пудра для лица.

На боках и на спине

Я несу её ж-жене!»

Какие звуки повторяются в песенках шмеля и мухи?

Дети: Звук [ж] и [з].

Логопед: Сегодня на занятиях мы будем говорить именно о них. Что у них общего?

Дети: Эти звуки согласные, звонкие.

Логопед: Чем они отличаются?

Дети: При произнесении звука [з] язык оказывается внизу, [ж] – вверху. Звук [з] свистящий, он бывает твердым и мягким, а звук [ж] - шипящий и всегда только твердый.

Выделение звуков на слух.

Работа проводится в виде соревнования двух команд. Команда «Жуков» должна ловить звук [ж] (хлопать в ладоши), а команда «Мух» - звук [з]. Логопед диктует слова: незабудка, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.

Составление предложений из заданных слов.

В гости к детям приходит Ворона - кукла на руку. Педагог обыгрывает приход этого персонажа.

Логопед: Ворона-почтальон принесла нам письма. Но все слова в них перепутались, и я ничего не понимаю. Помогите, ребята!

- жук, жужжать, цветок, над;

- пиджак, висеть, вешалка, на;

- Зоя, собирать, сад, назабудки, в;

- жить, в, обезьяны, зоопарк.

Упражнение «Допиши букву»

Логопед: Смотрите-ка, а ворона нам ещё что-то принесла. (На доске выставляются карточки с изображением букв, имеющих недостающие элементы. Дети дописывают буквы).

Сравнение букв.

Логопед (показывает буквы и картинки). Ребята, посмотрите на что похожи буквы Ж и З ?

• Стала снежинка буквою Ж,

Солнце её не растопит уже.

•Эта буква широка

И похожа на жука,

И к тому же, словно жук,

Издаёт жужжащий звук.

• З – простая завитушка,

Как пружинка или стружка.

• На букву З ты посмотри,

Она совсем как цифра три.

Игра «Необычный конструктор».

Дети делятся на 2 команды и занимаются конструирование букв Ж и З из деталей на фланелеграфе. Капитаны со значками Ж и З находятся у фланелеграфа постоянно, остальные дети вызываются по очереди.

Упражнение «Проделки буквоеда».

Логопед: Ребята, я составила для вас слова с буквами Ж и З. Но что это? Буквы исчезли. Чьи это проделки? Я догадалась! Это злой-злой – злющий, голодный – голоднющий Буквоед слопал их на обед. Помогите мне восстановить слова. Как мы узнаем, где стояли буквы Ж и З? (обращает внимание детей на магнитную доску со словами): ко…а, …аба, ро…а, …убы, …амок, …ук, лу…а, мимо…а, …ивот.

Игра «Мышонок Пик».

Это игра на развитие тактильных ощущений. К детям в гости приходит Мышонок Пик (кукла на руку) просит ребят помочь ему разобрать запасы в его кладовой. Все мешочки одинаковы, и он забыл, где что лежит. Но развязывать мешочки нельзя, дети должны на ощупь определить, что находится внутри (пшено и кукуруза). Если ребёнок определяет, что это пшено (кукуруза), то мышонок спрашивает, какую кашу можно сварить из пшена (кукурузы). Ребёнок отвечает: «пшённую» ("кукурузную").

Закрепление правописания ЖИ и ШИ.

Логопед: Сейчас мы с вороной расскажем вам сказку «Как буквы поссорились».

Жили-были буквы, жили не тужили, все друг с другом дружили и никогда не ссорились. Но вот однажды встретились на узенькой тропинке две буквы Ж и Ш с буквой Ы. Та недавно ногу сломала и ходила с палочкой. А Ж и Ш были ужасно важными и твёрдыми в своих убеждениях, никогда и не при каких обстоятельствах не проявляли мягкость и уступчивость. Не захотели они уступить дорогу бедной букве Ы, столкнули её с тропинки. Да ещё зашипели, недаром они шипящие.

Буква Ы зарыдала, обиделась и поклялась никогда не стоять рядом с этими злючками. Узнали об этом буквы Ж и Ш, запаниковали: кто же с ними дружить будет вместо буквы Ы? Стали искать ей замену и уговорили улыбчивую тихую букву И встать вместо Ы. Поэтому в словах шило, ежи, живот, груши мы слышим звук [ы], а пишем всегда И.

Списывание слов.

Логопед: Ворона принесла нам ещё письма. Достаньте из своих конвертов карточки и спишите слова. Подчеркните правило.

Подведение итогов.

Логопед: А сейчас мы прочитаем как мы с вами сегодня работали. (Выставляет детей в ряд. Получается слово «умники»).

Молодцы, вы хорошо работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....