Формирование грамматического строя речи.
статья по развитию речи
Вид заданий; Проблемные педагогические ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.1.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование грамматического строя речи.
Вид заданий; Проблемные педагогические ситуации.
Выполнила: Козырева Анна
Группа 36
Содержание заданий:
- Ребенок допускает ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
с окончанием –ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов;
с нулевым окончанием – ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев;
Назовите дидактические игры и упражнения, которые помогут ребенку усвоить способы словоизменения существительных.
1 младшая группа
"Чего не стало?", "Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?"Употребление предлогов"Где снежинка?", "Найди перышко", "Устроим кукле комнату", "Где малыши?" "Один - много"
2 младшая и средняя группы
"Чего не хватает кукле?" "Чего, кого не стало?", "Лото", "Парные картинки", Магазин"
"Один - много…", "А что у вас?", "Магазин"
старшая группа
"Чего не стало?", "Лото", "Парные картинки", " Магазин"
"Кому угощение?", "Магазин", "Лото", "Парные картинки"
На каком содержании Вы будете проводить работу в младшем дошкольном возрасте? В старшем дошкольном возрасте?
Основное содержание работы в младшем дошкольном возрасте: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.
Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.
- Объясните, в каких случаях эти методические положения правильны:
а) трудные грамматические формы образует взрослый;
На занятиях по родному языку дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении.
б) трудные грамматические формы образовывает ребенок самостоятельно.
В воспитании грамматических навыков в повседневном общении создаются условия для практики речевого общения.
Как отличить грамматическую ошибку в словообразовании от детской инновации (словотворчества)?
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
1. Неправильные окончания имен существительных - унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, дверев, лошадев; 2.Родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре; 3. Предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде; 4. Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине; 5. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнки, свинёнки; 6. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, одеяла разорвалась; 7. Образование глагольных форм. - Повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скачи); 8. Изменение основы глагола: искать – искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу); 9. Спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят);
Детское словотворчество ограничено словообразовательными ресурсами языковой системы. Создавая новые слова, ребенок совершает мыслительные операции анализа и синтеза: он должен понять сущность обозначаемого объекта, выделить в нем важные признаки, а затем синтезировать их в единую номинацию на основе словообразовательной модели. Чаще всего дошкольники используют аффиксальные способы создания новых слов: Собака пасть разинула, а потом зазинула; Уж лучше я пойду домой непокушанная; Я, мам, красавлюсь (любуюсь собой в зеркале); Такая светлота; Смотри, что я вытрудил; жмутные туфли; ружьяная машина.Дети могут использовать сложение основ, слов, сращение: зверопарк, я поломою, сумасошлатая тетя, дождь – никуданипускатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
Консультация для педагогов «Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья предназначена для педагогов детских чадов....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....