Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"
материал

Ирина Владимировна Шишанова

Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

«Детский сад №13 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

                        (из опыта работы)

                                                                   Подготовила:

                                                                       Шишанова И.В.

Рузаевка 2024 год

Мир будет счастлив только тогда, когда

у каждого человека будет душа художника.

Иначе говоря, когда каждый будет

 находить радость в своём труде”.

Роден

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

-во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

-во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

-в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, рисование доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Использование нетрадиционных техник

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Разностороннее развитие дошкольника будет более успешным, если он включается в разнообразную детскую деятельность, где он может реализовать свои потенциальные возможности и проявить творчество.

Занятия в детском саду в большинстве случаев сводятся к стандартному набору художественных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Этого недостаточно для развития творческих способностей нового поколения дошкольников. Современным детям нужно что -  то новое, интересное и необычное. Именно поэтому я выбрала тему «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования».

На первом этапе мной была подобрана необходимая методическая литература, были проанализированы авторские разработки, связанные с нетрадиционными техниками рисования в детском саду, а также передовой опыт работы с детьми в этом направлении. Я выделила для себя ряд интересных идей и методик, которые в дальнейшем применила в работе с детьми. Большое внимание  уделила организации предметно – развивающей среды.

В своей группе я создала уголок «Страна красок», где есть все как для традиционного творчества (альбомы, гуашь, акварель, карандаши, трафареты, пластилин, цветная и белая бумага, раскраски), так и для нетрадиционного рисования (различные трубочки, ватные палочки и диски, пробки от бутылок, палочки от мороженного, поролоновые губки, фольга, природный материал и многое другое).

Все материалы находятся в свободном доступе. Это дает возможность детям использовать их в любое время, когда возникает потребность и желание рисовать.

Я провела анкетирование среди родителей воспитанников своей группы и пришла к выводу, что родители заинтересованы в развитии умений, навыков и знаний в изобразительной деятельности детей.

В дальнейшем  разработала перспективный план работы с детьми  в соответствии с календарно – тематическим планированием детского сада. Мной были подобраны комплексы игр и упражнений пальчиковой гимнастики, загадки, стихи, физминутки для использования на занятиях по нетрадиционным техникам рисования.

На втором этапе я ввела в воспитательно–образовательную работу с детьми новые формы и методы художественно–продуктивной деятельности.  Из всего множества нетрадиционных техник рисования  выбрала те, которые интересны и приемлемы для моих воспитанников. Обучая детей различным техникам рисования, я, шаг за шагом, от простого к сложному, учила детей данному направлению в игровой форме.

Самая первая техника, с которой я познакомила своих дошколят -  это рисование пальчиками. Затем мы перешли к рисованию ладошкой. Далее  стали использовать способы рисования ватными палочками, рисование отпечатками листьев,  мятой бумагой, рисование печатками из овощей , пробками, рисование с помощью коктейльных трубочек.  Детям очень понравилось рисовать отпечатками листьев, семян ясеня и веточками деревьев. Техника рисования печатками позволяет многократно изображать один и тот же предмет, при этом дети составляют из отпечатков различные композиции. Например, украсить открытку для мамы. Технику рисования тычком жесткой полусухой кистью мы использовали тогда, когда нужно нарисовать что–то «пушистое» и «колючее».

Обучая детей различным видам техник нетрадиционного рисования, я придерживаюсь следующих принципов:

- принцип наглядности;

- принцип доступности материала;

- принцип от простого к сложному;

- принцип повторности;

- принцип научности.

         Для  ознакомления  детей с нетрадиционными техниками рисования я использую такие формы работы как: занятия, беседы, путешествие по сказкам, выставки рисунков, конкурсы и др. Использование коллективного творчества как формы работы с детьми позволяет каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, общаться и учат взаимопомощи и взаимовыручке.

В своей деятельности большое внимание уделяю индивидуальной работе, учитываю желание и интерес ребенка заниматься определенным видом деятельности. Учу сочетать  различные техники  нетрадиционного рисования, самостоятельно определять способы, замысел и формы его выражения, понимать смысл своей работы, ощущать радость и удовольствие от творчества.

В работе с детьми стараюсь создавать ситуации новизны, поисковые ситуации которые заставляют детей придумывать, догадываться и пробовать новые способы и материалы изображения.

Главными помощниками в моей работе по ознакомлению детей  с  нетрадиционными техниками рисования стали родители моих воспитанников. Я стараюсь привлечь родителей к делам группы, провожу беседы, открытые мероприятия, где показываю результаты детской деятельности: поделки, рисунки. В план работы с родителями  включила ряд консультаций и рекомендаций. Разработала памятки для родителей и полезные советы по своему направлению работы. Чтобы увлечь родителей нетрадиционными техниками рисования предлагаю совместно с детьми придумывать работы на определенную тематику, где бы использовались нестандартные материалы и способы. Затем мы устаиваем выставки поделок и рисунков как в своей группе, так и в детском саду.

Третьим этапом работы стало проведение диагностики и анализ результатов.  Я пришла к выводу, что проведенная мною работа по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования с использованием нетрадиционных материалов способствуют формированию в детях уверенности в себе, своих силах и способностях. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, овладеть графическими, техническими навыками и умениями, развивать цветовое восприятие, представления и композиционные умения. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным творчеством, способны творить чудеса.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок  жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный си-луэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Мате-риалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Мате-риалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребе-нок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги.

    Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Метод волшебного рисунка.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камеш-ки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - ри-сунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Объемная аппликация.

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются не-сколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д..

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу  с родителями консультации, беседы по данной теме. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования дало колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – уверенной в себе и в своих способностях.

В заключение хотелось бы сказать, что для себя я сделала вывод: жизнь педагога - это постоянный поиск, самосовершенствование, работа с детьми и их родителями. Поэтому я тороплюсь! Тороплюсь детям заложить в их характер все только лучшее. Достигнув результата, опять идти вперед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;Пространственной ориентировки на листе бума...

Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования...

Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования

Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования...

Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Это правда!Ну что же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне!Э. Успенский.Формирование творческой личности детей, в том числе с ограниченными...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...