Технологическая карта конспекта ООД "Рассказывание по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данный конспект разработан с использованием дидактического материала созданного  в сервисе  H5P позволяет максимально зрительно воспринимать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, кроме того, демонстрация наглядности развивает абстрактную память, что способствует более глубокому усвоению материала. Детям представлена возможность самостоятельно ответить на поставленные вопросы путем анализа раннее прочитанного  произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vaapova_e.v.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  конспекта организованной образовательной деятельности / занятия

по развитию речи

Общая информация

ФИО педагога

Ваапова Елена Владимировна

Возрастная группа

Старшая группа

Образовательная область

Речевое развитие

Интеграция ОО

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное. Физическое развитие.

Тема ООД (занятия)

Рассказывание по  сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»

Цель

Обобщение представлений по прочитанной сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Задачи

Образовательные

Закрепить знание детей о литературной сказке «Цветик-семицветик»;

Формировать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку;

Обогащать  словарный  запас детей.

Упражнять детей в умении связно в логической последовательности рассказывать  с использованием наглядных пособий.

Повысить двигательную активность детей, используя ритмическую пластику и музыкальные этюды.

Формировать умение смешивать  основные цвета с целью получения дополнительных.

Развивающие

Развивать речь, память, внимание, коммуникативность, зрительное восприятие.

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира; развивать творчество и воображение.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные

Воспитывать любовь и интерес  к литературным произведениям, к героям произведения.

Воспитывать у детей доброту, вежливость, отзывчивость. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.

Воспитывать чувство доброжелательности, милосердия, терпимости, заботы об окружающих, стремление доставить радость близким людям.

 

Оборудование, материалы

Ноутбук, проектор, колонки, флешка с презентацией и интерактивным игровым упражнением. Карточки картинки по сюжету сказки. Магнитофон, запись  песни «Дорогою добра» (М.Минков — Ю. Энтин).

Информационные ресурсы


https://h5p.org/node/256099?feed_me=nps

Целесообразность и предполагаемая эффективность использования дидактического материала, созданного в сервисе H5P

Использование дидактического материала созданного  в сервисе  H5P позволяет максимально зрительно воспринимать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, кроме того, демонстрация наглядности развивает абстрактную память, что способствует более глубокому усвоению материала. Детям представлена возможность самостоятельно ответить на поставленные вопросы путем анализа раннее прочитанного  произведения. 

Методические приемы

Практические

Раздаточный материал  в виде  картинок по сюжету сказки.

Раскрашивание лепестков цветка. Физминутка, двигательная разминка, упражнения для глаз.

Наглядные

Мульмедийная презентация Power  Point  , интерактивное игровое упражнение  H5P. Просмотр слайдов, рассматривание.

Словесные

Беседа, художественное  слово, напоминание, вопросы, индивидуальные ответы, пояснение, совет, напоминание, словесное поощрение. Прослушивание аудиозаписи. Пальчиковая игра  «Цветы».

Игровые

Игровая мотивация (оказание помощи Жене). Игры в кругу  «Приветствие», «Пожелания». Д/игра «Расскажи эпизод по цепочке картинок», игра «Вопрос-ответ». Прием обыгрывания незаконченного изображения (еще только создаваемого изображения).

Предварительная работа

Чтение  сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Беседа по сказке. Беседы о вежливости и доброте.

Просмотр иллюстраций к сказке.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Словесные игры «Угадай сказку», «Назови героя», «Хорошо и плохо», «Подбери слово».

Заучивание приветствия.

Разучивание пословиц о доброте.

Рассматривание иллюстрации с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге.

Работа с родителями:

Просмотр мультфильма по сценарию В.Катаева «Цветик-семицветик» 1948 г.

Подробное описание занятия

Этапы

Используемые материалы, ресурсы и оборудование

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационный (20 секунд)

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

Приветствие,  установление зрительного и тактильного контакта.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Доброе утро, - нам шепчут цветы,

Доброе утро, - журчат ручейки,

Доброе утро, - шумят тополя,

Доброе утро, - родная земля.

Доброе утро, - солнцу и птицам,

Доброе утро, - улыбчивым лицам!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

Встают в круг.

Приветствуют друг друга.

Готовы к предстоящей деятельности.

Мотивационный

(1 минута)

Проектор, ноутбук, колонки, экран.

Видеозапись обращения Жение к детям на флешке или вставленная в презентацию .

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

 2 слайд

Обращает внимание на экран и рассказывает детям , что на почту детского сада пришло видеообращение .

Задает вопрос. Героиня, какой сказки прислала им видеообращение?

Объясняет о том, что чтобы помочь Жене детям нужно выполнить определенные задания, за которые они будут получать по одному лепесточку и в конце собранный Цветик-семицветик смогут отправить Жене и ее другу Вите.

Дети увлекаются перспективой интересного и полезного дела

Слушают, договариваются, принимают решение.

Отвечают на вопрос.

Заинтересованы

проблемой

Содержательно-деятельностный

 

Основной

(17 минут)

мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

интерактивное упражнение, созданное с помощью сервиса H5P

слайд 3

1 задание.        Игровые задания в интерактивном упражнении

 Открывает ссылку на интерактивное упражнение

Педагог формирует представление о предстоящей деятельности.

Предлагает детям посмотреть отрывок из мультфильма и выполнить задания.


Просматривают мультфильм и выполняют задания.

Получены ответы  на поставленные вопросы путем анализа раннее прочитанного  произведения и наглядной демонстрации материала.

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

 4 слайд

Картинки по сюжету сказки

Задание 2.Игра «Расскажи сказку по цепочке картинок»

Предлагает вспомнить сказку «Цветик-семицветик» и правильно расставить карточки с картинками,  разложенными на столе, а потом сверить их с картинками на экране.

Игра «Расскажи сказку по цепочке картинок»

После того как дети собрали картинки, педагог проверяет вместе с детьми изображение на экране. Обращает на появившийся лепесток на экране.

Дети раскладывают карточки одну за другой, вспоминая и описывая события из сказки.  Проверяют правильность выполнения задания на экране.Один ребенок рассказывает сказку по картинкам еще раз

Выполнили поставленную задачу.

Вспомнили и рассказали  последовательно сюжеты по сказке

Сформировано умение связно и последовательно рассказывать сказку.

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

 5 слайд

 Слайд озвучен, работает от щелчка.

Песня «Зверобика»

Бабочка, прикрепленная на палочку.

Задание 3. Физминутка

Предлагает размяться, отдохнуть и выполнить  физминутку и гимнастику для глаз

Включает звук на 5 слайде и выполняет движения вместе с детьми соответственно песне «Зверобика»

Предлагает выполнить гимнастику для глаз.

Задания мы с вами выполняли

На вопросы дружно отвечали

Успели глазки много раз моргнуть,

А теперь хотят и отдохнуть.

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Бабочку мы увидали,

С бабочкой мы поиграем

Полетела она вправо

Дети вправо посмотрели

Полетела она влево,

Посмотрели дети влево.

Ветер вверх ее поднял

И на землю опускал

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Все на землю улеглись,

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Дети выполняют движения

соответственно тексту.

 

Снято мышечное напряжение и статическая нагрузка. Повышена двигательная активность.

Развито слуховое внимание.

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

 6 слайд

Задание 4 .Игра  «Вопрос-ответ»

Педагог предлагает детям  ответить на вопросы в викторине.

  • Какое желание загадала Женя первым? Могла ли Женя достичь результата без цветка?
  • Какое второе желание загадала Женя? Стоило ли тратить лепесток?
  • На какое желание потратила Женя 3-й лепесток?
  • Каково было  четвертое желание. Можно ли было обойтись без него?
  • Какое пятое желание загадала Женя?
  • Каково было шестое желание?
  • О чём подумала Женя, когда потратила 6 лепестков?
  • Какого мальчика увидела Женя на лавочке у ворот?
  • На что был потрачен седьмой лепесток?
  • Исполнение, какого желания принесло Жене больше радости?

По завершению викторины педагог подводит детей к выводу. Вывод: Женя бестолково потратила шесть лепестков, не задумываясь о своих желаниях. Лишь только когда она увидела проблему и подумала, то загадала правильное желание, и достижение цели стало ее решением. Бездумно выбранные цели не приводят к результату, да еще и приносят ненужные проблемы.

Обращает внимание на появившийся лепесток на экране.

Отвечают на вопросы, контролируют друг друга.

 

Рассуждают, формулируют суждение и высказывают его.

 

Умеют работать по правилу, отвечают на вопросы, умеют слушать друг друга.

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

 7 слайд

Задание 5.Игра «Доскажи пословицу»

Зачитывает пословицы и предлагает  добавить недостающие слова

Дети поднимают руки и по очереди добавляют слова в пословицы

Доброе дело два века живет.

Доброму везде добро.

Добро не лихо, ходит тихо.

Добро не горит, не тонет.

Добро творить — себя веселить.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добро того учит, кто слушает.

Добавляют недостающие слова в пословицы.

Закреплены пословицы о добре. Обогащен словарь детей.

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

 8 слайд

Задание 6.Составление рассказа «Мой любимый герой сказки»

Предлагает 1-2 детям рассказать о любимом герое этой сказки, используя мнемотаблицу, напоминает алгоритм.

  1. Рассказать о каком герое нам хочет рассказать. Как его зовут.
  2. Сказать, как называется сказка.
  3. Назвать  автора данной сказки.
  4. Описать характер героя, его настроение и чувства.
  5. Описать выбранного героя, его телосложение, рост, одежду.
  6. Рассказать о том, что будет он делать, если герой сказки придет к нему в гости.

Составляют рассказ по мнемотаблице

1.Рассказывает, о каком герое нам хочет рассказать. Как его зовут.

2.Говорит о том, как называется сказка.

3.Называет автора данной сказки.

4.Описывает внешность выбранного героя, его телосложение, рост, одежду.

5.Рассказывает о том, что будет он делать, если герой сказки придет к нему в гости.

Развито умение составлять рассказ по мнемотаблице, соотносить знаковые символы с образами.

Заготовки лепестков формата А 4.

Краски гуашь, стаканчики, кисти, клеенки, салфетки, палитра. Клей, кисти.

Основа цветка – стебель с листочками.

Магнитофон, аудиозапись

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

9 слайд

 Задание 7 «Раскрась лепесток»

Итог всех заданий. Выполнение последнего задания. «Раскрась лепесток»

Обращает внимание на экран, на котором появляется цветок с 6 лепестками, полученными за все выполненные задания. Предлагает выполнить последнее. Спрашивает, какое бы они выбрали пожелание

Предлагает детям представить себя на месте Жени.

Задает вопрос. Какие желания загадали бы вы?

Предлагает разделиться на пару, выбрать себе лепесток, распределить цвета и раскрасить соответствующим цветом.

Проводит пальчиковую игру « Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают

Под запись песни «Дорогою добра» (М.Минков — Ю. Энтин)

дети раскрашивают лепестки. Когда все готово прикрепляют все лепестки к заготовке цветка (стебель с листочками)

Оказывает практическую помощь при необходимости, направляет и конкретизирует осуществление продуктивной деятельности.

Спрашивает у детей как можно отправить Жене собранный цветок. (Сфотографировать, отправить по почте, отправить по электронной почте или записать на видео и отправить видео ответ т.д.)

 Перечисляют желания.

 Делятся на пары, определяют место для работы, берут необходимые материалы.

Слушают, договариваются, принимают решение.

Дети презентуют свои работы. Оценивают работы, Высказывают свои впечатления о проделанной работе.

Оценочно-рефлексивный

Итог ООД

(7 минут)

Мультимедийная презентация, созданная в программе PS PowerPoint;

 10 слайд

Подводит итог, задает вопросы

- Ребята что мы делали сегодня?

-Какое задание мы сделали быстро, легко?

-Какое задание вам показалось сложным?

-Что вам понравилось больше всего?

Благодарит детей за участие в выполнении заданий, поощряет активных и внимательных детей словами (самый внимательный, активный…правильно выполняющий задания и т.д.). Просит встать в круг добра и подарить друг другу пожелания….

Дети участвуют в анализе и самоанализе.

Поочередно дарят друг другу пожелания

Дети проанализировали и дали оценку результатов своей деятельности и своих друзей.

Закреплено умение доброжелательного общения друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Сказка В. Катаева «Цветик - семицветик»».

Развивать связную речь детей.Формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь.Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, моти...

Технологическая карта итогового занятия по Развитию речи "Цветик - семицветик".

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по Развитию речи "Цветик - семицветик".Цель ООД: Закрепление активного словаря и обобщение умений детей в формировании ...

Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по ОО Речевому развитию (развитию речи, художественной литературы) Тема: «Рассказывание произведения по опорным картинкам В. П. Катаева «Цветик - семицветик»»

Цель: Формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь. Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке посту...

Технологическая карта вида деятельности (выразительное чтение)Тема: «Цветик-семицветик»

Цель: ознакомление детей с произведением «Цветик-семицветик»...

Технологическая карта «Путешествие в сказку В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

Сказка «Цветик-семицветик» В.П. Катаева учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся сторицей; если же человек желает всё только для себя, это может привести к вр...

Технологическая карта по речевому развитию по сказке цветик семицветик

Технологическая карта интегрированного занятияОбразовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическоеТема занятия: знакомство со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик»...