Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
«Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель: Совершенствовать умение пересказывать рассказ по опорным картинкам
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;
- Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;
- Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами
Развивающие :
- Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
- Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.
- Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа:
Обучение работе по мнемотаблицам.
Заучивание пословиц о труде.
Оборудование: электронная презентация к занятию, опорные картинки
Организационный момент
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На занятии ваши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё (слышат).
Голова хорошо … (думает).
Воспитатель: Ребята, чтобы наши уши, глаза и язык проснулись, предлагаю сделать гимнастику. Сначала разбудим уши. Массаж.
(Дети повторяют за воспитателем все упражнения.)
Теперь разбудим глаза. Зрительная гимнастика.
(Дети повторяют упражнения за воспитателем)
Теперь разбудим язык и зубы. Артикуляционная гимнастика.
«Язычок проснулся», «Улыбка», «Широкий и узкий язык», «Часики», «Качели» .
Стук в дверь почтальон вносит посылку. На ней загадка.
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, что внутри.
Краснокожие бока.
Желтые, зеленые!
Сладки. Кислые, слегка,
Только не соленые!
Ароматны и вкусны.
С хвостиком срывают!
Витамины всем нужны
Силы прибавляют!
Часто, птички их клюют
Воробьи и зяблики.
Отгадали, кто они, ребята,
Это. (яблоки)
Воспитатель: Правильно, это яблоки.
Рассмотрим яблоки : Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)
По размеру? (Большие, маленькие, огромные)
По запаху? (ароматные, душистые)
По вкусу? (кислые, сладкие, сочные, нежные)
Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ, который называется «Яблоко и рассвет». Написал его директор школы, педагог Василий Александрович Сухомлинский. Этот человек не только был прекрасным педагогом, но и известным писателем. И сейчас я хочу вас познакомить с этим рассказом.
Чтение рассказа.
Маленький Миша часто приходил в сад к своему дедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
- Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
- Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает : нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка.
- Нет, дедушка… Лучше завтра.
- Почему?
- Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Беседа по вопросам:
Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша)
Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)
Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)
Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)
Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился)
Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)
Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)
Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»
- Не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался
- Когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)
- Не мог одолеть – не мог победить, побороть.
- Когда так говорят? Когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень.
- Собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать
- Когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
- Дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)
- Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)
Воспитатель: Думаю вы немного устали и нужно отдохнуть. А поможет нам в этом небольшая физкультминутка:
Вот так яблоко! (встали)
Оно - (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на поясе)
Руки протяните, (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
Быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно - (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на поясе)
Предложить детям пройти за столы.
Составление плана с помощью мнемокарточек.
Воспитатель: У вас на столах лежат опорные картинки. Давайте попробуем с их помощью восстановить последовательность рассказа.
Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче. Выделим 4 части рассказа. Помните, с чего начинается рассказ?
Как можно кратко назвать первую часть рассказа?
Вот смотрите как я подобрала картинки для рассказа.
1 часть: «В саду у дедушки Корнея».
1) Как звали мальчика? (полные ответы Миша) (Найдите карточку)
2) Как звали дедушку? (Корней) (дети находят картинку)
3) Куда приходил Миша? (в сад к дедушке) Какую карточку вы выберите?
4) Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) (дети находят картинку)
А что же увидел Миша в саду? Как развивалось дальше действие?
Как назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.
2 часть: «О чем мечтал Миша»
1) А что же увидел Миша в саду? (он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз) Найдите карточку положите ее рядом с соседней.
2) Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко) (дети находят картинку)
3) Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду (дети находят картинку)
Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало? (ленился)
3 часть: «Миша победил лень»
1) Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете)
2) Налил пчелам воды, срезал сухие веточки) (дети находят картинку)
Получил мальчик заветное яблоко? Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? А когда это яблоко стало не белым, а розовым?
4 часть: «Когда взошла утренняя звезда».
1) Что взошло на небе? (Утренняя звезда) (дети находят картинку)
2) Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым) (дети находят картинку)
3) Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет) (дети находят картинку)
План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».
Чтение рассказа ещё раз
Воспитатель: Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам.
Итог:
Воспитатель: Молодцы! У вас получился хороший пересказ. Ну, а наше занятие подходит к концу.
1. Давайте вспомним, как называется рассказ, с которым я вас познакомила? (Яблоко и Рассвет)
2. Кто написал рассказ? (Сухомлинский)
3. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)
4. Почему Миша не стал срывать яблоко? (Миша хотел увидеть еще раз рассвет)
5. Чему учит рассказ? (Трудолюбию, помогать страшим.)
6. Как вы считаете, у вас получилось пересказать этот рассказ?
7. А что вам помогло при пересказе этого рассказа? (мнемотаблицы)
У меня есть для вас предложение вечером нарисовать иллюстрации к этому рассказу, чтобы оформить альбом.
Используемая литература:
1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.
Занятие базируется на произведении художественной литературы К. Ушинского "ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна» с использованием мнемотаблицы.
Конспект по развитию речи с использованием мнемотаблицы....
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. И. Чуковского "Цыпленок"
для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему....
конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Хотела галка пить"
развитие связной речи посредством пересказа литературного произведения...
Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки В.А. Сухомлинского "Весенний ветерок"".
Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки В.А. Сухомлинского "Весенний ветерок"". для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи. " Пересказ рассказа В.Сухомлинского " Яблоко и рассвет" с использованием мнемо таблиц"
Пересказ рассказа "Яблоко и рассвет" с использованием мнемо таблицы....
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Коспект занятия по развитию речи...