конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Хотела галка пить"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Свирина Екатерина Анатольевна

развитие связной речи посредством пересказа литературного произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Тема. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...» с опорой на серию картин

Цель: Создание условий для развития связной речи у детей посредством пересказа литературного произведения.

Задачи:  

  1. Создать условия для пересказа текста, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи с опорой  на серию картин.
  2. Способствовать развитию речи детей, обогащать активный словарь детей.
  3. Развивать собственный познавательный опыт через эксперементально-практическую деятельность.
  4. Расширять представление о взаимосвязи в неживой природе.
  5. Стимулировать самостоятельную активность детей в процессе работы.

Материал: фланелеграф; плоскостные фигурки кувшина с водой, птицы галки, камешков; стаканчики с водой и камешки на каждого ребенка; серия сюжетных картинок.

Ход образовательной деятельности

Дети обращают внимание на картинки с изображением кувшина с водой и птицы галки и камешков.

- Что здесь изображено?

Воспитатель. Это -птица. Не воробей, не синица! Птица галка. Галка и кувшин. Они похожи? Нет, конечно!

Галка  - черная, большая. Кувшин - стеклянный, высокий. Угадайте: про галку или кувшин я скажу? Умная...это?, новый..-это?, крикливая..-это?, прозрачный..-это? Мелкие, разноцветные…-это?

- Кто расскажет про галку? Какая она? 

- Кто расскажет про кувшин? 

- Кто расскажет про камушки?

-  Посмотрите, а что это галка делает? ( воспитатель водит фигуркой птицы вокруг кувшина, галка заглядывает в него, опускает клюв в кувшин).

- Что делает галка? Чего она хочет?

-  А почему не пьет?

- Как же помочь галке? 

Воспитатель приглашает детей пройти к столам для экспериментальной деятельности. На столах на каждого ребенка стоит прозрачный стакан с водой,  камешки.

- Как бы вы поступили в этой ситуации?  (дети самостоятельно проводят эксперимент)

- У кого вода поднялась до края?

- Как это у тебя получилось?

- Сколько насыпал камешков?

- Что сделали камешки?

Вывод. Камешки заполнили стакан и вытеснила воду.

Воспитатель. Такой способ добывания воды придумала сама птица галка! Об этом написал в своем рассказе великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Рассказ называется "Хотела галка пить..". Сейчас я его вам прочитаю.

Чтение рассказа «Хотела галка пить»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, в  кувшине была вода, только на дне. Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

- О  чем говорится в рассказе?

- Что хотела галка?

- Как называется посуда, в которой была вода?

- Почему галка не могла пить воду?

- Что она стала делать?

- И что произошло?

- Галка – умная птица?

Физминутка

Пить хотела птица галка,

Птица галка, птица галка,     (движения головы вверх-вниз)

Нам ее конечно жалко,

Очень жалко, очень жалко.  (Гладят себя по голове руками)

Вкруг кувшина все шагает,

Все шагает, все шагает,       (Ходьба на месте )

Как достать воды - не знает,

Нет, не знает. Нет, не знает.    (Пожимают плечами )

Стала думать, размышлять,

Размышлять, размышлять:  (пальцы к вискам, наклоны головы в стороны)

Надо камушков достать!

Да, достать ! Да, достать! (взмахи ладонями рук перед собой)

Полетела, натаскала.

Ох, устала! Ох, устала!   (машут крыльями ,в конце садятся на корточки)

Полкувшина набросала,

Набросала, набросала.  ( бросают воображаемые камушки)

И водичка поднялась,

Поднялась, поднялась!  (медленно встают, руки вверх)

Галка вволю напилась,

Дети рассматривают серию опорных картинок, раскладывают их в логической последовательности.

Повторное чтение рассказа

Пересказ с опорой на серию картинок

Итог

- С какой птичкой вы познакомились?

- Почему ее называют «умной галкой»?

- Какое открытие мы сегодня с вами сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект занятия по развитию речи «Рассказ по картине с импровизацией сервировки стола «Пообедаем вместе»»

Конспект занятия поможет воспитателю, учителю-логопеду ДОу в игровой форме закрепить и обогатить знания по лексической теме "Посуда. Сервировка стола. Правила этикета при приеме пищи"....

Конспект занятия по развитию речи «Чем дикие звери питаются зимой» (средняя группа)

Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных зимой.Задачи:1. Формировать умение видеть и описывать особенности внешнего вида животных, образа их жизни.2. Пополнять словарный запас людей по дан...