Формирование у детей средней группы первоначальных представлений о членах семьи, на основе ознакомления с произведением Л.Н.Толстого
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кузнецова Ольга Михайловна

Дать детям представление о родственных отношенияхв семье. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту литературное произведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Формирование у детей средней группы первоначальных представлений о членах    

                          семьи на основе знакомства с произведениями Л.Н.Толстого

                                                        конспект занятия                                              

                     Составитель: воспитатель ГБДОУ д\с 97 Калининского района г. СПб

                                                Кузнецова Ольга Михайловна

Цель

Расширять представления детей о семье и родственных отношениях на основе анализа рассказа Л.Н.Толтого «Косточка».

Задачи

  1. Познавательная: дать представления о родственных отношениях в семье: в семье может быть любое количество детей; каждый ребёнок является одновременно сыном (дочерью), внуком (внучкой), братом (сестрой); мама и папа, это дочь и сын бабушки и дедушки.
  2. Развивающая: продолжать развивать у детей познавательный интерес; монологическую речь; расширять словарный запас детей упражняя в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных; развивать внимание, память.
  3. Воспитательная: продолжать воспитывать в детях чуткое отношение к близким и чувство сопереживания к членам семьи.  

Предварительная работа

Беседы о семье; чтение и пересказы произведений Л.Н.Толстого; изготовление стенных газет: «Я папе помогаю», «Я и моя мама»; с\р игры из цикла «Семья»; театрализованные игры по рассказам Толстого (различные виды театров); разучивание стихов; просмотр м\фильмов.  

Методы и приемы

Наглядные : иллюстрации, игрушки, предметы по рассказам Л.Н.Толстого

Словесные : различные виды театров, вопросы к детям.

Активные: дидактические игры

Практические: опыты ( предложить детям сломать прутики)

 

Образовательные области

ОО Социально коммуникативное развитие (интеграция с другими ОО: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие)

Педагогические технологии

Информационно-коммуникативные технологии,  технология игры, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности

Оборудование

Перчаточный театр, настольный театр, театр на ф\панно по рассказу Толстого «Косточка»; театр «живой руки».

Д\игры: «А кто засмеялся?», «Литературная викторина».

Подбор предметов, игрушек и кукол по рассказам Л.Н.Толстого; иллюстрации к рассказам Толстого.

Телевизор, ноутбук, презентации.

Ход занятия

Вводная  часть. Дети стоят вокруг стола. Кукла Ваня приносит «подарок».

Открываем коробку, а в ней: куклы бабушка и внучка; прутики, игрушки: котёнок + куклы мальчика и девочки; сломанная чашка; сливовая косточка и портрет Л.Н.Толстого

I часть

 - Дети, Ваня не может разобраться, что это за вещи, поможем ему?

Вызывается ребёнок и ему предлагается взять  любой предмет, например сломанную чашку и объясняет, этот предмет из рассказа «Правду сказал» (мальчик разбил чашку и признался папе).

- Папа и мальчик, это семья? (да)

Далее по аналогу ведутся рассуждения по рассказам: «Бабушка и внучка», «Котёнок»; прутики и сливовая косточка достаются последними.

Эксперимент

Ребенок достает прутики связанные в пучок. Объясняет, что этот предмет из рассказа «Отец и сыновья» (папа учит своих детей держаться, вместе не ссорится)

- Дети давайте попробуем сломать целый пучок прутиков (дать каждому ребёнку попробовать сломать)

- Получилось (нет)

Пучок развязываем и даем детям по одному прутику и предложить сломать. Прутики ломаются.

- Почему нам было не сломать пучок прутьев? (прутьев много, не хватает сил сломать)

- А почему получилось сломать, когда мы развязали пучок? (один прутик сломать легко)

Достаём последний предмет – косточку от сливы. Дети называют рассказ Толстого «Косточка»

Предложить детям вспомнить рассказ и  пересказать,  используя театр по выбору.

- Кто написал все эти рассказы? (Л.Н.Толстой)

Динамическая пауза

II часть

Детям предлагается присесть к телевизору.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Литературная викторина» по рассказу «Косточка»

- Какой цвет присутствует в рассказе? (красный)

- На какое животное стал похож Ваня? (на рака)

- Сколько слив не хватало на тарелке? (1)

Предлагается еще она игра «А кто засмеялся?» по рассказу «Косточка»

- Дети, в рассказе Л.Н. говорит нам, что все засмеялись, а Ваня заплакал,  сейчас мы выясним, кто же мог засмеяться.

- Кого в рассказе Л.Н. нам показал? (Ваня, мама, папа)  

- Мама и папа, это для Вани кто? (родители)

- А Ваня им кто? (сын)

 - Как вы думаете Ваня большой мальчик или маленький еще? (маленький)

- Почему вы решили, что он маленький? (Ваня никогда не видел слив и не ел их, если бы мальчик был постарше…)

- У мамы и папы мог быть мальчик старше Вани? (да)

- Кем старший мальчик будет для папы и мамы? (ст.сын)

- А для Вани? (ст.брат)

- Ваня ст. мальчику кем будет? (мл.брат)

- У родителей может быть мальчик младше Вани? (да)

- Кем является маме и папе? (сын)

- А для Вани? ( мл.брат)

- Для старшего мальчика? (тоже мл.брат)

- В этой семье дети могут быть только мальчики?(нет, могут быть и девочки)

По аналогии разбираем сестёр и дочерей

- А у мамы могут быть родители?

- Кем будет папа мамы Ване? (дедушка)

- Другим детям (тоже дедушка)

- А мама кем будет дедушке? (дочь)

По аналогии разбираем бабушку и родителей папы

Таким образом, делаем вывод, что в семье может быть любое количество детей разного возраста и другие родственники.

Обратить внимание детей, что родители Вани, наверное не стали смеяться, т.к. они очень любят всех своих детей и им жаль Ваню. Отец воспитывает Ваню, учит его и других детей быть честными, быть доброжелательными и любить друг друга.

III часть.

Дается положительная оценка, и раздаются сюрпризы  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный практико-ориентированный проект: «Посмотри вокруг- светофор наш лучший друг» (Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с ПДД)

Дошкольный возраст-период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно о...

социальный проект:сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей средней группы навыков безопасного поведения и умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Создание условий для направленной работы педагогов и родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения, через различные способы реагирования в неординарных ситуациях....

Лэпбук, как средство формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о профессиях.

В данном материале представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о профессиях по средствам использования лэпбука как формы совместной деятельно...

Социальный проект: Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей средней группы навыков безопасного поведения и умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Цель проекта: Направленная работа педагогов и родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.Задачи проекта: Для детейФормирован...

Формирование у детей средней группы дошкольного возраста элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Представлена методическая разработка по формированию безопасности жизнедеятельности детей средней группы дошкольного возраста. Основа разбора - пожары. в работе представлен план работы для изучения ма...