Формирование у детей средней группы дошкольного возраста элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.
методическая разработка по обж (средняя группа)

Рахманина Мария Александровна

Представлена методическая разработка по формированию безопасности жизнедеятельности детей средней группы дошкольного возраста. Основа разбора - пожары. в работе представлен план работы для изучения материала, для составления проектной деятельности, для реализации материала в работе с детьми в учреждении и дома.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей средней группы дошкольного возраста элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Рахманина Мария Александровна

Воспитатель, ГБДОУ детский сад №65 Выборгского района Санкт-Петербурга

        Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. В связи с изменениями, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемые к детям. 

          Дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового образа жизни.

Понятия «основы безопасности жизнедеятельности», «опасность». Виды опасностей. Предметы домашнего быта, представляющие опасность для детей

Основы безопасности жизнедеятельности - область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и закономерности их проявлений, разрабатывающая способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Различают следующие виды безопасности: экологическую, военную, технологическую, социальную, информационную, социокультурную, политическую, экономическую, региональную, коллективную, личную и т. д.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.

Признаками, определяющими опасность, являются:

1. Угроза жизни;

2. Возможность нанесения ущерба здоровью;

3. Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Поэтому главная задача педагога – формировать основы безопасного поведения детей в быту, стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности за своё здоровье. В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.

Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью непосредственно каждого педагога и родителя является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача педагогов – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали как правильно вести себя в разных ситуациях и непосредственно умели применять полученные знания в реальной жизни.

Большинство маленьких детей погибают из – за равнодушия и невнимательности взрослых, из – за нежелания вовремя показать, объяснить, сделать вместе с детьми. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.

Таким образом, можно непосредственно заключить, что формирование у младших дошкольников элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности является одной из важных задач поколения современных педагогов и родителей.

Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребёнка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в нашей группе. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Давая детям  определенные знания, навыки, умения, воспитывая определенные полезные привычки, непосредственно через игровую деятельность, определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, тем самым создаём первые шаги в воспитании здорового ребенка. В работе с детьми мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считаем необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Для более плодотворной работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.

Правила пожарной безопасности для детей сначала,  что должны обеспечить взрослые дома:

  • спички и зажигалки должны находиться в местах, недоступных для детей;
  • детям нельзя пользоваться электрическими и газовыми приборами без присмотра взрослых;
  • легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, спирт и др.) нужно держать в недоступных для детей местах;
  • бенгальские огни, хлопушки, свечки так же могут стать причиной пожара.

Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.

Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе нашей группы:

Комплексные и интегрированные занятия 

  • («Службы 01, 02, 03 всегда на страже»,
  •  «Опасные предметы дома»,
  • «Где работает огонь? »,
  • «Контакты с незнакомыми людьми дома») ;

Практическое занятие 

  • «Дружба с дорожными знаками»,
  • «Каждый знак спасет нам жизнь»

Игровое занятие 

  • "Юный пожарный",
  •  «Чтобы не было беды», цель - обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;

Сюжетно-ролевые игры

  • «Семья»;
  • «Путешествуем на машине»;
  • «Принимаем гостей дома»;

Игры-соревнования, подвижные игры.

Дидактические игры (сделанные руками педагогов):

  • «Азбука пожарных»,
  •  «Если возник пожар»,
  • «Огнеопасные предметы»- цель научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара.
  • «Причины пожаров», цель игры - закрепить знание основных причин пожара.

Фабричные сюжетно-ролевые 

  • «Семья»,
  • «Юные пожарные»,
  • «Спортивно-пожарная эстафета»;

Беседы :

  • «Наши верные друзья»
  • о здоровье, «Ядовитые растения»,
  • «Открытое окно, балкон как источник опасности»,
  • «Огонь добрый - огонь злой».
  •  «Эта спичка – невеличка»,
  • «Что может испортить новогодний праздник? ») ;

В жизни всегда есть место подвигу: цель - рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма;

 

Знакомство с художественной литературой :(К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», », «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар») ;

Конструирование: «Пожарная машина»; «Наша улица». Аппликация: «Пешеходный переход»; «Кошкин дом»;

Моделирование и анализ заданных ситуаций; («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни… »; «Как бы ты поступил») ;

Познавательные викторины :«Мы знаем правила безопасности»;

Развлечения: инсценировки сказок: «Кошкин дом»; «Пожар в лесу»; «Красный, жёлтый, зелёный»;

        Таким образом весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.

Все виды деятельности способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности,

Пополняется опыт безопасного поведения.

Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.

Пополняется словарный запас и налаживается тесный контакт с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

\Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового обра...

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового образ...

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности

Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового образ...

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельно          Младший дошкольный возраст – это особенно ва...

Методическая разработка на тему "Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности".

Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  формируется личность человека, и закладываются  основы безопасности и здорового образа жизни. Прямой обязанностью не...

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового образ...