Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Умный язычок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Виноградова Наталья Сергеевна

Программа «Умный язычок» - дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по развитию активной речи, развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_umnyy_yazychok.docx66.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад № 5 «Дубравушка»

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                                                                        

Заведующий МАДОУ г.  Нягани                                                                                                                                                

Д/с №5 «Дубравушка»                                                                                                               __________  /Коломейцева И. А./                                                                                                                                         Приказ № 193 от 13 октября 2023 г.                                                                                                                                          

      Приложение№ 28

                                         к дополнительной общеразвивающей

                                         программе дошкольного образования

                                                    муниципального автономного дошкольного

                                                       образовательного учреждения города Нягани

                                «Детский сад № 5 «Дубравушка»

                     на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа кружка

«Умный язычок»

Возраст детей 5-6 лет

Срок реализации 1 учебный год

Автор (разработчик):

Виноградова Н.С.

Нягань 2023

Содержание

1. Пояснительная записка

  1. Актуальность  программы
  2. Цель программы
  3. Задачи программы
  4. Особенности программы
  5. Уровень сложности
  6. Возрастная категория обучающихся
  7. Срок реализации
  8. Формы и режим занятий
  9. Планируемые результаты реализации программы
  10.  Средства, необходимые для реализации программы.

II.       Содержание программы

       1.        Учебный план программы

       2.        Содержание учебного плана

       3.Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

III.     Список литературы

                                                                                                     1. Пояснительная записка

1.Актуальность программы

            Программа «Умный язычок» - дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по развитию активной речи, развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь они уже практически находятся на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной.

Речь у дошкольников этого возраста имеет большое значение и подразумевает, что они должны уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания.

Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребёнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.

Речь детей на этом возрастном этапе практически не отличается от речи взрослых. От того на каком уровне она находится, во многом зависит успешное овладение грамотой и письмом в первом классе. Если старший дошкольник меняет местами звуки и слоги в устной речи, он точно так же будет это делать при письме и во время чтения.

Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья.

Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.

Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных и переставленных звуков. Они могут проскользнуть при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются так же, как с рифмами и сочинением стихов.

Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:

  • Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.
  • Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.
  • Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают ворота.
  • Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.

Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее.

Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей, стеклов вместо стёкол.

Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:

  • Испорченный телефон;
  • Как назвать по-другому (на подбор синонимов);
  • Скажи наоборот (поиск антонимов);
  • Что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
  • Узнай предмет по описанию;
  • Закончи фразу.

Речь пятилетнего ребёнка не будет грамматически правильной, если взрослые в ближайшем окружении не являются для него примером образцового произношения. Если они неправильно произносят слова, неверно ставят ударения, злоупотребляют ненормативной лексикой, ребёнок будет делать так же.

Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно.

Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.  Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.  

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.  Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.) . Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.  

У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.  

2. Формирование правильного речевого дыхания; Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.  

3. Развитие фонематического слуха.  Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звуко-различения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.  

2.Цель программы

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха, развитие грамматического строя  речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

3.Задачи программы

  1. Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций).
  2. Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий).
  3. Накопление и активизация словарного запаса.
  4. Поэтапное формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций
  5. Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса.
  6. Развитие общей моторики, координации движений, двигательного воображения (использование подвижных игр и динамических пауз с речевым сопровождением).
  7. Развитие мелкой моторики рук.
  8. Развитие психоэмоциональной сферы

4.Особенности программы

Для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.  

2. Формирование правильного речевого дыхания; Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.  

3. Развитие фонематического слуха.  Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.  

5.Уровень сложности

Уровень сложности Программы соответствует «Базовому уровню»  освоения дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с письмом Минобрнауки от  18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».

6.Возрастная категория обучающихся

Возрастная категория обучающихся по Программе - дети 5-6 лет.

7.Срок реализации

Срок реализации Программы составляет 1 год (64 часа).

8.Формы и режим занятий

Формы организации деятельности обучающихся – групповая. Наполняемость группы от двух детей. Обучение проводится 2 раза в неделю по 25 мин. 8 занятий в месяц. Всего 64 занятия в год.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, поэтому исключают переутомление детей.

Занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание артикуляционного упражнения.

2. Словарная работа в игровой форме, развитие навыков словообразования.

3.Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячами)

4.Упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания.

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений, развития лексико – грамматических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

6 Физкультминутка.

7. Составление рисунка и штриховка.

8. Подведение итога.

9.Планируемые результаты реализации программы

В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

  • четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба);
  • усвоение навыков произношения отдельных звуков и умение различать их в речевом потоке;
  • пополнение пассивного и активного словаря.
  • разовьются навыки концентрации внимания и согласованной работы пальчиков.
  • разовьется внимание при прослушивании сказок, потешек,
  • научатся говорить считалки, чистоговорки, скороговорки, потешки
  • будет развито мышление, внимание
  • сформируется положительное отношение к художественной литературе.

10.Средства, необходимые для реализации программы.

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

-интерактивная доска.

-зеркала индивидуальные

-Су-Джок,

-массажные мячи.

II Содержательный раздел

1.Учебный план программы.

Тема

Количество

 часов

1

«Давайте познакомимся»

2

2

«Игрушки»

2

3

«Осень»

2

4

«Деревья»

2

5

«Овощи

2

6

«Фрукты»

2

7

«Овощи – фрукты»

2

8

«В лесу»

2

9

«Посуда»

2

10

«Продукты питания»

2

11

«Здравствуй, Зимушка!»

2

12

«Одежда и обувь»

2

13

«Зимние забавы»

2

14

«Новый год»

2

15

Домашние животные»

2

16

«Домашние животные и их детёныши»

2

17

«Домашние птицы»

2

18

«Дикие животные»

2

19

«Дикие животные и их детёныши»

2

20

«Домашние и дикие животные»

2

21

«Защитники Отечества»

2

22

«Транспорт»

2

23

«Мамин день»

2

24

«Моя семья»

2

25

«Наш дом»

2

26

«Мебель»

2

27

«Весна»

2

28

«Птицы»

2

29

«Человек»

2

30

«Цветы»

2

31

«Насекомые»

2

32

«Лето»

2

ИТОГО:

2. Содержание учебного плана

Тема

Задачи

Количество

 часов

Дата проведения

Примечание

1

«Давайте

Познакомимся»

-Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики

2

03.10.23

05.10.23

2

«Игрушки»

-Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

2

10.10.23

12.10.23

3

«Осень»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

-Употребление сравнительной степени наречий;

-Употребление падежных форм существительных во множественном числе;

- развитие памяти.

2

17.10.23

19.10.23

4

«Деревья»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Различать и употреблять предлоги;

2

24.10.23

26.10.23

5

«Овощи»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Употреблять существительные во множественном числе

2

31.10.23

02.11.23

6

«Фрукты»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Снятие эмоционального напряжения;

2

07.11.23

09.11.23

7

«Овощи – фрукты»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

-развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний;

2

14.11.23

16.11.23

8

«В лесу»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

-закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции;

2

21.11.23

23.11.23

9

«Посуда»

-Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

-Изменение существительных по падежам; правильное употребление потребление предлогов;

- Снятие эмоционального напряжения;

2

28.11.23

30.11.23

10

«Продукты питания»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие речевого дыхания и силы голоса;

2

05.12.23

07.12.23

11

«Здравствуй,

Зимушка!»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- учить отвечать полными предложениями;

2

12.12.23

14.12.23

12

«Одежда и обувь»

-Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

-

2

19.12.23

21.12.23

13

«Зимние забавы»

-Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

2

26.12.23

28.12.23

14

«Новый год»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

2

09.01.24

11.01.24

15

«Домашние

животные»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- закрепление знаний детей о домашних животных

 обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости;

2

16.01.24

18.01.24

16

«Домашние

животные и их

детёныши»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Образование прилагательных;

2

23.01.24

25.01.24

17

«Домашние птицы»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

2

30.01.24

01.02.24

18

«Дикие животные»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

2

06.02.24

08.02.24

19

«Дикие животные и

их детёныши»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Образование прилагательных;

- Употребление глагольных форм

2

13.02.24

15.02.24

20

«Домашние и дикие

животные»

Развитие памяти и мелкой моторики;

- Учить отвечать полным предложением;

-Употребление слов с противоположным значением.

2

20.02.24

22.02.24

21

«Защитники

Отечества».

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

2

27.02.24

29.02.24

22

«Транспорт».

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

2

05.03.24

07.03.24

23

«Мамин день»

-Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата

2

12.03.24

14.03.24

24

«Моя семья»

-Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

2

19.03.24

21.03.24

25

«Наш дом.»

-Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

2

26.03.24

28.03.24

26

«Мебель»

-Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие динамической координации крупной моторики; 

- Формирование навыков речевого дыхания;

-Развитие воображения и ассоциативно-образного мышления;

2

02.04.24

04.04.24

27

«Весна»

-Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте;

2

09.04.24

11.04.24

28

«Птицы».

-Развитие памяти и мелкой моторики;

-Согласование существительных с числительными.

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;

- Учить дополнять предложения.

2

16.04.24

18.04.24

29

«Человек»

-Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-Развитие пальчиковой моторики;

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ

2

23.04.24

25.04.24

30

«Цветы»

-Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Учить составлять описательные рассказы, используя в речи распространенные предложения

2

30.04.24

02.05.24

31

«Насекомые»

-Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-Развитие пальчиковой моторики;

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ

2

07.05.24

09.05.24

32

«Лето».

-Развитие памяти и мелкой моторики;

-Согласование существительных с числительными.

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;

- Учить дополнять предложения.

2

14.05.24

16.05.24

ИТОГО: 64

3.Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Учебный год:

2023-2024

Старшая группа:

5-6 лет

Период диагностики:

Стартовая (начало учебного года)

Вид: платная услуга, кружок:

«Умный язычок»

Фамилия, имя

Задание на понимание ребёнком обращённой к нему речи

Задания на проверку сформированности фонематического слуха.

Задания на выявление уровня развития словарного запаса.

Задания на проверку состояния сформированности грамматического строя речи

Уровень речевого развития ребенка

Развитие мелкой
моторики.

Недостаточный

Близкий к достаточному

Достаточный

Выполнено

1

0

0

0

2

0

0

0

3

0

0

0

4

0

0

0

5

0

0

0

6

0

0

0

Недостаточный

0

0

0

0

0

 

 

 

Близкий к достаточному

0

0

0

0

0

 

 

 

Достаточный

0

0

0

0

0

 

 

 

Выполнено

0

0

0

0

0

 0

 

 

 

В среднем

 

 

 

 

 

0

0

0

0

III.     Список литературы

1. О.А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи». (Издательство Астрель, Санкт-Петербург 2009 год.)

2. Рузина М.С. "Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых". - СПб.2000.

3. Ткаченко Т.А. "Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи". - М., 1989.

4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. "Пальчиковая гимнастика". - М. 2002.

5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

6. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.

7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.

9. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР

10. З.Г. Сахипова «Читаем детям»

11 Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие   речи)», С.- П.: Детство-Пресс, 2015 г

12 Дунаева Н.Ю. Зяблова С.В. «Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа», С.-П.: Детство-Пресс, 2014 г.

13 Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков», С.-П.: Детство-Пресс, 2013 г.

11. Интернет ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» (для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет)...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Весёлый английский» «Fun English»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста отличаются особой...

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Раз – словечко, два – словечко».

Дошкольный возраст-важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.  ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Финансовая грамотность»

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данной программы – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов.Экономическая культура личности дошкольника характери...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОБЩЕНИЕ» (работа в летний период)

Данная программа ,  представляет  коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, ...