Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Методическая разработка по речевому развитию младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
- Пояснительная записка
Роль развития речи детей дошкольного возраста трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы их восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и способствует их социализации.
Воспитание правильной речи – это часто сложная и трудоёмкая работа, как для педагогов, родителей, так и для самих детей.
Задержки в формировании речи детей могут быть обусловлены многими факторами.
Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Любые недостатки речи ограничивают общение со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы, затрудняют обучение в школе.
Чтобы избежать подобного, педагогам необходимо уделять большое внимание формированию и развитию речи детей, при этом использовать различные методы и приемы. Чем раньше будет развивающее воздействие, тем в значительной мере ускорится ход речевого развития, в том числе, быстрее сформируется правильное звукопроизношение.
Содержание данной методической разработки носит развивающий характер и направлено на развитие у детей звуковой культуры речи, фонематических процессов, расширение словарного запаса, внимания, памяти, мыслительной деятельности, связной речи. Увлекательные игры и упражнения помогут детям овладеть этими навыками, тем самым обеспечат профилактику речевых нарушений.
Методическая разработка предназначена для детей младшего дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения: первый год обучения (с сентября по май) – дети 3-4 лет, второй год обучения (с сентября по май) – дети 4-5 лет.
Методической разработкой могут пользоваться педагоги, работающие с детьми 3-5 лет (воспитатели, учителя-логопеды), а также родители.
1.2. Цель и задачи
Цель: создание условий для речевого развития, а также для профилактики речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста через организацию совместной речевой деятельности.
Задачи:
- развитие фонематических процессов.
- развитие физиологического и речевого дыхания.
- развитие моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
- развитие координации речи и движений.
1.3. Принципы и подходы
Методическая разработка построена на следующих принципах:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с родителями (законными представителями) детей;
- адекватности содержания, форм, методов и приемов возрасту и особенностям развития обучающихся;
- наглядности;
-др.
1.4. Планируемые результаты
- повышение речевой активности детей в целом;
- соответствие показателей речевого развития детей возрастной норме;
- повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребенка.
- Содержательный раздел
2.1. Общие положения
Методическая разработка включает в себя комплексы игр и игровых упражнений, которые составлены с учетом возрастных возможностей детей. Каждый комплекс состоит из:
- игр и упражнений на развитие фонематических процессов;
- игр и упражнений на развитие речевого дыхания;
- артикуляционных упражнений;
- пальчиковых игр;
- игровых упражнений на развитие координации речи и движений.
Педагог (воспитатель) должен:
- знать об особенностях речевого развития детей возрастной группы;
- показывать детям правильный образец речи, артикуляционных упражнений, движений в сочетании с речевым материалом.
2.2. Описание особенностей образовательной деятельности с детьми
Работу с детьми рекомендуется организовывать в виде совместной игровой деятельности.
Структура совместной деятельности:
- Игры и упражнения на развитие фонематических процессов.
- Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
- Артикуляционные упражнения (номер упражнения в картотеке)
- Пальчиковые игры
- Игровые упражнения на развитие координации речи и движений.
Последовательность игр и упражнений, представленных в комплексе, может варьироваться с целью поддержки детской инициативы, предоставления детям выбора, учета конкретной ситуации в группе в данный момент.
Так же речевой материал (отдельные игры и упражнения) может использоваться для закрепления полученных навыков на «речевых пятиминутках» с группой или подгруппой детей, в ходе занятий по речевому развитию, в режимных моментах, для организации индивидуальной работы.
Перспективный план совместной деятельности по развитию речи
с детьми младшей группы
- Игры и упражнения на развитие фонематических процессов.
- Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
- Артикуляционные упражнения (номер упражнения в картотеке)
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики
- Игровые упражнения на развитие координации речи и движений.
месяц | неделя | содержание |
сентябрь | 1-2 |
|
сентябрь | 3-4 |
|
октябрь | 1-2 |
|
октябрь | 3-4 |
|
ноябрь | 1-2 |
|
ноябрь | 3-4 |
|
декабрь | 1-2 |
|
декабрь | 3-4 |
|
январь | 2-4 |
|
февраль | 1-2 |
|
февраль | 3-4 |
|
март | 1-2 |
|
март | 3-4 |
|
апрель | 1-2 |
|
апрель | 3-4 |
|
май | 1-2 |
|
май | 3-4 |
|
Перспективный план совместной деятельности по развитию речи
с детьми средней группы.
- Игры и упражнения на развитие фонематических процессов.
- Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
- Артикуляционные упражнения.
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
- Игровые упражнения на развитие координации речи и движений.
месяц | неделя | содержание |
сентябрь | 1-2 |
|
сентябрь | 3-4 |
|
октябрь | 1-2 |
|
октябрь | 3-4 |
|
ноябрь | 1-2 |
|
ноябрь | 3-4 |
|
декабрь | 1-2 |
|
декабрь | 3-4 |
|
январь | 3-4 |
|
февраль | 1-2 |
|
февраль | 3-4 |
|
март | 1-2 |
|
март | 3-4 |
|
апрель | 1-2 |
|
апрель | 3-4 |
|
май | 1-2 |
|
май | 3-4 |
|
Комплексы игр и игровых упражнений для детей младшей группы
(см. Приложение 1).
Комплексы игр и игровых упражнений для детей средней группы
(см. Приложение 2)
Картотека артикуляционных упражнений
(см. Приложение 3) Включает в себя рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, картинку, небольшой стишок и описание к каждому упражнению.
2.3. Особенности взаимодействия взрослого с детьми, в том числе способы поддержки детской инициативы.
Взаимодействие педагогов с детьми строится в соответствии с одним из принципов дошкольного образования - содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Педагоги поддерживают инициативу детей в различных видах деятельности.
Поддержка инициативы детей осуществляется через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- поддержку речевой активности каждого ребенка;
- поддержание интереса к совместной деятельности, похвала;
- не директивную помощь детям.
- Организационный раздел
3.1. Организация образовательной деятельности
с детьми рекомендуется организовывать в виде совместной игровой деятельности в соответствии с циклограммой.
Содержание одного комплекса реализуется в течение двух недель. Речевой материал комплексов можно использовать по частям: в режимных моментах - на прогулке, в динамических паузах и в других видах деятельности. Так же материал комплексов используется в индивидуальной работе с детьми. Артикуляционные упражнения и пальчиковые игры данного комплекса проводятся ежедневно.
3.2. Организация предметно-пространственной среды
Для работы по данной методической разработке необходим наглядный и раздаточный материал в соответствии с содержанием комплекса. Это пособия для развития плавного длительного выдоха, картинки к названиям артикуляционных упражнений (в приложении 3), предметы и иллюстрации к играм на развитие фонематических процессов. Необходимое оборудование указано в описании каждой игры.
3.3. Список литературы
1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников».- М.:Астрель, 2007
2. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. «Дыхание и речь: Работа наддыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения». - СПб.: ИД «Литера», 2014
3. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». - ТЦ«Сфера», 2011
4. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4лет». - М.: ТЦ Сфера, 2008
5. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5лет». - М.: ТЦ Сфера, 2008
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». - М., 2008
7. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках». - М, 2008
8. Куликовская Т.А «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». – М.: «Айрис-пресс», 2009
9. Новиковская О.А. «Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи».-СПб.: «ООО Астрель», 2009
10.Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,- М.Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

Методическая разработка «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора (малые фольклорные формы)»
Обобщение опыта работы....

«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Презентация авторской разработки « В волшебном лукошке, всего понемножку»
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я начала замечать такую закономерность, что использование в своей речи потешек, чистоговорок, прибауток побуждает детей к активизации речевого аппарата....

Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
Слайд 1 Комплексный подход к развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель: Зыбарева Н.В . Слайд 2 Актуальность . Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как ...

Методическая разработка по познавательному развитию в младшем дошкольном возрасте «Весёлое путешествие» Автор Щемелинина А.Л.
Представлен конспект о формирование представление о наземном транспорте.в младшем дошкольном возрасте. ...

Методическая разработка ОО «Речевое развитие» в группе дошкольного возраста с 4 до 5 лет «Путешествие по лесу с колобком»
Методическая разработка ОО «Речевое развитие» в группе дошкольного возраста с 4 до 5 лет «Путешествие по лесу с колобком» ...

Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
Роль развития речи детей дошкольного возраста трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы их восприятия, пмяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и способствует их соц...