Картотека игр по освоению детьми дошкольного возраста алгоритма создания рифмовок и лимерика.
картотека по развитию речи

Горина Наталья Владимировна

Картотека игр по освоению детьми дошкольного возраста алгоритма создания рифмовок и лимерика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Картотека игр

по освоению детьми дошкольного возраста

 алгоритма создания рифмовок и лимерика.

Составитель: воспитатель

 Горина Н. В.

Младший возраст

Месяц

Название игры

Цель

Содержание и методические рекомендации

Литература

Январь

«Чистоговорки»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.

Например: Са-Са-Са - прилетела в сад оса.

Ща-Ща-Ща - мы нашли в траве клеща.

Игровой мотив: соревнование в быстроте произношения звукосочетаний.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

«Чудесный мешочек»

Формировать умение

подбирать меткие слова и выражения народной речи, называть одни и те же предметы разными

словами, образовывать

слова с уменьшительным

суффиксом.

Воспитатель достает из «Чудесного мешочка» по очереди разные игрушки, например, петушка и просит детей, как еще можно его называть.

Н-р: Петушок-золотой гребешок.

Зайчик - побегайчик

Лягушка - квакушка.

Коза - дереза

Волчок - серый бочок. и т.д..

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

«Доскажи словечко»

Ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму.

Воспитатель читает небольшие отрывки, дети договаривают окончания.

Например:

1. Зайка звонко барабанит.

Он серьезным делом ...( занят).

2.Снеговик « морковный нос»-

Ёлку нам домой...(принес).

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

«Закончи предложения»

Дополнять предложение словом с противоположным значением.

Воспитатель произносит предложение, а дети договаривают последнее слово.

Например: Сахар сладкий, а перец

...(горький).

Летом листья зеленые, а осенью ...(желтые).

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

Февраль

«Что такое же»

Учить детей находить в окружающей их обстановке предметы определенного свойства. Развивать внимание.

Дети сидят, воспитатель говорит слово«круглое» и предлагает детям найти в

окружающей их обстановке круглые

объекты и называть их ит.д.

Например: Круглое - яблоко, мяч, пуговица... Белое - покрывало, облако...

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

«Пальцы»

Развивать сенсорные способности, формировать умение запоминать Четверостишье, отгадывать загадку

Воспитатель просит поиграть с пальцами и говорит стишки:

1. Идут четыре брата

Навстречу старшему:

«Здравствуй, большак!»

 «Здравствуй, Васька-указка,

Мишка - серёдка, Гришка - сиротка,

Да крошка-Тимошка».

2.Пять братьев Годами равные,

Ростом разные.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

Март

«Теремок»

Упражнять в правильном

произношении звуков родного языка.

Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Дети прячутся в домики.

Отгадывающий ребенок подходит к

домику, стучит и спрашивает: «Кто в

тереме живет?».

Например: Петушок отвечает: «Ку-ка-ре-ку!»

Корова отвечает: «Му-му!»

Собака отвечает: «Гав-гав!»

Кошка отвечает: «Мяу-мяу!»

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

«Кто, где...»

Развивать логическое мышление направленное на классификацию и группировку слов и понятий.

Воспитатель говорит детям, что корова это домашнее животное и сразу спрашивает, а лиса? Дети должны ответить.

-Корова - домашнее животное, а лиса?

(Ответы...)

-Роза - цветок, а ласточка? и т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

Апрель

«Отгадывание загадок»

Формировать умение детей

слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в рифму.

Воспитатель читает загадку, а дети отгадывают.

Например:

1. Летом в болоте

Вы её найдете,

Зеленая квакушка.

Кто это?...(лягушка)

2.хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса! А зовут её?...(лиса)

и т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Найди пару»

Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, сходным по звучанию; в подборе слов в рифму.

Воспитатель раскладывает перед детьми картинки и просит найти пары «складушек». Например, Дом-дым, Кот-кит,

Лягушка-кадушка, Ракета-конфета ит.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Пропущенные слова»

Обогащение словаря, активизация речи. Развитие воображения, мышления.

Воспитатель произносит

предложение, а дети вставляют

пропущенные слова.

Например, На пороге сидела и жалобно мяукала...»

Шерсть у кошки..., коготки...»

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

Май

«Дидактические мячи»

Выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Воспитатель кидает мяч ребенку и

называет слово. Ребенок ловит мяч и

произносит его противоположное

значение:

Хорошо - плохо,

День - ночь,

Белое - черное,

Целый - разбитый,

Толстый - тонкий,

Чистый - грязный, и т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Угадай по описанию»

Формировать умение различать признаки предмета; развивать наблюдательность, внимание.

Воспитатель показывает картинку и предлагает поучиться находить сходства и различия. Сначала называются признаки общие для всех, затем отличительный.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Складные картинки»

Учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, Олень – тюлень); воспитатель поднимает какую – либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации.

Игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20 -25.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

Средний возраст

Месяц

Название игры

Цель

Содержание и методические рекомендации

Литература

Сентябрь

«Найди пару»

Учить детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним словом, развивать фонематический слух.

Воспитатель раскладывает картинки, дети проговаривая названия, подбирают пары:

Коза-коса, кит-кот, трава-дрова, усы- осы, катушка-кадушка, ком - сом, уточка-удочка, дом-дым, утка-дудка, ложка-ножка, речка-печка и т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

«Назови какой»

Формировать умение детей подбирать определения, активизировать словарь.

Воспитатель предлагает детям. Рассмотреть предмет (или в последствии рисунок с каким - либо предметом) и просит рассказать какой он? Подобрать определения к нему. Например: шарф - теплый, мягкий и т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

«Что можно…»

Формировать умение детей подбирать слова, активизировать имена существительные, глаголы, прилагательные.

Воспитатель называет слово, разбирают его с детьми и с помощью «мозгового штурма» подбирают к нему существительные, глаголы, прилагательные.

Например: Что можно сшить? (платье, шторы, пальто, и т.д.) Что можно примерить? Что можно штопать?

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

«Как сказать по -  другому»

Упражнять детей в подборе синонимов.

Воспитатель предлагает детям одно слово, проговаривает его, разбирает его значение и выясняют, как еще можно сказать об этом действии.

 Например: Ребенок бежит, мчится, несется, летит и т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

«Что идет»

Упражнять детей раскрывать значения многозначных слов, развивать воображение, мышление

Воспитатель предлагает разобрать глагол «идет» и с помощью МШ раскладывает многозначность этого слова.

 Например: Идет снег (часы, человек)

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

Октябрь - Декабрь

«Найди рифму»

Продолжить учить создавать рифму и находить похожие по звучанию слова

Воспитатель берет круг со стрелками, по краям раскладывает карточки с изображением предметов. Предлагает детям найти рифмованную карточку и поставить на них стрелки.

Подбираем с детьми к одному слову похожие по звучанию слова: Мост – хвост – дрозд и т. д.

Птица – пицца  - синица и т. д.

Подушка – лягушка – кадушка и т. д.

Затем воспитатель читает четверостишье и просит детей находить слова в рифму.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

И т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

«Загадки – присказки»

Вырабатывать чувство

рифмы, развивать словарь.

Воспитатель читает загадки.

1.Я маленькая птичка -

Зовут меня ...(синичка).

2.Зимою она как пух, то тверда,

Летом ее называют ...(вода).

3.Ты        весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ...(солнце).

4.Обогнать друг друга рады,

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные…. (коньки).

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

Январь - апрель

«Логическое Упражнение»

Учить классифицировать объекты.

Воспитатель говорит детям, что овца

домашнее животное, а лиса?

Ромашка - цветок, а ласточка?

Иглой шьют, а пером?

Ложкой едят, а карандашом?

Пальто носят, а книгу?

Буквы читают, а цифры?

И т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Сказки просят»

Закрепить знания о русских народных сказках

На столе иллюстрация сказок, дети отгадывают сказки и находят к нимкартинку.

Воспитатель читает. - Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!»

1.Отворили дверь козлята

 И пропали ... все куда-то!

 (Волк и семеро козлят).

2.Дуркман        с собой гордится:

 Он пиявок не боится.

 (Золотой ключик).

3.Я        от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл. (Колобок).

4.Емеля        ехал на печи,

 Жевал Емеля калачи.

 (По щучьему веленью).

5.По        тропе шагая бодро,

Сами воду тащат ведра!

 (По щучьему веленью)

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

Май

«Парные картинки»

Закрепить знания детей о подборе слов в рифму, ориентируясь на окончания существительных.

Воспитатель раскладывает картинки и подзывает ребенка, который находит пару и с помощью воспитателя старается сочинить строчку -складушку.

Например: Кошка - картошка.

Кошка катает картошку.

Лук - жук.

Лук усатый, как жук.

Ягнёнок - жеребенок.

Ягненок веселится, как жеребенок.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Наоборот»

Продолжать учить подбирать слова с противоположным значением.

Воспитатель называет слово и бросает ребенку мяч, а он придумывает слово с обратным значением:

Хорошо - плохо, потолок - пол, город

- деревня, весело - грустно, белое - черное, верх - низ, день - ночь, день

- ночь, злой - добрый и т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

Старший возраст

Месяц

Название игры

Цель

Содержание и методические рекомендации

Литература

Сентябрь

«Не

стихотворение»

Развитие воображения.

Воспитатель читает стихотворение, в

котором ловкий бегемот гоняется за

нахальной мухой в тесной комнате,

где было много стеклянной посуды.

Ж

Ж жж

Ж жжжжж

Ж жж

Ж жжж э

Ж...Ж...

Ж жжжж

Бац1 Бац!

Ж жжжж

Бац! Бац! Дзинь!

Ж жжжж

Топ,

Жж

Топ - топ

Ж жжжж

Шлеп!!

…………….

Шняк.

И стало тихо.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с.

Октябрь

«Найди нужное слово»

Учить подбирать слова, близкие и

противоположные по смыслу.

Воспитатель читает стихотворение и просит детей найти слова противоположные по смыслу.

Скажу я слово высоко

А ты ответишь ...(низко).

Скажу я слово далеко,

 А ты ответишь ...(близко).

 Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты ...(храбрец)

. Теперь начало я скажу,

 Ну, отвечай ...(конец)

Затем, воспитатель предлагает детям придумать самостоятельно противоположные по смыслу слова.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Укрась слово»

Развивать образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информативность дошкольников.

Дети делятся на две группы. Каждой дается существительное и ставится задача за 1 минуту подобрать, как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному.

Например:

Игрушка - яркая, мягкая, красивая, резиновая, новая, и т.д.

Цветок - красивый, душистый, свежий, красный и т. д.

Побеждает команда, которая подобрала больше прилагательных.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Назови стишок»

Развивать логическое

мышление, фонематический

слух, сосредоточенность.

Воспитатель предлагает послушать

стихи, в которых потерялись буквы.

Назвать их и прочитать правильно.

1.Иде.. бы., ка..,

Взд.. на., хо..,

Во., до., ко..

Се..яупа..

2.На.. Та., гро.. пла..

Уро.. в ре... мя.. .

Ти.. Да.., не пла..

Не уто.. в ре., мя..

3.3а.. бро.. хо..

По., до., ост., за..

Co.. ск.. сл.. не мо..

Be., до ни., про..

И т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

Ноябрь - Январь

«Отгадай и назови»

Обогащать словарный запас детей, закрепить умение детей называть слова по их значению.

Воспитатель предлагает детям поиграть в викторину. Он задает вопросы, а дети отвечают. Побеждает тот, кто больше дает положительных ответов.

1.Детеныш        собаки? (щенок)

2.Сильная        метель, буря? (вьюга) 3.Загородный дом для летнего отдыха? (дача)

4. Ломтик хлеба с маслом, сыром? (бутерброд)

5.Тот,        кто сражается с врагом? (воин)

6.Фрукты и ягоды сваренные в сиропе? (варенье)

7.        Листовое        дерево с белой корой? (берёза

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Кузовок»

Образовывать уменьшительно - ласкательное слова, активизировать словарь, мышление, развивать сообразительность.

Воспитатель обращается к детям: -Вот тебе кузовок. Клади в него то, что на - ок, обмолвишься - отдашь залог. -Я положу в кузовок клубок, а вы? Дети называют слова с концовкой на - ок.

Примечание: можно брать и другие концовки слов (-ка, -ек, -а, -о, -ое и т.д.)

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Рифмоплет»

Сочинение двустишья на заданные рифмы.

Детям дается задуманное слово.

Например: сад. Они должны к нему подобрать ключевую рифму,

например «виноград».

Затем сочинить двустишье с заданными словами в конце строки.

Например: Я вижу сад, Там виноград.

Или:

Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо винограда.

Слова даются различные: рад- акробат, лето - конфета и т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Многозначные загадки»

Развивать творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать.

Воспитатель читает загадки:

1.Без        рук, без ног,

А, в гору лезет, (тесто, земля)

2.Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня! (йод, утюг, крапива)

3.Не        зверь не птица,

 А нос как спица. (Комар, шприц,)

4.Жидко, а не вода,

 Бело, а не снег. (Молоко, кефир)

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

Февраль - Март

«Круги на воде»

Развивать творческое воображение, находить рифмы.

Ребята, давайте поиграем в слова, что

они у вас вызывают, какие

ассоциации, какие сочетания могут

получиться.

Например: «лимон»

1.0н .... (кислый, желтый....)

2юОн связано со словом на букву «Л»

(лиса, луна, ложка и т.д.)

З.Оно рифмуется со словами ...

Лимон - батон, лимон - баллон,

лимон - закон, лимон - бутон.)

При всех ответах считается результат.

Можно разделиться на команды - кто

победит.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Чужое слово»

Развивать фонематический слух, учить чувствовать слово, рифму и ритм стихотворения.

Воспитатель читает стихи, а дети находят рифму и чужое слово, т.е. слово, которое не подходит к рифме этого стихотворения.

1.Стол ольдом вода и грязь,

Снег покрыл дома.

Это значит началась

В городе осень (зима).

2.По        лесу без дорожек

Ходит дикобраз (ёжик).

Дети называют чужие слова: осень, дикобраз. Находят рифмованные слова: грязь - началась, дорожек - ёжик.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Зеленый, красный, синий».

Развивать фонематический слух, учить чувствовать слово, рифму и ритм стихотворения

Дети стоят в кругу. У воспитателя 3 мяча: зеленый, красный, синий. Он раздает мячи 3 детям, стоящим рядом, за ранее договорившись о следующем: тот, кому попадет зеленый мяч, должны назвать слово, относящееся к лесу; кому - красный - к огню, синий - к воде. По сигналу воспитателя после ответа мячи смещаются влево или вправо, и следующие 3 игрока должны быстро и правильно назвать то, что относится к лесу, огню, воде (например: грибы, костер, лодка и т.д.). Играют при обучении пять детей, затем семь и девять.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Домашние животные»

Закрепить знания о домашних и диких животных.

Показать картинки с изображением домашних и диких животных. Картинки очень похожи, но при внимательном рассмотрении найдешь различия. По каждой картине дети должны дать правильный ответ. Материал: свинья - кабан, собака - волк, кошка - пантера, лошадь- дикая лошадь и т.д., Предложить детям рассказать о своих любимых домашних животных, описать их.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Назови сказку»

Развивать логическое мышление, фонематический слух, сосредоточенность.

Воспитатель просит помочь ей, у нее в сказках пропали буквы, она прочтет то. Что осталось, а дети помогут ей отгадать, назвать ей эти сказки. По... де... ре... .Вы... ре... б.. - пре... .Ста... де. ре., тя... Тя.. - поте..., вы., не мо.... По., де.. ба... .Ба... за де..., де... за ре... .Тя.. - потя.... вы., не мо.. .И т.д.

Жи.. - бы., де.. и ба.. .И бы., у них ку... ря.. .Сне... ку.. яй... не рос..., а зо... .Де.би.би. - не ра... .Ба.. биби.., не разби.. .И т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Азбука слов»

Обогащать словарный запас, развивать воображение, учить чувствовать слово.

Воспитатель предлагает детям, что могут означать слова, что они в них слышат.

1.Весна - время года, погода...

2.Адрес - его нужно знать, иначе потеряешься...

3.вода        - это жизнь, без нее умрем.

4.Гость-это        праздник.

5.Дом        - где все живут...

б.Замок-это красиво и сказочно.

7.Лимон - кисло, но полезно.

8.Лес - грибы, ягоды, много интересного.

И т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с

«Слово за слово»

Расширять словарный запас, познакомить с окружающим миром, развивать слуховую и зрительную память.

Воспитатель определяет тему, допустим: «Птицы на букву «С». Первый игрок называет «снегирь», второй ребенок повторяет названное слово и добавляет своё: снегирь, свиристель. Следующий повторяет эти два слова и добавляют своё: снегирь, свиристель, сойка и т.д.

Аббязова

Э.А.Обучение

дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы (диагностика и мониторинг)

В соответствии с ФГТ изменились требования к оценке уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы. Данная презентация позволит педагогам  уточнить представлен...

Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом требования ФГОС ДО

Выпускная работа для курсов переквалификации по специальности дошкольная педагогика и психология...

Консультация для воспитателей "Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин".

Особенности освоения детьми дошкольного возраста  размеров предметов и величин.Последовательность освоения величин в младшем и среднем дошкольном возрасте....

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений и игр со скакалкой на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО)

Данная методическая разработка будет полезна инструкторам и педогогам ДОО, в целях развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста, посредством комплексного  приме...

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания...

Практико-значимый проект "Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде, при плавании кролем."

Этот материал был написан мною, когда я училась в Московском Областном Педагогическом  Университете . Он является моей итоговой работой....

Семинар-практикум «Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом ФГОС»

Одним из важных свойств предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах....