Картотека игр по освоению детьми дошкольного возраста алгоритма создания рифмовок и лимерика.
картотека по развитию речи
Картотека игр по освоению детьми дошкольного возраста алгоритма создания рифмовок и лимерика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Картотека игр
по освоению детьми дошкольного возраста
алгоритма создания рифмовок и лимерика.
Составитель: воспитатель
Горина Н. В.
Младший возраст
Месяц | Название игры | Цель | Содержание и методические рекомендации | Литература |
Январь | «Чистоговорки» | Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Например: Са-Са-Са - прилетела в сад оса. Ща-Ща-Ща - мы нашли в траве клеща. Игровой мотив: соревнование в быстроте произношения звукосочетаний. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. |
«Чудесный мешочек» | Формировать умение подбирать меткие слова и выражения народной речи, называть одни и те же предметы разными словами, образовывать слова с уменьшительным суффиксом. | Воспитатель достает из «Чудесного мешочка» по очереди разные игрушки, например, петушка и просит детей, как еще можно его называть. Н-р: Петушок-золотой гребешок. Зайчик - побегайчик Лягушка - квакушка. Коза - дереза Волчок - серый бочок. и т.д.. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |
«Доскажи словечко» | Ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму. | Воспитатель читает небольшие отрывки, дети договаривают окончания. Например: 1. Зайка звонко барабанит. Он серьезным делом ...( занят). 2.Снеговик « морковный нос»- Ёлку нам домой...(принес). | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |
«Закончи предложения» | Дополнять предложение словом с противоположным значением. | Воспитатель произносит предложение, а дети договаривают последнее слово. Например: Сахар сладкий, а перец ...(горький). Летом листья зеленые, а осенью ...(желтые). | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |
Февраль | «Что такое же» | Учить детей находить в окружающей их обстановке предметы определенного свойства. Развивать внимание. | Дети сидят, воспитатель говорит слово«круглое» и предлагает детям найти в окружающей их обстановке круглые объекты и называть их ит.д. Например: Круглое - яблоко, мяч, пуговица... Белое - покрывало, облако... | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. |
«Пальцы» | Развивать сенсорные способности, формировать умение запоминать Четверостишье, отгадывать загадку | Воспитатель просит поиграть с пальцами и говорит стишки: 1. Идут четыре брата Навстречу старшему: «Здравствуй, большак!» «Здравствуй, Васька-указка, Мишка - серёдка, Гришка - сиротка, Да крошка-Тимошка». 2.Пять братьев Годами равные, Ростом разные. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |
Март | «Теремок» | Упражнять в правильном произношении звуков родного языка. Воспитывать внимание, сосредоточенность. | Дети прячутся в домики. Отгадывающий ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «Кто в тереме живет?». Например: Петушок отвечает: «Ку-ка-ре-ку!» Корова отвечает: «Му-му!» Собака отвечает: «Гав-гав!» Кошка отвечает: «Мяу-мяу!» | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. |
«Кто, где...» | Развивать логическое мышление направленное на классификацию и группировку слов и понятий. | Воспитатель говорит детям, что корова это домашнее животное и сразу спрашивает, а лиса? Дети должны ответить. -Корова - домашнее животное, а лиса? (Ответы...) -Роза - цветок, а ласточка? и т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |
Апрель | «Отгадывание загадок» | Формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в рифму. | Воспитатель читает загадку, а дети отгадывают. Например: 1. Летом в болоте Вы её найдете, Зеленая квакушка. Кто это?...(лягушка) 2.хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут её?...(лиса) и т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с |
«Найди пару» | Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, сходным по звучанию; в подборе слов в рифму. | Воспитатель раскладывает перед детьми картинки и просит найти пары «складушек». Например, Дом-дым, Кот-кит, Лягушка-кадушка, Ракета-конфета ит.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
«Пропущенные слова» | Обогащение словаря, активизация речи. Развитие воображения, мышления. | Воспитатель произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова. Например, На пороге сидела и жалобно мяукала...» Шерсть у кошки..., коготки...» | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
Май | «Дидактические мячи» | Выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы). | Воспитатель кидает мяч ребенку и называет слово. Ребенок ловит мяч и произносит его противоположное значение: Хорошо - плохо, День - ночь, Белое - черное, Целый - разбитый, Толстый - тонкий, Чистый - грязный, и т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с |
«Угадай по описанию» | Формировать умение различать признаки предмета; развивать наблюдательность, внимание. | Воспитатель показывает картинку и предлагает поучиться находить сходства и различия. Сначала называются признаки общие для всех, затем отличительный. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
«Складные картинки» | Учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. | Воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, Олень – тюлень); воспитатель поднимает какую – либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов. Методические рекомендации. Игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20 -25. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с |
Средний возраст
Месяц | Название игры | Цель | Содержание и методические рекомендации | Литература |
Сентябрь | «Найди пару» | Учить детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним словом, развивать фонематический слух. | Воспитатель раскладывает картинки, дети проговаривая названия, подбирают пары: Коза-коса, кит-кот, трава-дрова, усы- осы, катушка-кадушка, ком - сом, уточка-удочка, дом-дым, утка-дудка, ложка-ножка, речка-печка и т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. |
«Назови какой» | Формировать умение детей подбирать определения, активизировать словарь. | Воспитатель предлагает детям. Рассмотреть предмет (или в последствии рисунок с каким - либо предметом) и просит рассказать какой он? Подобрать определения к нему. Например: шарф - теплый, мягкий и т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |
«Что можно…» | Формировать умение детей подбирать слова, активизировать имена существительные, глаголы, прилагательные. | Воспитатель называет слово, разбирают его с детьми и с помощью «мозгового штурма» подбирают к нему существительные, глаголы, прилагательные. Например: Что можно сшить? (платье, шторы, пальто, и т.д.) Что можно примерить? Что можно штопать? | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |
«Как сказать по - другому» | Упражнять детей в подборе синонимов. | Воспитатель предлагает детям одно слово, проговаривает его, разбирает его значение и выясняют, как еще можно сказать об этом действии. Например: Ребенок бежит, мчится, несется, летит и т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |
«Что идет» | Упражнять детей раскрывать значения многозначных слов, развивать воображение, мышление | Воспитатель предлагает разобрать глагол «идет» и с помощью МШ раскладывает многозначность этого слова. Например: Идет снег (часы, человек) | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |
Октябрь - Декабрь | «Найди рифму» | Продолжить учить создавать рифму и находить похожие по звучанию слова | Воспитатель берет круг со стрелками, по краям раскладывает карточки с изображением предметов. Предлагает детям найти рифмованную карточку и поставить на них стрелки. | |
Подбираем с детьми к одному слову похожие по звучанию слова: Мост – хвост – дрозд и т. д. Птица – пицца - синица и т. д. Подушка – лягушка – кадушка и т. д. Затем воспитатель читает четверостишье и просит детей находить слова в рифму. Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит. И т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |||
«Загадки – присказки» | Вырабатывать чувство рифмы, развивать словарь. | Воспитатель читает загадки. 1.Я маленькая птичка - Зовут меня ...(синичка). 2.Зимою она как пух, то тверда, Летом ее называют ...(вода). 3.Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ...(солнце). 4.Обогнать друг друга рады, Ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки Быстроходные…. (коньки). | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. | |
Январь - апрель | «Логическое Упражнение» | Учить классифицировать объекты. | Воспитатель говорит детям, что овца домашнее животное, а лиса? Ромашка - цветок, а ласточка? Иглой шьют, а пером? Ложкой едят, а карандашом? Пальто носят, а книгу? Буквы читают, а цифры? И т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с |
«Сказки просят» | Закрепить знания о русских народных сказках | На столе иллюстрация сказок, дети отгадывают сказки и находят к нимкартинку. Воспитатель читает. - Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!» 1.Отворили дверь козлята И пропали ... все куда-то! (Волк и семеро козлят). 2.Дуркман с собой гордится: Он пиявок не боится. (Золотой ключик). 3.Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл. (Колобок). 4.Емеля ехал на печи, Жевал Емеля калачи. (По щучьему веленью). 5.По тропе шагая бодро, Сами воду тащат ведра! (По щучьему веленью) | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
Май | «Парные картинки» | Закрепить знания детей о подборе слов в рифму, ориентируясь на окончания существительных. | Воспитатель раскладывает картинки и подзывает ребенка, который находит пару и с помощью воспитателя старается сочинить строчку -складушку. Например: Кошка - картошка. Кошка катает картошку. Лук - жук. Лук усатый, как жук. Ягнёнок - жеребенок. Ягненок веселится, как жеребенок. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с |
«Наоборот» | Продолжать учить подбирать слова с противоположным значением. | Воспитатель называет слово и бросает ребенку мяч, а он придумывает слово с обратным значением: Хорошо - плохо, потолок - пол, город - деревня, весело - грустно, белое - черное, верх - низ, день - ночь, день - ночь, злой - добрый и т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с |
Старший возраст | ||||
Месяц | Название игры | Цель | Содержание и методические рекомендации | Литература |
Сентябрь | «Не стихотворение» | Развитие воображения. | Воспитатель читает стихотворение, в котором ловкий бегемот гоняется за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды. Ж Ж жж Ж жжжжж Ж жж Ж жжж э Ж...Ж... Ж жжжж Бац1 Бац! Ж жжжж Бац! Бац! Дзинь! Ж жжжж Топ, Жж Топ - топ Ж жжжж Шлеп!! ……………. Шняк. И стало тихо. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с. |
Октябрь | «Найди нужное слово» | Учить подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу. | Воспитатель читает стихотворение и просит детей найти слова противоположные по смыслу. Скажу я слово высоко А ты ответишь ...(низко). Скажу я слово далеко, А ты ответишь ...(близко). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты ...(храбрец) . Теперь начало я скажу, Ну, отвечай ...(конец) Затем, воспитатель предлагает детям придумать самостоятельно противоположные по смыслу слова. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с |
«Укрась слово» | Развивать образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информативность дошкольников. | Дети делятся на две группы. Каждой дается существительное и ставится задача за 1 минуту подобрать, как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Например: Игрушка - яркая, мягкая, красивая, резиновая, новая, и т.д. Цветок - красивый, душистый, свежий, красный и т. д. Побеждает команда, которая подобрала больше прилагательных. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
«Назови стишок» | Развивать логическое мышление, фонематический слух, сосредоточенность. | Воспитатель предлагает послушать стихи, в которых потерялись буквы. Назвать их и прочитать правильно. 1.Иде.. бы., ка.., Взд.. на., хо.., Во., до., ко.. Се..яупа.. 2.На.. Та., гро.. пла.. Уро.. в ре... мя.. . Ти.. Да.., не пла.. Не уто.. в ре., мя.. 3.3а.. бро.. хо.. По., до., ост., за.. Co.. ск.. сл.. не мо.. Be., до ни., про.. И т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
Ноябрь - Январь | «Отгадай и назови» | Обогащать словарный запас детей, закрепить умение детей называть слова по их значению. | Воспитатель предлагает детям поиграть в викторину. Он задает вопросы, а дети отвечают. Побеждает тот, кто больше дает положительных ответов. 1.Детеныш собаки? (щенок) 2.Сильная метель, буря? (вьюга) 3.Загородный дом для летнего отдыха? (дача) 4. Ломтик хлеба с маслом, сыром? (бутерброд) 5.Тот, кто сражается с врагом? (воин) 6.Фрукты и ягоды сваренные в сиропе? (варенье) 7. Листовое дерево с белой корой? (берёза | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с |
«Кузовок» | Образовывать уменьшительно - ласкательное слова, активизировать словарь, мышление, развивать сообразительность. | Воспитатель обращается к детям: -Вот тебе кузовок. Клади в него то, что на - ок, обмолвишься - отдашь залог. -Я положу в кузовок клубок, а вы? Дети называют слова с концовкой на - ок. Примечание: можно брать и другие концовки слов (-ка, -ек, -а, -о, -ое и т.д.) | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
«Рифмоплет» | Сочинение двустишья на заданные рифмы. | Детям дается задуманное слово. Например: сад. Они должны к нему подобрать ключевую рифму, например «виноград». Затем сочинить двустишье с заданными словами в конце строки. Например: Я вижу сад, Там виноград. Или: Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо винограда. Слова даются различные: рад- акробат, лето - конфета и т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
«Многозначные загадки» | Развивать творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать. | Воспитатель читает загадки: 1.Без рук, без ног, А, в гору лезет, (тесто, земля) 2.Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня! (йод, утюг, крапива) 3.Не зверь не птица, А нос как спица. (Комар, шприц,) 4.Жидко, а не вода, Бело, а не снег. (Молоко, кефир) | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
Февраль - Март | «Круги на воде» | Развивать творческое воображение, находить рифмы. | Ребята, давайте поиграем в слова, что они у вас вызывают, какие ассоциации, какие сочетания могут получиться. Например: «лимон» 1.0н .... (кислый, желтый....) 2юОн связано со словом на букву «Л» (лиса, луна, ложка и т.д.) З.Оно рифмуется со словами ... Лимон - батон, лимон - баллон, лимон - закон, лимон - бутон.) При всех ответах считается результат. Можно разделиться на команды - кто победит. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с |
«Чужое слово» | Развивать фонематический слух, учить чувствовать слово, рифму и ритм стихотворения. | Воспитатель читает стихи, а дети находят рифму и чужое слово, т.е. слово, которое не подходит к рифме этого стихотворения. 1.Стол ольдом вода и грязь, Снег покрыл дома. Это значит началась В городе осень (зима). 2.По лесу без дорожек Ходит дикобраз (ёжик). Дети называют чужие слова: осень, дикобраз. Находят рифмованные слова: грязь - началась, дорожек - ёжик. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
«Зеленый, красный, синий». | Развивать фонематический слух, учить чувствовать слово, рифму и ритм стихотворения | Дети стоят в кругу. У воспитателя 3 мяча: зеленый, красный, синий. Он раздает мячи 3 детям, стоящим рядом, за ранее договорившись о следующем: тот, кому попадет зеленый мяч, должны назвать слово, относящееся к лесу; кому - красный - к огню, синий - к воде. По сигналу воспитателя после ответа мячи смещаются влево или вправо, и следующие 3 игрока должны быстро и правильно назвать то, что относится к лесу, огню, воде (например: грибы, костер, лодка и т.д.). Играют при обучении пять детей, затем семь и девять. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
«Домашние животные» | Закрепить знания о домашних и диких животных. | Показать картинки с изображением домашних и диких животных. Картинки очень похожи, но при внимательном рассмотрении найдешь различия. По каждой картине дети должны дать правильный ответ. Материал: свинья - кабан, собака - волк, кошка - пантера, лошадь- дикая лошадь и т.д., Предложить детям рассказать о своих любимых домашних животных, описать их. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
«Назови сказку» | Развивать логическое мышление, фонематический слух, сосредоточенность. | Воспитатель просит помочь ей, у нее в сказках пропали буквы, она прочтет то. Что осталось, а дети помогут ей отгадать, назвать ей эти сказки. По... де... ре... .Вы... ре... б.. - пре... .Ста... де. ре., тя... Тя.. - поте..., вы., не мо.... По., де.. ба... .Ба... за де..., де... за ре... .Тя.. - потя.... вы., не мо.. .И т.д. Жи.. - бы., де.. и ба.. .И бы., у них ку... ря.. .Сне... ку.. яй... не рос..., а зо... .Де.би.би. - не ра... .Ба.. биби.., не разби.. .И т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
«Азбука слов» | Обогащать словарный запас, развивать воображение, учить чувствовать слово. | Воспитатель предлагает детям, что могут означать слова, что они в них слышат. 1.Весна - время года, погода... 2.Адрес - его нужно знать, иначе потеряешься... 3.вода - это жизнь, без нее умрем. 4.Гость-это праздник. 5.Дом - где все живут... б.Замок-это красиво и сказочно. 7.Лимон - кисло, но полезно. 8.Лес - грибы, ягоды, много интересного. И т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с | |
«Слово за слово» | Расширять словарный запас, познакомить с окружающим миром, развивать слуховую и зрительную память. | Воспитатель определяет тему, допустим: «Птицы на букву «С». Первый игрок называет «снегирь», второй ребенок повторяет названное слово и добавляет своё: снегирь, свиристель. Следующий повторяет эти два слова и добавляют своё: снегирь, свиристель, сойка и т.д. | Аббязова Э.А.Обучение дошкольников созданию рифмовок. -Ульяновск,2001 г. -40с |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы (диагностика и мониторинг)
В соответствии с ФГТ изменились требования к оценке уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы. Данная презентация позволит педагогам уточнить представлен...
Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом требования ФГОС ДО
Выпускная работа для курсов переквалификации по специальности дошкольная педагогика и психология...
Консультация для воспитателей "Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин".
Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин.Последовательность освоения величин в младшем и среднем дошкольном возрасте....
Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений и игр со скакалкой на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО)
Данная методическая разработка будет полезна инструкторам и педогогам ДОО, в целях развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста, посредством комплексного приме...
Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания
Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания...
Практико-значимый проект "Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде, при плавании кролем."
Этот материал был написан мною, когда я училась в Московском Областном Педагогическом Университете . Он является моей итоговой работой....
Семинар-практикум «Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом ФГОС»
Одним из важных свойств предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах....