Картотека игр и творческих заданий по обучению детей работе с противоречиями
картотека по развитию речи
Картотека игр и творческих заданий по обучению детей работе с противоречиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр и творческих заданий по обучению детей работе с противоречиями | 68.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и творческих заданий по обучению детей работе с противоречиями
1. «Найди противоположное слово»
Цель: учить детей находить слова - антонимы.
Основное действие: ведущий называет слово - играющие произносят антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом, бубном или другими предметами.
Задания для детей 5 лет
- Детям предлагаются вразброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово. ПР: редкий - густой (отвечает на вопрос какой?); работа - отдых (что?); бежит - лежит (что делает?) и т.д.
- В задания вводятся наречия. Название части речи детям можно не говорить, но вопрос «Как?» - указывать (тяжело - легко, широко - узко и др.).
- Ребенок (ведущий) называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», пусть его поправляют дети.
Задания для детей 6 лет
- Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Игра может идти как соревнование.
ПР: команда девочек называют противоположные по значению существительные (слова, отвечающие на вопрос что?), а мальчики - глаголы (действия, слова с вопросом что делают?). - Педагог называет литературное произведение. Дети перечисляют героев с противоположными характеристиками (сказка «Золушка»: мачеха жестокая, а Золушка - добросердечная; сестры - бездельницы, а Золушка - труженица).
2. «Где прячутся противоположности?»
Цель: учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие.
Основное действие: ведущий называет объект, а играющие находят в нем противоположности и объясняют их наличие. Либо наоборот: называются противоположности и подбираются объекты, в которых они «прячутся».
Задания для детей 5 лет
- Дети получают картинки с изображением объекта и самостоятельно находят противоположные значения признака с последующим объяснением. Игра проходит в виде соревнования.
ПР: один ребенок получает картинку с изображением телевизора, а другой - с изображением ботинок. Телевизор: блестящий и тусклый, горячий и холодный, округлый и угловатый и т.д. Ботинки: мягкие и твердые, большие и маленькие, дорогие и дешевые и т.д. Возможные объяснения: включенный телевизор становится горячим, а выключенный остывает; ботинки для малыша большие и болтаются на ноге, а для папы они маленькие. - Ведущий предлагает обсудить какой - либо признак и найти противоположные значения этого признака. Затем надо назвать объекты, в которых эти противоположности присутствуют.
ПР: ведущий называет признак «цвет», играющие называют противоположности: бесцветный - цветной, черный - белый, блестящий - тусклый и т.д. Называются объекты: плащ бывает бесцветным (прозрачным) и цветным; зебра бывает и черная и белая, нож может быть и блестящим (лезвие) и тусклым (ручка).
Задания для детей 6 лет
- Ведущий называет героя сказки, а дети объясняют его противоречивые свойства. Обязательное условие - ребенок должен вспомнить эпизоды сказки, где эти свойства проявляются.
ПР: Красная Шапочка - серьезная и легкомысленная. Серьезная потому, что решила помочь маме, порадовать бабушку. Легкомысленная из - за того, что не подумала и рассказала волку о своих планах. - Ведущий просит играющих передавать друг другу предмет с условием, если найдено противоположные значения какого либо признака.
ПР: объект - книга. Первый ребенок: «Она мягкая и твердая по материалу», передается книга другому ребенку. Ответ второго: «Она светлая и темная по цвету», передается третьему: «Она полезная и бесполезная по своему делу. Пользу приносит тому, кто читает, и бесполезна для того, кто не умеет читать» и т.д. Педагог, видя затруднение ребенка, просит всю группу детей помочь сформулировать противоположное значение какого-либо признака объекта.
«Объяснялки»
Цель: учить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований.
Задания для детей 4 лет
- Объявляется игра «Объяснялки». Детям предлагается картинка с изображением объекта (ботинки): «Ботинки могут быть и мокрыми и сухими. Объясните когда, в каких случаях это бывает» (ботинки - внутри сухие, снаружи - мокрые). К концу года воспитатель вводит усложнение: «Объясни, для кого это свойство нужно». ПР: надо чтобы ботинки были сухими (для ног человека), а лужа делает их мокрыми.
Работа по обучению формулировке противоречий в этом возрасте идет на полуактивном этапе. Ведущий задает вопросы, а дети отвечают с помощью взрослого.
Задания для детей 5 лет
- Усложнение игры «Где прячется противоположность?».
Цель: учить детей обозначать словами части объектов, в которых находятся противоположности.
ПР: ведущий называет объект (дерево). Следует вопрос: «В каких частях дерева прячутся противоположности?» (листики - тонкие, ветки - толстые; кора ствола - шершавая, листья гладкие). Или: «Зонтик. Где прячется противоположность?» (тент - мягкий, а ручка - твердая; короткий, когда в сумке и длинный, когда мамы его достает, что бы укрыться от дождя).
- Усложнение задания «Объяснялка». Воспитатель просит детей объяснить, кому или чему нужно противоположное свойство этого объекта. «Зонтик короткий - это нужно тогда, когда дождя нет, что бы в сумку поместиться. Зонтик длинный, нужно что бы от дождя укрыться». Творческое задание «Объяснялка» проводится только с рукотворными объектами, при этом подбираются объекты с явно выраженными противоположными свойствами (раскладушка - и короткая и длинная; утюг и горячий и холодный и т.д.).
Задания для детей 6 лет
- Творческое задание по типу «Объяснялка» проводится на активном уровне. В этом возрасте можно использовать в качестве содержания заданий объекты природного мира.
ПР: ведущий предлагает картинку с изображением объекта (дерево). Играющий самостоятельно определяет противоположные свойства (ствол упругий и гибкий) и объясняет, когда в каком случае это свойство необходимо (ствол дерева должен быть упругим, что бы не гнуться под тяжестью веток и должен быть гибким, чтобы ветер не сломал его).
Итог задания - вывод: для веток ствол должен быть упругим, а для ветра - гибким.
«Решаем противоречие»
Цель: учить детей наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований; учить пользоваться некоторыми приемами разрешения противоречий.
Творческие задания для детей 5-7 лет
Воспитателем объявляется соревнование между двумя командами детей. Дается задание обеим подгруппам по мотивам сказки «Девочка-умница». Необходимо помочь девочке-умнице спасти своего отца. Для этого надо выполнить задания царя: принести и не принести подарок.
Побеждает та команда ребят, которая даст как можно больше решений и объяснит их.
«Маятник» Учить выделять противоречивые свойства объекта. | Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. Проводится со среднего возраста |
«Пинг – понг» Упражнять в подборе слов - антонимов. | Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить. Проводится во всех возрастных группах. |
«Перевертыш» Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «хорошо – плохо». | Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения. ПР: мама купила новые ботинки. Ответ первого ребенка: «Это хорошо, потому, что у меня не намокнут ноги». Ответ второго ребенка: «Потому что придется идти к зубному врачу». Ответ третьего ребенка: «Потому что мне вылечат зуб, и он не будет болеть». |
«Кто (что) это может быть?» Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств. | Воспитатель задает два значения одного признака (что может быть сухим и мокрым). Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые). Проводится со среднего возраста. |
«Помирим гномов» Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий. | Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет обладает противоположными свойствами (бывает и большим, и маленьким одновременно). Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов. |
«Один - хорошо, много – плохо» Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество. | Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют (кто - то кошку, кто - то собаку). Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого. Устанавливается зависимость количества - качества объекта от площади, на которой этот объект находится. Проводится со среднего возраста. Усложнение: воспитатель предлагает игру «Один - плохо, а много - хорошо (одна кошка на весь мир - это плохо)». |
«Что имеем - не храним, потерявши – плачем» Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями «много – мало», «цена – стоимость». | Детям предлагается обсудить пословицу «Что имеем - не храним, потерявши – плачем». Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести. Проводится в старшем дошкольном возрасте как часть занятия на нравственно - этические темы. |
«Что лишнее?» Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции. | Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему. |
«Что произойдет?» Учить детей формулировать причины и выводить следствие | Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: «Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?») Дети другой команды должны дать оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Вводится правило: задавать вопросы на определенную тему (например, из мира природы или мира сказки и т.д.). Проводится со старшего возраста. |
«Робинзон Крузо» Учить детей выявлять ресурсы объекта. Придумывать способы использования ресурсов в проблемных ситуациях. | Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации: на необитаемом острове. Используя ресурсы какого - либо ненужного объекта (сломанные карандаши или запчасти от велосипеда), необходимо придумать, как построить жилище на острове, добыть пищу, воду и т.д. Проводится со среднего возраста. |
«Аукцион» Учить выделять дополнительные ресурсы объекта. | На «аукцион» выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения какого - либо объекта. Проводится со среднего возраста. |
«Кто (что) делает наоборот?» Учить подбирать объекты, противоположные по назначению. | Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен (функцию). Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять (пылесос: собирает, всасывает; наоборот - распыляет, раскидывает - фонтан или распылитель). Проводится со среднего возраста. |
«Скажи, почему объект должен быть таким и другим?» Обучать детей формулированию противоречий. | Ведущий выбирает объект, к которому предъявляется претензия (мост низкий - высокий). Детям предлагается сформулировать противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, чтобы удобно было ходить пешеходам, и мост должен быть высоким, потому что под ним проходят корабли). Далее высказываются предложения по конструированию объекта, в котором сочетаются противоположности. Проводится со старшего возраста. |
«Найди выход» Учить детей выбирать способ решения противоречий. | Ведущий предлагает разрешить проблемную ситуацию, взятую из художественной литературы. Дети обсуждают способы разрешения противоречий на основе предложенных воспитателем вариантов и выбирают наиболее подходящий, мотивируя свой выбор. Проводится со среднего возраста. |
«Учимся у сказки» Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами. | Ведущий читает отрывок из литературного текста, содержащий проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. Проводится со среднего возраста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ
Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ...
Конспект занятия по обучению детей чувствительности к противоречиям в старшей группе.
Конспект занятия ....
Творческий проект: «Освоение игр по обучению детей чувствительности к противоречиям»
Цель исследования:Освоение игр по обучению детей чувствительности к противоречиям.Задачи:Изучить возможности обучения детей работе с признаками.Повысить уровень выразительности речи у дете...
Картотека игр и творческих заданий по ознакомлению дошкольников с родным городом.
В данном сборнике представлен практический материал по ознакомлению дошкольников с родным городом....
Картотека игр и творческих заданий
Картотека игр и творческих заданий на все возраста....
Картотека игр и творческих заданий по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.
Содержание «Сказочные слова».«Действие героя».«Исправь ошибку»....
Консультация для родителей. «Обучение детей чувствительности к противоречиям»
Детский возраст - период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ - это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребе...