Консультация для родителей. «Обучение детей чувствительности к противоречиям»
консультация

Горина Наталья Владимировна

Детский возраст - период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ - это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребенку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, дает возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Обучение детей чувствительности к противоречиям»

Детский возраст - период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ - это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребенку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, дает возможность полнее раскрыться творческим способностям.

    Пусть Вас не смущает это громкое название - ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.  Все грандиозное начинается с малого.  А ТРИЗ - это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

   Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живет каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия - и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.

Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере  развития его речи.

   Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приемы, предлагаемые ТРИЗ - технологией. С одной  из них мы хотим вас познакомить.

Умение решать изобретательские задачи напрямую связано с умением освобождаться от стереотипов мышления. При решении подобного рода задач основное место занимает работа с противоречиями, а продуктом творчества является не только результат, но и мыслительный процесс, производимый ребенком.

При работе с противоречиями главной целью является формирование у дошкольников умения выявлять противоположные свойства объекта, формулировать противоречия, оценивать полученный результат и выбирать лучший способ разрешения проблемной ситуации.

  1. Формирование чувствительности к противоречиям.

Обсуждения начинаем с реально существующих объектов или явлений природы, затем переходим к обсуждению литературных героев. Поиск противоречий проводим в различные режимные моменты: на прогулке, за обедом, на занятиях, при умывании, одевании, чтении.

- Скажи наоборот. Суп горячий - холодный. Полотенце мокрое - сухое. Каша густая - жидкая.

- Сравни предметы. Дерево высокое, а куст низкий. Дорога широкая, а тропка узкая. Брюки широкие, а колготки узкие. Полотенце длинное, а салфетка короткая.

- Сравни героев. Хаврошечка трудолюбивая, а сестры ленивые, петушок смелый, а зайчик робкий.

2. Поиск противоречий.

Цель данных игр - учить находить в одном объекте противоположности.

  • Дети получают карточки с изображением предметов. Каждый отвечает на вопрос: что у этого предмета длинное, а что короткое.
  • По картинке дети сами находят у предмета противоположные значения признака.

- У кошки зубы твёрдые, а шёрстка мягкая. У ботинка молния короткая, а шнурок длинный. У полотенца полоска темная и полоска светлая.

  • Объясните, как объекта проявляются противоположные качества.

- Раскладушка длинная, если сложить - короткая. Зонт на улице широкий, дома - узкий. Мухомор вреден для людей, но полезен для животных. Гном мал ростом, но велик делами.

3. Решение творческих задач.

Цель: учить детей пользоваться приёмами разрешения противоречий.

- Мы любим пускать кораблики в лужах. Это хорошо. Но если промокнут ноги, будет плохо. Что же делать? (надеть резиновые сапоги)

- У зонта длинная ручка, чтобы удобно было держать зонт. Когда дождь закончится, длинная ручка не уместится в сумку, неудобно. Что можно придумать? (складную ручку) 

- В теремок сначала приходили маленькие животные, он для них был большим. Для большого медведя теремок мал. Что надо сделать, чтобы можно было жить вместе?  ( построить большой теремок с разными комнатами ) ( сделать большую пристройку для медведя)

Дошкольный возраст уникален,  ибо, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология,  позволит воспитывать и обучать ребёнка  под девизом «Творчество во всем!»

    Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А.Зайцева».

                              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  ...

Консультация для родителей "Обучение детей пению".

Этот материал можно использовать для оформления  стенда,  для выступления на родительском собрании....

Консультация для родителей: «Обучение детей правилам дорожного движения в семье»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное УчреждениеДетский сад № 21 Муниципального образования Успенский районКонсультация для родителей: «Обучение детей правилам дорожного движения в ...

Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию»

Овладения связной речью – сложный и длительный процесс. Развитие связной речи играет большую роль в развитии ребенка. При обучении детей составлению сказок формируются такие  психические процессы...

Творческий проект: «Освоение игр по обучению детей чувствительности к противоречиям»

Цель исследования:Освоение игр по обучению детей чувствительности к противоречиям.Задачи:Изучить  возможности  обучения детей работе с признаками.Повысить уровень выразительности речи у дете...