Консультация для родителей. «Обучение детей чувствительности к противоречиям»
консультация
Детский возраст - период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ - это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребенку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, дает возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Обучение детей чувствительности к противоречиям»
Детский возраст - период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ - это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребенку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, дает возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название - ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Все грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ - это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.
Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живет каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия - и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.
Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приемы, предлагаемые ТРИЗ - технологией. С одной из них мы хотим вас познакомить.
Умение решать изобретательские задачи напрямую связано с умением освобождаться от стереотипов мышления. При решении подобного рода задач основное место занимает работа с противоречиями, а продуктом творчества является не только результат, но и мыслительный процесс, производимый ребенком.
При работе с противоречиями главной целью является формирование у дошкольников умения выявлять противоположные свойства объекта, формулировать противоречия, оценивать полученный результат и выбирать лучший способ разрешения проблемной ситуации.
- Формирование чувствительности к противоречиям.
Обсуждения начинаем с реально существующих объектов или явлений природы, затем переходим к обсуждению литературных героев. Поиск противоречий проводим в различные режимные моменты: на прогулке, за обедом, на занятиях, при умывании, одевании, чтении.
- Скажи наоборот. Суп горячий - холодный. Полотенце мокрое - сухое. Каша густая - жидкая.
- Сравни предметы. Дерево высокое, а куст низкий. Дорога широкая, а тропка узкая. Брюки широкие, а колготки узкие. Полотенце длинное, а салфетка короткая.
- Сравни героев. Хаврошечка трудолюбивая, а сестры ленивые, петушок смелый, а зайчик робкий.
2. Поиск противоречий.
Цель данных игр - учить находить в одном объекте противоположности.
- Дети получают карточки с изображением предметов. Каждый отвечает на вопрос: что у этого предмета длинное, а что короткое.
- По картинке дети сами находят у предмета противоположные значения признака.
- У кошки зубы твёрдые, а шёрстка мягкая. У ботинка молния короткая, а шнурок длинный. У полотенца полоска темная и полоска светлая.
- Объясните, как объекта проявляются противоположные качества.
- Раскладушка длинная, если сложить - короткая. Зонт на улице широкий, дома - узкий. Мухомор вреден для людей, но полезен для животных. Гном мал ростом, но велик делами.
3. Решение творческих задач.
Цель: учить детей пользоваться приёмами разрешения противоречий.
- Мы любим пускать кораблики в лужах. Это хорошо. Но если промокнут ноги, будет плохо. Что же делать? (надеть резиновые сапоги)
- У зонта длинная ручка, чтобы удобно было держать зонт. Когда дождь закончится, длинная ручка не уместится в сумку, неудобно. Что можно придумать? (складную ручку)
- В теремок сначала приходили маленькие животные, он для них был большим. Для большого медведя теремок мал. Что надо сделать, чтобы можно было жить вместе? ( построить большой теремок с разными комнатами ) ( сделать большую пристройку для медведя)
Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всем!»
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40571.jpg)
Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А.Зайцева».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-385346-1391779374.jpg)
Консультация для родителей "Обучение детей пению".
Этот материал можно использовать для оформления стенда, для выступления на родительском собрании....
Консультация для родителей: «Обучение детей правилам дорожного движения в семье»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное УчреждениеДетский сад № 21 Муниципального образования Успенский районКонсультация для родителей: «Обучение детей правилам дорожного движения в ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-475755-1409676232.jpg)
Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию»
Овладения связной речью – сложный и длительный процесс. Развитие связной речи играет большую роль в развитии ребенка. При обучении детей составлению сказок формируются такие психические процессы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/26/picture-750827-1461651149.jpg)
Конспект занятия по обучению детей чувствительности к противоречиям в старшей группе.
Конспект занятия ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/26/picture-750827-1461651149.jpg)
Творческий проект: «Освоение игр по обучению детей чувствительности к противоречиям»
Цель исследования:Освоение игр по обучению детей чувствительности к противоречиям.Задачи:Изучить возможности обучения детей работе с признаками.Повысить уровень выразительности речи у дете...