Картотека игр и творческих заданий по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.
картотека
Содержание
- «Сказочные слова».
- «Действие героя».
- «Исправь ошибку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_tvorcheskih_zadaniy.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и творческих заданий
по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.
Содержание
- «Сказочные слова».
- «Действие героя».
- «Исправь ошибку».
- «Пантомима».
- «Бывает – не бывает».
- «В какой сказке?».
- «Волшебное дерево».
- «Нелепицы».
- «Кто пришёл на карнавал?»
- «Шкатулка со сказками».
- «Придумай историю».
- «Превращения».
- «Волшебная труба».
- «Как спастись от колдуна?».
- «Волшебные предметы из чудесного мешочка».
- «Помоги Колобку».
- «Старая сказка на новый лад».
- «Волшебные звездочки».
- «Говорящие солнечные лучики».
- «Сказочные слова».
Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Содержание: Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках («Сим-сим, открой дверь», «Сивка-бурка, вещая каурка…» и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка («Однажды», «В некотором царстве», «В стародавние времена…» и т.д.).
- «Действия героя».
Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Содержание: Воспитатель предлагает героя из сказки. Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. Например: «Жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д.». Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок.
- «Исправь ошибку».
Цель: Формирование семантических полей; закрепление представлений о сказочных персонажах.
Содержание: Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ошибочность суждения в том, что в первой части предложения указывается на один признак сравнения, а во второй его части – на другой (внучка маленькая, а бабушка старенькая). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
- внучка маленькая, а бабушка старенькая;
- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.
- «Пантомима»
Цель: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов, развитие общей моторики, творческих способностей.
Содержание: Взрослый называет два словосочетания, обозначающих предметы или объекты и их противоположные признаки (злой волк – добрый медведь). Необходимо средствами мимики и жестов (без слов) изобразить эти предметы (объекты), обладающие указанными противоположными признаками.
Примерный речевой материал:
- злой волк – добрый медведь;
- глупый лягушонок – умный кролик;
- стремительный олень – медлительная черепаха;
- смелый львёнок – трусливый заяц;
- сильный тигр – слабый мышонок;
- толстый хомяк – тонкая цапля;
- радостный человек – печальный человек;
- прямое дерево – кривое дерево;
- тяжёлая сумка – лёгкая снежинка;
- холодный лёд – горячий огонь.
- «Бывает – не бывает»
Цели: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов; развитие творческих способностей.
Содержание: Взрослый произносит предложения, заключающие в себе ошибку. Необходимо определить, какое слово в предложении используется неверно, и заменить его словом с противоположным значением.
Примерный речевой материал:
- Дюймовочка выше Белоснежки, а Гулливер ниже лилипутов;
- Птица Говорун любит громко молчать;
- Снежная Королева любит лето, потому что летом идёт снег;
- Винни Пух любит мёд за то, что он горький;
- Папа Карло ниже Буратино, потому что он маленький;
- Котёнок Гав мяукает громко, а кошка – тихо;
- Сказка «Колобок» со счастливым концом, а сказка «Репка» - нет.
- «В какой сказке?».
Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу.
Содержание: Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат. Говорит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы ей в этом не помогли.
- «Волшебное дерево».
Цель: Расширение объёма словаря и кругозора; развитие творческих речевых умений, умения отгадывать загадки.
Оборудование: Дерево, изготовленное из картона, с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.
Содержание: Перед игрой дети знакомятся с произведением К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие «волшебные предметы».
Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребёнок, правильно отгадавший загадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».
Усложнение. Предложить детям придумать новые свойства размещённых на «волшебном дереве» предметов: «Попробуйте придумать, каким волшебным свойством будет обладать предмет на нашем волшебном дереве».
- «Нелепицы».
Цель: Развитие умения различать реальность и фантазийный вымысел; уточнение представлений о предмете, явлениях природы.
Оборудование: Одинаковые чёрно-белые сюжетные картинки с изображением нелепиц (по количеству детей), цветные карандаши.
Содержание:
Низкий уровень сложности. Каждому ребёнку выдаётся чёрно-белая картинка с изображением нелепиц. Дети рассматривают картинку. Взрослый предлагает детям назвать, что на картинке изображено неправильно. Затем взрослый предлагает раскрасить цветными карандашами только те изображения, которые соответствуют истине, что может быть на самом деле.
Средний уровень сложности. Дети соревнуются, кто больше увидит и назовёт нелепиц. Вариантом использования помощи взрослого является наличие опорных слов, указывающих на ошибку и правильный вариант. В соответствии с названной парой слов дети находят ошибку на картинке. По окончании выполнения задания дети раскрашивают то, что на рисунке изображено верно.
Высокий уровень сложности. Дети выполняют задание без помощи взрослого. Указывая на нелепицы, они дают правильные варианты. После этого дети раскрашивают то, что на рисунке изображено правильно.
- «Кто пришёл на карнавал?».
Цель: Расширение объёма словаря и кругозора; развитие образной памяти, словесного творчества.
Оборудование: Изображение новогодней ёлки с кармашками вокруг ёлки для «сказочных персонажей»; комплект сказочных персонажей из изучаемой сказки.
Содержание: На столе лежит комплект картинок, перевёрнутых изнаночной стороной. Игроки по очереди берут картинки, называют изображённых персонажей и вставляют в кармашки вокруг ёлки.
Усложнение. После того как все герои «займут» свои места, детям предлагается придумать содержание разговора сказочных героев. «Попробуйте придумать, о чём будут разговаривать на новогоднем карнавале сказочные герои».
- «Шкатулка со сказками».
Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.
Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.
Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
- «Придумай историю».
Цель: Развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением; развитие связной речи, словесного творчества.
Содержание: Взрослый предлагает ребёнку придумать историю (рассказ, сказку) об овощах, домашних животных, посуде, транспорте и т.д. Взрослый даёт образец истории, помогает придумать начало. Этапы развития сюжета («Как-то раз случился в деревне переполох…», «Однажды ночью игрушки ожили и …»). В данной игре ребёнок не только закрепляет понимание обобщающих слов, но и актуализирует лексику по теме, развивает вербальное (словесное) творчество.
- «Превращения».
Цель: Развитие умения выделять существенные признаки предметов.
Оборудование: Калейдоскоп, предметные картинки (чашка, кепка, кувшин, бутылка, диван, стул, кресло).
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определённых деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаём этот предмет и называем его тем или иным словом.
- «Волшебная труба».
Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.
Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.
Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например, на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.
- «Волшебные предметы из чудесного мешочка»
Цель: Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предмета; развитие творческого мышления, словесного творчества.
Оборудование: Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки.
Содержание: Предварительно дети знакомятся с игрушками: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает её и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её, показать всем детям и рассказать о её новых волшебных качествах.
Усложнённый вариант: прежде чем достать предмет из мешочка, необходимо определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, пластмассовый, деревянный), качество поверхности (гладкий, шероховатый, холодный, скользкий).
- « Как спастись от колдуна».
Цель: развитие воображения, творческих способностей и умение придумывать сказку.
Содержание: рассказывается история: «Жил–был колдун. Он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и несет к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог их утащить». После этого ребёнку предлагается объединить предметы в единый сюжет. Если ребёнок понял задание, то ему даётся сразу набор игрушек или картинок (можно использовать заместители). Если же ребёнок испытывает какие-либо трудности, то взрослый помогает ему. Например, берётся два первых попавшихся кубика, и объединяется рассказом. «Однажды бабочка встретила ёжика, очень удивилась и спросила его, почему он не летает. Ёжик ответил, что он не умеет летать, но зато умеет сворачиваться в клубок. И предложил научить этому бабочку. С тех пор они подружились». Здесь важно показать ребёнку принцип придумывания различных историй
- «Помоги Колобку».
Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.
Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).
Содержание: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.
- «Старая сказка на новый лад»
Цель: Развитие связной речи, воображения, творческого мышления.
Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).
Содержание: Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.
Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»:
а) медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать?
б) медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?
Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.
Можно использовать и другие сказки.
- «Волшебные звездочки».
Цель: Развитие воображения, творческих способностей и умение придумывать и рассказывать свою сказку.
Содержание: Ребенку предлагается посмотреть на волшебную звездочку и придумать ей название, почему ты так назвал звездочку? В какой бы сказке он поселил волшебную звездочку, и почему она волшебная. Может ли звездочка исполнить желания. Предлагается произнести слова «Волшебная звездочка гори». Хорошо закончить игру своей маленькой сказочкой про волшебную сказочку.
- «Говорящие солнечные лучики».
Цель: Самопрезентация ребенком себя.
Содержание : Взрослый – ведущий предлагает детям имитацию солнышко- обруч с ленточками лучиками. Каждый ребенок берет свой лучит и под красивую музыку идут по кругу, музыка останавливается и лучик , которого выберет ведущий должен рассказать о себе- солнечном лучике, о своем маленьком солнечном путешествии
Игры и упражнения на развитие связной речи и активизации
словаря.
«Скажи иначе» - (ребенок по-другому озаглавливает текст знакомой сказки);
«Красивые слова» (совместное придумывание необычных, новых прилагательных, сложных существительных и так далее);
«Скажи наоборот» (ребенок подбирает антонимы к данному слову со сказочной тематикой);
«Запомни и повтори» (ребенок повторяет за педагогом несколько слов в том же порядке, используются знакомые и незнакомые слова, необходимые для рассказывания сказок)
«А если бы» (дети фантазируют, высказывают свои желания, представив себя в необычном месте, мире, сказке);
«Угадай предмет» (ребенок описывает предмет, сказочного героя, а дефектолог отгадывает его с помощью наводящих вопросов);
«Цепочка слов» (ребенок придумывает предложение по нескольким данным словам, усложняя игру, педагог не использует картинки, зрительную опору);
«Соседи» (ребенок называет своих соседей, соседей игрушек, сказочных героев, а педагог следит за правильностью построения фразы).
«Звуковая пантомима» (ребенок одним звуком передает настроение, характер героя сказки, предмета, животного);
«Узнай меня» (дети по различной интонации, мимике педагога угадывают различных сказочных героев, животных).
«Что услышал?» (педагог изображает голоса различных сказочных героев, а дети угадывают, кому они принадлежат);
«Хлопки» (педогог перечисляет персонажи какой-то сказки, а дети, услышав героя другой сказки или искажённое звучание героя данной, хлопают в ладоши);
«Речевые зарядки» (дети повторяют за педагогом предложения про какого-то сказочного героя, причём эти предложения составлены с учётом проходимого или автоматизированного звука речи);
«Запоминайка» (дети повторяют за воспитателем персонажей различных сказок, названия сказок);
«Что исчезло?» или «Кто исчез?» (педагог перечисляет персонажей сказки, а дети угадывают не названного героя);
«Телефон» (дети передают на ушко друг другу сначала имя одного, затем двух, трёх героев сказок, а после выясняют «исправлен» ли был телефон);
«Чей силуэт?» или «Чья тень?» (дети угадывают тени различных сказочных героев, называют их и название сказки);
«Забавные превращения» (по недорисованному контуру, дети угадывают персонажей сказок);
«Найди отличия» (по парным картинкам со сказочным сюжетом дети находят и обговаривают отличия, причём количество отличий варьируется от 4 до 10);
«Путаница» (дети угадывают персонажей сказок по наложенным контурам, причём в начале игры используется наложенный контур с прорисованными внутренними частями лица и тела);
«Разрезанная картинка» (дети составляют из частей различной геометрической формы сюжетные картинки к сказкам, причём количество частей и их форма зависит от уровня сложности, с которым справляются дети);
«Небылицы» (по различным частям нарисованного фантастического объекта, дети угадывают персонажей различных сказок);
«Найди пару» (среди множества предложенных сказочных героев дети находят и называют двух из одной сказки);
«Собери сказку» (дети восстанавливают деформированный текст сказки);
«Доскажи сказку» (дети досказывают предложения или начатую сказку);
«Логический поезд» (дети устанавливают логическую связь между двумя-тремя предложениями одной сказки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием методики ТРИЗ.
Придумывание сказок, концовок к знакомым сказкам, по рисункам, схемам....
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...
Картотека игр по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания
В картотеке подобраны игровые упражнения и игры по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания...
Консультация для родителей "Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием элементов ТРИЗ"
Развитие речи детей, логического мышления, фантазии....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план развития профессиональной компетенции...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...