Развитие речи у детей дошкольного возраста.
материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей дошкольного возраста.
В раннем возрасте, в связи с овладением предметной деятельностью, изменяются формы общения. Интерес к предметам побуждает ребёнка обращаться к взрослым. Сделать это он может, только овладевая речевым общением. Это во многом зависит от того, как общение организовано взрослыми. Развитие идёт по двум линиям:
- понимание речи взрослых;
- формирование собственной активной речи.
Соотнесение слов с конкретными предметами происходит сначала в рамках понимания ребёнком ситуации, после – вне ситуации. Дети с интересом слушают разговоры взрослых («о чём?»), сказочки, рассказы, стихи. Важное приобретение – слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы ситуации.
Речь становится инициативной, с постоянным вопросом: «Что это?» (требует названий).
На первых порах речь мало похожа на речь взрослого, её называют автономной речью (употребление слов, не свойственных взрослым). При правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. В результате общения взрослого и ребёнка речь становится важным средством передачи опыта и управления деятельности ребёнка, в результате чего перестраиваются и развиваются психические процессы малыша.
Младший и средний дошкольный возраст – расширение круга общения. Развитие речи в этой связи идёт по разным направлениям:
- совершенствуется её практическое употребление в общении;
- речь становится основой для перестройки психических процессов, орудием мышления.
Усвоение языка определяется активностью самого ребёнка по отношению к языку (словообразования, словоизменения). Появляется интерес к звуковой форме слова.
В старшем дошкольном возрасте, по мере расширения круга общения и роста познавательных интересов ребёнка, он овладевает контекстной речью– пересказ, описание– овладевает при систематическом обучении. Пользуется и контекстной, и ситуативной, постепенно научаясь пользоваться ими «к месту». Особое значение имеет и объяснительная речь.Речь - важнейшее орудие интеллектуальной деятельности ребёнка. К началу дошкольного возраста развитие речи имеет следующие особенности:
- развитие речи связано не только с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность;- формируется активная речь, которая становится средством общения ребёнка;- складывается коммуникативная и обобщающая функции речи;- формируется регулирующая функция речи);- появляется ситуативная речь);- возникает описательная речь;- ребёнок при помощи речи воздействует на себя и взрослого;- речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающими, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, желания; - формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает личный опыт ребёнка и помогает усвоить социальный.
В дошкольном возрасте – качественно новый этап освоения речи.
Мотивы овладения родным языком: желание узнать, рассказать, воздействовать. интенсивному развитию:- сторон речи ребёнка (словарь, звуковая культура, грамматический строй);- форм речи ребёнка (контекстной и объяснительной);- функций речи ребёнка (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой). В словаре ребёнка происходят количественные и качественные изменения. Происходит развитие значений слов. Усваивает постепенно (раньше просто заучивал). 1 год – слово обозначает один конкретный предмет, соответствующий чувственному образу; 2 года – слово обозначает группу однородных предметов);3-3,5 года – слово объединяет несколько групп однородных предметов 4-4,5 года – слова – итог предыдущих сообщений.
В речи преобладают слова, обозначающие объекты, максимально приближенные к ребёнку, с которыми он постоянно действует. Обобщения строятся на наиболее ярких признаках, которые ребёнок усвоил в практической деятельности. Т.е. сообщения конкретные и наглядные.
Выделяют:
- формирование фонематического слуха;
- правильность произношения (либо: различение ребёнком звука, заданного от произносимого им).
В дошкольном возрасте процесс завершается. Ребёнок (в норме) правильно слышит звуки и правильно говорит. Не узнаёт неправильно произнесённые слова. У дошкольника складываются точные и дифференцированные образы слов и отдельных звуков.
Фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Грамматический строй. Детьми усваиваются закономерности морфологические (строение слова) и синтаксические (построение фраз). Дошкольное детство – период усвоения морфологической системы, склонений, спряжений. Характерна чуткость к языковым явлениям. При освоении форм склонений – опираются на форму слова в именительном падеже. Усвоение суффиксов – в самостоятельном словообразовании. За словом – реальный предмет. Примеры словотворчества – у Чуковского.
По словам Эльконина – в нём (словотворчестве) проявляется проводимая ребёнком работа по овладению языком как реальной предметной действительностью. В дошкольном возрасте усложняются связи речи мышления. Складывается интеллектуальная функция речи - орудие мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании.
Ребёнок: констатирует, рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывает скрытые связи и закономерности.
Словесное рассуждение к 6-7- годам – способ решения задач.
Речь:- перестраивает чувственное познание;- изменяет соотношение мышления и действия;- закрепляет оценки, суждения;- приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальная функция перекликается с коммуникативной. Получение информации от взрослого ведёт к её пониманию. Ребёнок выделяет идею и главную цель, форму, некоторые средства выразительности.
Становление регулирующей функции речи происходит, когда дети самостоятельно организовывают свою деятельность на основе инструкции взрослого. С помощью речи ребёнок воздействует на взрослых и сверстников.
Также в дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция речи.
Речь, включённая в деятельность, выполняет функцию планирования. Это помогает ребёнку выделить:- принятие решения;- и планирование его практического выполнения.Речь перемещается с результата действия на начало (не только фиксируя, но и предваряя).Планирование повышает эффективность деятельности. Предпосылки и условия формирования письменной речи закладываются в младшем дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава I1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Глава II2.1. Использован...
Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. ПЛАНВведение Глава I 1.1. Кл...
Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.
Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...
Техника речи. Игровые упражнения для развития речи у детей дошкольного возраста.
Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи пре...
Мастер-класс «Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Мастер-класс посвящен развитию мелкой моторики, головного мозга и межполушарных связей через кинезиологию.Указаны только некоторые упражнения, которые можно испльзовать в работе с детьми дошкольного в...