Дидактическая игра «БУкватека» по речевому развитию дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Базарова Евгения Сергеевна

Дидактическая игра «БУкватека» по речевому развитию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d-i_po_razvitiyu_rechi.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа

Дидактическая игра «БУкватека» по речевому развитию дошкольников

Пояснительная записка

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает детям войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и со своими сверстниками. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

Хорошо развитый фонематический слух у дошкольника – залог успешного обучения основам грамоты в дальнейшем. Предлагаемая игра поможет легко и быстро послужить запоминанию гласных и согласных букв, научит их различать и сравнивать, выкладывать звуковые цепочки и пропевать их.  А так же позволит весело провести время, как детям, так и взрослым. Для этого необходимо лишь макеты гласных букв красного цвета и согласных синего цвета, а так же картинки с изображением различных предметов каждого звука в двойном варианте.

Данная  дидактическаяигра «БУКВАтека» предназначена для детей от 5 – до 7 лет,может быть рекомендована для использования как для работы в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях по теме «Гласные и согласные буквы». В игре могут принять участие до 5 игроков, можно использовать вовремя ОД, подгруппового занятия, в индивидуальной работы и в свободной деятельности.

Цель: Закреплять знания о гласных и согласных  (парных) букв и звуков.

Задачи: учить запоминать слова начинающие на гласные и согласные звуки;

               развивать фонематический слух, внимание, зрительную память, логическое и ассоциативное мышление,  мелкую моторику рук;

              учить разпознавать звуки в речи и правильно их произносить.

Игровой материал: На прочной основе (картон),изображены буквы гласные и парные согласные, на каждой из букв имеется окошки для предметных картинок или лото. Сами же карточки с изображением лежат в конвертах, схемы.

Ход игры:Детям предлагаются карточки с изображением букв, дается определенное задание с  соответствующим конвертом с картинками.

Дидактическая игра: «Алфавит»

Цель: Формирование предпосылок к обучению грамоте.

Задачи: Закрепить знания алфавита, развивать фонетическийслух у детей,развивать способность анализировать и выделять первый звук в слове и обозначать его буквой, способствовать формированию навыка первоначального чтения.

Ход игры:Ребенку раздаются карточки с буквами в смешанном порядке. Ребенок должен их собрать по порядку, т.е. так, как они расположены в алфавите.

 Дидактическая игра: «Подбери слово к схеме»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Ход игры: Получив карточку со схемой, ребенок подбирает картинки ( слова с заданным звуком), ориентируясь на закрашенные квадратики в схеме.

Дидактическая игра: «Вспомни слово»

Цель:Упражнять детей в различении гласных и согласных букв.Способствовать  закреплению изучения букв русского алфавита.

Задачи:Развивать у детей зрительное внимание, память, логическое мышление. Продолжать учить детей называть слова на заданный звук. Умение называть букву алфавита и то, что нарисовано на картинке.Создание игровой обстановки, активизация словаря.

Ход игры:

1 частьВоспитатель показывает большу картинку с буквой. Ребенок называет звук, и называет как можно больше слов на этот звук.

2 частьВоспитатель показывает большую картинку с буквой, и предлагает рассмотреть карточки с изображенными на них предметами. Необходимо подобрать к букве соответствующую карточку с изображением начинающееся на заданную букву.

3 часть Воспитатель так же показывает большую букву и предлагает детям вспомнить слова, укоторых этот звук стоит второй в слове( это может быть как гласный так и согласный).

Дидактическая игра: «Найти пару»

Цель: Закрепить знания о парных согласных звуках.

Задачи: Закрепить умения детей различать зрительно парные согласные звуки.

Ход игры:

1 часть Перед ребенком выкладываются карточки с буквами. Он должен из всех букв найти и выложить парами парные согласные звуки. Когда он закончит должен прочитать получившиеся пары.

        2 частьПеред ребенком выкладываются картинки с изображением предметов которые начинаются на парные согласные звуки, ему необходимо узнать это слово, и сложить картинки   парами рядом.

Дидактическая игра: «Назови первый и последний звук слова»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход игры:

1 часть Воспитатель по очереди показывает картинки, ребенок называя предмет выделяет при этом  первый и последний звук и произносит его изолированно (кккроликкк – звук {К}).

2 часть Воспитатель дает ребенку одну предметную картинку, остальное кладет на стол. Дети находят предмет, название которого начинается с тоже же звука, что и у них (лошадь - лодка).

Дидактическая игра: «Гласная буква»

Цель: Закрепить знания детей о гласных звуках.

Ход игры:Воспитатель выдает ребенку  карточку с гласной буквой,  а остальные картинки кладет на стол. Дети должны найти картинку с изображением  предмета,  которое  начинается на заданный  звук.

Дидактическая игра: «Подбери окончание для парной согласной»

Цель:создать условия для закрепления понятия "звонкие и глухие звуки и буквы" в игровой форме.

Задачи: Закрепить умения детей различать парные согласные на слух, определять место заданного звука в слове и обозначать его буквой.Развивать мелкую моторику рук, навык самоконтроля.Воспитывать у детей бережное отношение к дидактическому материалу.

Ход игры:

На каждого участника игры выдается по два слова и пара согласных букв, ребенок должен правильно подобрать окончание для данного слова.

Дидактическая игра: «Прочитай по первым звукам»

Цель: Учить выполнять звуковой синтез слов.

Задачи:Упражнять выделять первый звук в слове.Учить подбирать звук к букве.Развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.Развивать пространственные представления.Воспитывать самостоятельность, смекалку.

Ход игры: По первым звукам названий картинок назвать полученное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Дидактическая игра в познавательно – речевом развитии детей»

Дидактические игры - это уникальный вид деятельности, в которой проходит обучение, расширение знаний, развитие детей. Всех их не назовешь и не перечислишь, да мы и не ставили перед собой такой цели. М...

Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР.

Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лек...

Дидактическая игра "Космические просторы".Речевое развитие.

В формирование грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Огромную помощь педагогу при обучении детей использованию предлогов в устной, а в дальне...

Презентация на тему "Место дидактических игр в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Дидактическая игра – это лучший способ развить способности детей, подготовить их к жизни и общению с людьми....

Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»

Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....

Консультация для воспитателей:"Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников"

Дидактическая игра- прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействов...

Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников с ТНР

Тяжёлые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизнош...