Дидактическая игра «БУкватека» по речевому развитию дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Дидактическая игра «БУкватека» по речевому развитию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d-i_po_razvitiyu_rechi.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа
Дидактическая игра «БУкватека» по речевому развитию дошкольников
Пояснительная записка
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает детям войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и со своими сверстниками. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.
Хорошо развитый фонематический слух у дошкольника – залог успешного обучения основам грамоты в дальнейшем. Предлагаемая игра поможет легко и быстро послужить запоминанию гласных и согласных букв, научит их различать и сравнивать, выкладывать звуковые цепочки и пропевать их. А так же позволит весело провести время, как детям, так и взрослым. Для этого необходимо лишь макеты гласных букв красного цвета и согласных синего цвета, а так же картинки с изображением различных предметов каждого звука в двойном варианте.
Данная дидактическаяигра «БУКВАтека» предназначена для детей от 5 – до 7 лет,может быть рекомендована для использования как для работы в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях по теме «Гласные и согласные буквы». В игре могут принять участие до 5 игроков, можно использовать вовремя ОД, подгруппового занятия, в индивидуальной работы и в свободной деятельности.
Цель: Закреплять знания о гласных и согласных (парных) букв и звуков.
Задачи: учить запоминать слова начинающие на гласные и согласные звуки;
развивать фонематический слух, внимание, зрительную память, логическое и ассоциативное мышление, мелкую моторику рук;
учить разпознавать звуки в речи и правильно их произносить.
Игровой материал: На прочной основе (картон),изображены буквы гласные и парные согласные, на каждой из букв имеется окошки для предметных картинок или лото. Сами же карточки с изображением лежат в конвертах, схемы.
Ход игры:Детям предлагаются карточки с изображением букв, дается определенное задание с соответствующим конвертом с картинками.
Дидактическая игра: «Алфавит»
Цель: Формирование предпосылок к обучению грамоте.
Задачи: Закрепить знания алфавита, развивать фонетическийслух у детей,развивать способность анализировать и выделять первый звук в слове и обозначать его буквой, способствовать формированию навыка первоначального чтения.
Ход игры:Ребенку раздаются карточки с буквами в смешанном порядке. Ребенок должен их собрать по порядку, т.е. так, как они расположены в алфавите.
Дидактическая игра: «Подбери слово к схеме»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Ход игры: Получив карточку со схемой, ребенок подбирает картинки ( слова с заданным звуком), ориентируясь на закрашенные квадратики в схеме.
Дидактическая игра: «Вспомни слово»
Цель:Упражнять детей в различении гласных и согласных букв.Способствовать закреплению изучения букв русского алфавита.
Задачи:Развивать у детей зрительное внимание, память, логическое мышление. Продолжать учить детей называть слова на заданный звук. Умение называть букву алфавита и то, что нарисовано на картинке.Создание игровой обстановки, активизация словаря.
Ход игры:
1 частьВоспитатель показывает большу картинку с буквой. Ребенок называет звук, и называет как можно больше слов на этот звук.
2 частьВоспитатель показывает большую картинку с буквой, и предлагает рассмотреть карточки с изображенными на них предметами. Необходимо подобрать к букве соответствующую карточку с изображением начинающееся на заданную букву.
3 часть Воспитатель так же показывает большую букву и предлагает детям вспомнить слова, укоторых этот звук стоит второй в слове( это может быть как гласный так и согласный).
Дидактическая игра: «Найти пару»
Цель: Закрепить знания о парных согласных звуках.
Задачи: Закрепить умения детей различать зрительно парные согласные звуки.
Ход игры:
1 часть Перед ребенком выкладываются карточки с буквами. Он должен из всех букв найти и выложить парами парные согласные звуки. Когда он закончит должен прочитать получившиеся пары.
2 частьПеред ребенком выкладываются картинки с изображением предметов которые начинаются на парные согласные звуки, ему необходимо узнать это слово, и сложить картинки парами рядом.
Дидактическая игра: «Назови первый и последний звук слова»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход игры:
1 часть Воспитатель по очереди показывает картинки, ребенок называя предмет выделяет при этом первый и последний звук и произносит его изолированно (кккроликкк – звук {К}).
2 часть Воспитатель дает ребенку одну предметную картинку, остальное кладет на стол. Дети находят предмет, название которого начинается с тоже же звука, что и у них (лошадь - лодка).
Дидактическая игра: «Гласная буква»
Цель: Закрепить знания детей о гласных звуках.
Ход игры:Воспитатель выдает ребенку карточку с гласной буквой, а остальные картинки кладет на стол. Дети должны найти картинку с изображением предмета, которое начинается на заданный звук.
Дидактическая игра: «Подбери окончание для парной согласной»
Цель:создать условия для закрепления понятия "звонкие и глухие звуки и буквы" в игровой форме.
Задачи: Закрепить умения детей различать парные согласные на слух, определять место заданного звука в слове и обозначать его буквой.Развивать мелкую моторику рук, навык самоконтроля.Воспитывать у детей бережное отношение к дидактическому материалу.
Ход игры:
На каждого участника игры выдается по два слова и пара согласных букв, ребенок должен правильно подобрать окончание для данного слова.
Дидактическая игра: «Прочитай по первым звукам»
Цель: Учить выполнять звуковой синтез слов.
Задачи:Упражнять выделять первый звук в слове.Учить подбирать звук к букве.Развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.Развивать пространственные представления.Воспитывать самостоятельность, смекалку.
Ход игры: По первым звукам названий картинок назвать полученное слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Дидактическая игра в познавательно – речевом развитии детей»
Дидактические игры - это уникальный вид деятельности, в которой проходит обучение, расширение знаний, развитие детей. Всех их не назовешь и не перечислишь, да мы и не ставили перед собой такой цели. М...
Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР.
Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лек...
Дидактическая игра "Космические просторы".Речевое развитие.
В формирование грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Огромную помощь педагогу при обучении детей использованию предлогов в устной, а в дальне...
Презентация на тему "Место дидактических игр в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Дидактическая игра – это лучший способ развить способности детей, подготовить их к жизни и общению с людьми....
Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»
Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....
Консультация для воспитателей:"Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников"
Дидактическая игра- прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействов...
Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников с ТНР
Тяжёлые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизнош...