Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников с ТНР
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Тяжёлые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольников.
Ребята, у которых хорошо развита речь, с лёгкостью вступают в контакт с окружающими, а нечёткая речь очень усложняет взаимоотношения с окружающими и зачастую оставляет след на характере ребёнка.
К большому сожалению, в настоящее время всё больше живое общение у ребят заменяют гаджеты, и эта склонность постоянно увеличивается. Вследствие чего, увеличивается число детей с нарушениями речи. Именно поэтому развитие речи является очень актуальной проблемой в современном обществе. Количество детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом, а вопрос применения дидактических игр в качестве средства речевого развития не потерял своей актуальности и в наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov_s_tnr.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
Границы детского языка – это границы его мира.
Л. Витгенштейн.
Тяжёлые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольников. Она включает в себя развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.
Ребята, у которых хорошо развита речь, с лёгкостью вступают в контакт с окружающими: они ясно изъясняются, передают собственные мысли и желания, задают вопросы, умеют найти контакт со сверстниками в игре. А нечёткая речь очень усложняет взаимоотношения с окружающими и зачастую оставляет след на характере ребёнка.
К большому сожалению, в настоящее время всё больше живое общение у ребят заменяют гаджеты, и эта склонность постоянно увеличивается. Вследствие чего, увеличивается число детей с нарушениями речи. Именно поэтому развитие речи является очень актуальной проблемой в современном обществе. Количество детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом, а вопрос применения дидактических игр в качестве средства речевого развития не потерял своей актуальности и в наши дни.
Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление. Она является формой обучения детей дошкольного возраста, игровым методом обучения, самостоятельной игровой деятельностью и, непосредственно, средством всестороннего воспитания личности.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, содержит обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме через определённые игровые действия. Обязательным компонентом игры, благодаря которому педагог управляет поведением детей и воспитательно-образовательным процессом, являются правила.
Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачного результата. При определении правил игры важно ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: игровые действия и правила, обучающая и воспитательная задача.
Для развития речи детей с ТНР наибольшую результативность приносит использование словесных игр в коррекционно-образовательной деятельности.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. Через игру педагог помогает ребенку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях и обеспечивать определенную свободу деятельности.
В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на уточнение, закрепление и активизацию словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач, так как у детей начинает активно формироваться логическое мышление.
Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно, они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование разных сторон речи дошкольников с ТНР имеет свою специфику: для речевого развития и коррекции должны применяться различные педагогические средства. Большое влияние дидактические игры оказывают на все стороны речи ребёнка – пополняется активный и пассивный словарь, корректируется и развивается грамматическая сторона речи, совершенствуется связная речь, преодолеваются нарушения фонетико-фонетической стороны речи. Дидактические игры и упражнения являются одним из самых эффективных средств речевого развития. Результаты диагностики речевого развития детей подтверждают необходимость, актуальность и важность использования дидактических игр в работе с детьми.
Источники:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
- Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе / М.И. Волошкина. – М.: «Начальная школа», 2002. – 160 с.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1955. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство речевого развития дошкольников
Как воспитатель модет помочь ребенку овладеть полноценной речью через игру......
Опыт работы: Дидактическая игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
статья...
Консультация на тему « Дидактическая игра - как средство речевого развития детей в логопедической группе».
Всем известно, что при рождении человек не обладает речью. Формирование и развитие речи неразрывно связано с его развитием, ростом и продолжается этот процесс, практиче...
Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»
Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....
Дидактическая игра как средство речевого развития
Развитие речи является одной из актуальных проблем в деятельности педагогов доу, так как речь является основанием для развития всех видов детской деятельности. В данной статье дидактическая игра рассм...
Консультация для воспитателей:"Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников"
Дидактическая игра- прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействов...
Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста."
Одна из важнейших задач стоящих перед ребенком дошкольного возраста – это овладение полноценной речью. Мы хотим, чтобы дети умели связно рассказывать, правильно пользоваться лексико-грамматическ...