Консультация для воспитателей:"Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников"
консультация (старшая группа)
Дидактическая игра- прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать граммотические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_did._igrakak_sredstvo_rech.razvit.doshkolnika.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Имени Д.П. Уланова Лицей №7 Дошкольное отделение
Консультация для воспитателей:
«Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников»
Составила:
воспитатель
Гумерова Екатерина Николаевна
Г. О. Химки
2022 г.
Консультация для воспитателей:
«Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников»
(2)Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»
П. Ф. Каптерев
(3) Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
(4) Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
(5)Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Поэтому дидактическая игра осуществляется через игровую задачу, то есть определяет игровые действия. Тем самым становится задачей самого ребёнка, что в свою очередь побуждает желание и потребность решить эту задачу, добиваясь конечного результата любой дидактической игры.
(6) Рассмотрим взаимосвязь образовательных областей через систему развивающих речевых игр. Дидактические игры мы используем во всех образовательных областях.
• В социально-коммуникативном развитии
• В познавательном развитии
• В художественно-эстетическом развитии
• В речевом развитии
• В физическом развитии
В чём заключается интеграция речевых игр в разных образовательных областях: итак
речевое развитие можно использовать такие игры :
«Писатель», «Если бы….», «Объясни Буратино» «От каждого по словечку» «Цепочка слов» «Снежный ком» «Какой звук потерялся?» «Измени слово», «Телеграф»
познавательное развитие
«Из чего сделана посуда?» «Кто знает, пусть дальше считает» «Собираем урожай» «Вершки-корешки» «Что где растет?» «Разложи по полочкам» «Какая профессия самая главная?» «Кого я видел в зоопарке?» «Кто подберет больше слов к цифре 2, 3, 4, 5
Социально-коммуникативное развитие
«Что убежало от Федоры?»(«Федорино горе») «Загадка» «Играем со сказкой» «Нарисуй картину словами» «Придумай сказку» «Узнай героя?» Расскажи «Что делали пчелы?» (по сказке «Вини-Пух и все-все-все».)
(7) Рассмотрим виды дидактических игр :
Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?»,«Что кому нужно?», «Лото». «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.
Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.
«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», «Кто больше заметит небылиц». « А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.
(8) Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный, что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора.
Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности.
Игровые приёмы с обычными игрушками может использовать в своей работе как логопед, так и воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.
(9) Перечислю какие можно использовать игры в работе по развитию речи
Если изучаем - Падежное управление : такие игры
«Живое – неживое», «Кто как голос подаёт», «Один –много»
«Кого не стало?», «Один – много»
«Кто к кому в гости пришел?», «Угощение»
«Кого я люблю?», «Кого любит мама?»
«Кто кем любуется?», «Кто чем работает?»
«Кто о ком заботится», «Кто о чём мечтает?»
Предлоги
«Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?»
Словообразование
«Скажи ласково», «Какие глаза», «Какой предмет?», «Построй по росту», «Раздели на команды»
Родовые понятия
«Мальчики и девочки», «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Чья игрушка», «Мой, моя, моё» (соревнование)
Лексика
«Классификация», «Четвёртый лишний»
Связная речь
Чудесный мешочек», «Магазин», «Что игрушка расскажет о себе
Показ слайдов.10
(11) Дидактические игры можно использовать в играх с мячом.
В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны.
«Мяч бросай и животных называй»,
«Мяч бросай, четко фрукты называй»,
«Кто где живет?», «Скажи ласково»,
«Что происходит в природе?»,
«Составь предложение», «Подскажи словечко»,
«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т. д.
А вот в какие игры любят играть наши дети на занятии. (12-16 слайда)
При обследовании детей в начале года, сталкиваюсь с тем, что у детей недостаточное развитие фонематического восприятия, а это в свою очередь приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу слов, что впоследствии не позволит им успешно овладеть грамотой в школе.
(17-18)На своих занятиях я использую «цветик-семицветик».
Игра «собери цветок». В центре цветка – звук, который ребёнка не выговаривает. И вокруг цветка раскладываются картинки, дети должны выбрать те, где есть звук, который в центре цветка.
«Какой предмет?» в центре вопрос. На лепестках различные предметы. Ребёнок должен сказать что или кто это? Описать. Спросить для чего нужен. и т. д.
«Приготовим сок?». В центре стакан, а на лепестках овощи и фрукты. Задаём вопрос: что это? Как называется сок из данного фрукта? Можно предложить описать фрукт по форме, размеру, качеству, на вкус, по цвету.
(19)Это Опорные картинки для пересказов текстов.
(20 )Наглядно - дидактические пособия. «Развитие речи с детьми 3-4 лет», «Правильно или неправильно», «Развитие речи с детьми 5-6 лет» и другие.
(21)Стихи и речевые упражнения по темам: «Птицы» «Дикие животные» И др.
(22) А так же очень эффективна в работе по развитию речи Артикуляционная гимнастика, гимнастика на формирование мелкой моторики рук. Пособия, которые помогают воспитателям в работе с детьми.
(23) Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников : повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
(24) Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
Спасибо за внимание!
Рекомендации:
Использовать дидактические игры при усвоении любого программного материала и проводить как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, можно включать в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., а ещё дидактические игры являются одним из занимательных элементов на прогулке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.: 1992г.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. - М.: Просвящение, 1981. - 255 с.
6. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду - М.: Просвещение, 1966. - 248 с.
7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
8.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. - 164с.
10.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.: 1976г.
11.Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. - 1114 с.
12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного восраста"
Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание....
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников"
Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, направленные на воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу....
Консультация на тему « Дидактическая игра - как средство речевого развития детей в логопедической группе».
Всем известно, что при рождении человек не обладает речью. Формирование и развитие речи неразрывно связано с его развитием, ростом и продолжается этот процесс, практиче...
Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»
Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....
Консультация для воспитателей ""Песочная терапия ,как средство речевого развития дошкольников ".
Цель песочной терапии не менять и переделывать ребёнка ,не учить каким-то поведенческим навыкам , а дать ребёнку быть самим собой. Технология песочной терапии многофункциональна , она позв...
Консультация для воспитателей "Дидактический синквейн" как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
В консультации раскрывается актуальность использования технологии "дидактический синквейн" и алгоритм его составления....
Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников с ТНР
Тяжёлые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизнош...