Конспект занятия в подготовительной группе "Откуда новый год к нам пришел?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с историей и традициями возникновения праздника, новогодней елки, обычаев; уточнить и закрепить представления у детей о традициях встречи Нового года в разных странах.
Задачи: расширять представления детей об истории возникновения праздника, воспитывать уважение к традициям русского народа.
Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная, двигательная.
Материал и оборудование: посылка, письмо, музыкальное сопровождение (красивая музыка, детские новогодние песенки), иллюстрации и сопровождение к рассказу о празднике.
Ход занятия: (Дети с воспитателем входят в группу, на столе находят посылку. Воспитатель берет ее в руки и обращает внимание детей на посылку).
Воспитатель:
- Ой, ребята, посмотрите кто-то нам прислал посылку. Она тяжелая! Посмотрим что здесь? Письмо. Сейчас мы посмотрим, что нам написали. Ребята, да это загадка! Отгадаем загадку? Наступили холода, Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает: Когда это бывает? (Зимой) (Воспитатель задает детям вопросы о зиме, в это время звучит аудиозапись: Зимняя вьюга.
Воспитатель:
- Какое у нас время года на улице?(ответы детей).
- Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Почему? (ответы детей).
- Какими словами можно сказать о зиме? (Белоснежная, зимушка-зима, холодная, морозная, заснеженная....). (Картинка зимы.)
- А кто мне скажет, какой первый месяц зимы? (Декабрь).
- В народе этот месяц называют - студень, студеный - от слова "стужа"(Закрепить слова с детьми.)
- Какой праздник приближается? (Новый год!).
-Как празднуют этот праздник в ваших семьях (рассказы детей).
(Дополнить ответы детей: новый год наступает, когда стрелки часов станут на цифре 12 и кремлевские куранты пробьют 12 раз.)
Воспитатель:
- В некоторых семьях принято разрисовывать мебель. На стекле или зеркале изображают гуашью символ наступающего года, Деда Мороза со Снегурочкой и какую-нибудь зимнюю картинку.
- В некоторых семьях пекут пирожки с сюрпризами - в один пирожок кладется монетка, другой печется соленым, третий сладким. Тот, кому достанется пирожок с монеткой в следующем году разбогатеет, владельца соленого пирожка ждут испытания, а сладкого – веселая, сладкая жизнь.
- Ребята! А почему наряжают хвойное дерево, а не березу тополь или какое другое? (ответы детей).
-А знаете ли вы откуда пришла эта традиция? Ставить в доме ёлку под Новый год придумали немцы. Во времена язычества ель у них считалась главным деревом, а после крещения она стала символом Рождества. Целыми семьями люди ходили в лес, зажигали свечи у самой высокой красавицы и пели песни. А в России Ёлкина история началась 20 декабря 1699 года, когда Пётр I повелел день новолетия отмечать 1 января. В своём указе он предписал: по улицам перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе стоять тому украшению января в первый день. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина. Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками. Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки.
Физкультминутка:
Становитесь все в кружок.
Будем мы играть в снежок.
(Воспитатель бросает снежок детям по очереди и задает вопросы по содержанию занятия.)
Воспитатель:
- Какое сейчас время года?
- Как называется месяц?
- Как в народе еще называют месяц декабрь?
- От какого народа к нам перешла традиция наряжать елку?
- Где немцы наряжали елку?
- Кто в России ввел празднование Нового года 1 января?
- Что еще он приказал делать в новогоднюю ночь?
- Где сначала устанавливали елочное дерево россияне?
- Кто является главными героями на празднике? (Дети отвечают на вопросы.)
Воспитатель:
- Прошу всех сесть на места. Скажи мне, пожалуйста, откуда к нам приезжает дед Мороз? (ответы детей).
- Сохранилось много разных сказок и легенд о Морозе хозяине снежных полей и лесов, который приносит на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Со временем он подобрел, его характер изменился, он стал приносить подарки детям в новогоднюю ночь. (Иллюстрация - Резиденция Деда Мороза.)
- Современная резиденция Деда Мороза находится в городе Великий Устюг. Перед Новым годом Дед Мороз разбирает письма, которые в огромных количествах приходят к нему, придумывает оригинальные подарки и развлечения для детей.
- А кто же такая Снегурочка? (ответы детей).
- Снегурочка – внучка деда Мороза, считается, что она сделана из снега. Она помогает ему проводить с детьми игры, конкурсы, танцевать, раздавать подарки. (Воспитатель показывает иллюстрацию Снегурочки.)
Воспитатель:
- А как же празднуют Новый год в других странах? (ответы детей).
- Как известно, в каждой стране и у каждого народа есть свои национальные традиции, относящиеся, в том числе, и к отмечанию различных праздников. Иногда среди таких традиций встречаются очень экзотические, необычные и экстравагантные. Давайте посмотрим, как отмечают Новый год в других странах мира? (Воспитатель показывает иллюстрации разные стран.)
- Жители Индии украшают себя белыми, розовыми, красными и фиолетовыми цветами, а дома оранжевыми флагами. В Индии на крышах домов зажигают маленькие огоньки; подарки для детей кладутся на специальный поднос. Утром детям закрывают глаза и их подводят к этому поднос.
- В Китае обливаются водой в тот момент, когда другие произносят в их адрес новогодние пожелания счастья. Поэтому в этот праздничный день все ходят по улицам в насквозь промокшей одежде.
- Американский Дед Мороз - Санта Клаус, его повсюду сопровождает олень Рудольф-Красный Нос, который умеет разговаривать. Для того, чтобы лететь по небу, Санта Клаусу стоит лишь засунуть палец в ноздрю. Санта может передвигаться и на упряжи оленей.
- Немецкие дети, сломав какую-нибудь игрушку, складывали обломки в камин, а вину сваливали на господина Ниманда - прообраза Деда Мороза.
- В новогоднюю ночь во Вьетнаме принято выпускать живых карпов в реки и пруды.
- На Севере страны в доме под Новый год устанавливают цветущую ветку персика или украшают мандариновыми деревцами, увешанными оранжевыми плодами, символизирующими процветание. В этот период распускаются персиковые и абрикосовые деревья, мандарины и миндаль.
- В Швеции Новый год - праздник света. А вот Швеция подарила миру первые стеклянные елочные игрушки (в 19 веке). Там на Новый год принято не гасить в домах свет и ярко освещать улицы это настоящий праздник света. В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом – Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.
-В Италии в Новый Год из окон летят утюги и старые стулья. Итальянский Дед Мороз - Баббо Натале. В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Итальянцам этот обычай очень нравится, и они исполняют его со страстью, свойственной южанам: в окно летят старые утюги, стулья и прочий хлам. Согласно приметам, освободившееся место непременно займут новые вещи. На новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград - символы долголетия, здоровья и благополучия.
- Во Франции два Деда Мороза: одного зовут Дед Январь, Пер - Ноэль, ходит с посохом и носит широкополую шляпу. Он приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд. Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
- Узбекский Дед Мороз Корбобо приезжает в узбекские кишлаки на ослике вместе со своей внучкой Коргыз.
- Сейчас мы поиграем в игру.
Дидактическая игра "Найди лишний предмет" (по теме). (После игры воспитатель проводит беседу о технике безопасности на новогодних мероприятиях.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме: « Зима. Новый год»
Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой кат...
Конспект занятия. Тема : Зимние забавы. Новый год». Подготовительная группа.
Цель занятия:Развитие фонематического внимания и слуха.Задачи: 1. Развитие целенаправленного слухового восприятия.2. Развитие зрительного внимания.3. Закрепление навыков правильного произношения...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Новый год».
Цель: Формировать представления о Новом годе как веселом и добром празднике.Задачи: Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника. Создать атмосферу праздн...
Конспект занятия в подготовительной группе Тема недели «Новогодний калейдоскоп». Народные традиции. Новый год.
Тема недели «Новогодний калейдоскоп».Народные традиции. Новый год.Цель.Ознакомление с традициями празднования Нового года в различных странах. Беседа о диких животных: продолжать знак...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Новый год"
Цель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.Задачи: Создать атмосферу праздничного настроения.Углублять знания детей о праздновании Нового года у нас в стране. Познакоми...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Новый год. Родина Деда Мороза. Игры на доске Мимио».
Цель: Формировать представления о Новом годе как веселом и добром празднике.Задачи: Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника. Создать атмосферу праздничного...
Конспект занятия в подготовительной группе «Новый год шагает по планете»
Рассказ о празднике Новый год. О дед Морозах в разных странах....