Конспект занятия по развитию речи на тему: Чтение были Л.Н.Толстого "Лев и собачка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данное занятие мы проводили в старшей группе.Перед тем,как приступить к чтению, вспомнили литературные жанры,дали определение жанру- Быль,так же обратили внимание на портрет автора были,дети перечислили рассказы, с которыми они уже успели познакомиться.
После прочтения,разобрали незнакомые слова,объяснили их значение,по тексту задавали вопросы и педагог требовал от детей полных ответов.
Составили схему-модель 3D: дружба,добро,доверие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи на тему: Чтение были Л.Н.Толстого "Лев и собачка" | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход ООД
-Доброе утро!
-Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости.
-Поприветствуем студентов Туймазинского педагогического колледжа!
-Дети, какое время года за окном?
-Зима
- Верно, первый месяц зимы , время летит очень быстро, скоро Новый год
– Дети, мы с вами много читаем, знаем много литературных жанров. –Давайте вместе вспомним, какие литературные жанры мы с вами знаем.
-Сказки, рассказы, басни, стихотворения, легенды и т.д.
-Хорошо, правильно.
– А вы знаете такой лит.жанр – быль? Само слово говорит за себя, значит это на самом деле «было».
Быль - это краткий (как правило, устный) рассказ, пересказ о каком-либо событии или происшествии, которое, якобы, случилось в реальности, в действительности.
-Сегодня мы с вами познакомимся с былью, а с какой именно, вы узнаете, отгадав загадку.
Он опасен и силен,
В диких он местах рожден,
Гриву носит, всех смелей,
И зовется царь зверей. (Лев)
-Как вы догадались, что это лев?
Самый верный в мире друг,
Не найти таких вокруг,
Часто дом наш охраняет,
Кто заходит, сразу лает. (Собачка)
-Как вы догадались,что это собачка?
-Что общего у собачки и льва?
-Верно. ( отгадки на доске, звук записать, издаваемый львом и собачкой)
– Сегодня я познакомлю вас с былью, которую написал Лев Николаевич Толстой- «Лев и собачка».
– Присаживайтесь, приготовьтесь слушать.
Немного об авторе
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне
Тульской области. Родители будущего писателя рано умерли, воспитанием Льва Николаевича занималась тетя. Учился В Казанском университете, но покинул его.
Вернулся в Ясную Поляну с намерением заниматься музыкой и живописью.
В 1849 году Л.Н. Толстой открыл в своем имении первую школу для крестьянских детей, где преподавал и сам лично. Учил детей грамоте, счету, читал им литературу. Написал множество лит.произведений.
-Какие произведения Л.Н.Толстого вы знаете?
-«Лев и собачка», «Прыжок», «Слон» . «Косточка»и т.д.
Лев Николаевич Толстой. Быль «Лев и собачка»
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусочек и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
-Дети, какие слова вам показались трудными, незнакомыми?
- Слово «Ухватил»- взял, схватил;
Барин-богатый человек, господин;
Ощетинился- поднять торчком, встопорщить щетину, шерсть, готовясь напасть или защищаться (о животных),разозлиться;
Издохла- умерла;
Подле-рядом, возле;
Зверинец-зоопарк.
– Дети, вам понравился рассказ-быль?
-Кто главные герои рассказа-были?
— Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).Синквейн
— А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).Синквейн
— Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).
— Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).
— Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).
— Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала, положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)
— Что произошло однажды? (Барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно)
— Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).
— Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год)
— Что случилось потом? (Собачка заболела и умерла).
— Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).
— Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев? (Тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)
— Что стало со львом? (Он умер)
— Дети, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали)
- Дети, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был совсем другим? Каким вы его себе представляете?
-Дети, а возможна ли дружба между львом и собачкой?
Вывод: Вывод и главная мысль таковы, это тема большой, искренней дружбы. Лев и собачка поддерживали друг друга и играли, противопоставляя свой хрупкий мир жестоким нравам людей.
Доброта. Лев и собачка проявили по отношению друг к другу доброжелательность, чего не встретить даже в человеческом обществе, где люди готовы приносить жертвы вместо денег, чтобы получить услугу. Лев и собака, опасные звери, заключенные в клетке, были добрее, чем те, кто их туда запер.
Доверие. Лев защищал собачку от тех людей, которые готовы были бросить ее хищнику в качестве обеда.
Физкультурная минутка « Щеночек»
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
-А сейчас составим Схему-модель из трех Д-3Д
-Дружба;
-Что такое дружба?(пословицы и поговорки о дружбе)
-Доброта;
-Что такое доброта?
-Доверие.
-Что такое доверие?
Пословицы о дружбе, доброте, доверии.
-Этими качествами способны обладать только те,кто по-настоящему умеет,что делать?
-Любить! Любовь-самое главное.значимое чувство, без которого нет Жизни!
(оригами сердце делают дети или гости)
Рефлексия
– С каким рассказом мы сегодня познакомились?
– Кто автор рассказа-были?
– Чему вас научила быль «Лев и собачка»?
Рассказ "Лев и собачка" Льва Николаевича Толстого небольшой, но учит важным вещам: преданности в дружбе. Дружбой, своими друзьями нужно дорожить.
Главная мысль произведения: в жизни важно оставаться верным другу.
Так и лев остался верен собачке: он полюбил ее, дружил с ней и умер после ее смерти.
О дружбе…
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет... (С. Михалков)
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. (М. Пляцковский)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения детский сад № 5
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект занятия «Развитие речи»
Образовательная область «Речевое развитие»
Направление: «Интерес к художественной литературе»
Тема: «Чтение были Л.Н.Толстого «Лев и собачка»»
Возрастная группа: старшая группа
Выполнил: |
воспитатель |
Хайдарова Гульнара Фаритовна |
квалификационная категория: высшая |
г.Туймазы, 2023 г.
Цель: развитие интереса воспитанников к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с понятием «быль»;
- Способствовать формированию умений отвечать полным предложением на вопросы по прочитанному произведению; дать оценку скрытым мотивам поведения героев.
Развивающие:
-Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением давая характеристику героям оценку их поступкам;
-Обогащать словарный запас детей новыми словами: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье;
Воспитательные:
-Формировать эмоциональное отношение к литературному произведению;
-Воспитывать у детей чувство сопереживания героям были;
-Дать понятие воспитанникам о скрытых мотивах поведения героев были;
-Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным;
Развивающие:
-Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением давая характеристику героям оценку их поступкам;
-Обогащать словарный запас детей новыми словами: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье;
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», беседы о диких и домашних животных, дидактические игры, знакомство с жанрами: сказка, рассказ, стихотворение, загадки.
Активизация словаря: зверинец, ухватил, подле, ощетинился, барин, засовы;
Интеграция образовательных областей:
Области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Средства реализации: синквейн, схема- оригами «Сердце», 3Д модель-схема в картинках-Дружба, Добро, Доверие; портрет Л.Н.Толстого, картинки ЛЕВ и СОБАЧКА,конспект занятия.
Методы и приемы: объяснение, рассматривание, обследование, сравнение, анализ, синтез, художественное слово, индивидуальная работа и педагогическая поддержка детей, синквейн,вопросы-ответы,додумывание, оригами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи на тему: " Чтение художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»"
Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.2. Учить отвечать на вопрос...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое»
Конспект для работы с детьми младшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи на тему: Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания.»
Конспект занятия по развитию ...
План - Конспект занятия по развитию речи на тему: "чтение сказки К.Чуковского «Телефон».
Цель занятия: Продолжать упражнять детей в инсценировке отрывков из произведений.Задачи:Образовательные: закреплять знания детей о литературных произведениях К. Чуковского.Развивающие: развивать коорд...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое»
Чтение рассказа Л.Воронковой"Снег идёт", стихотворения А, Босева "Трое"....
Конспект занятия по развитию речи на тему: "Чтение рассказа Л.Воронковой "Снег идет""
Знакомство детей второй младшей группы с рассказом Л. Воронковой "Снег идет"...
Конспект занятия По развитию речи на тему: «Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»
Конспект занятияПо развитию речина тему: «Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»...