Конспект занятия по развитию речи на тему: Чтение были Л.Н.Толстого "Лев и собачка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хайдарова Гульнара Фаритовна

Данное занятие мы проводили в старшей группе.Перед тем,как приступить к чтению, вспомнили литературные жанры,дали определение жанру- Быль,так же обратили внимание на портрет автора были,дети перечислили рассказы, с которыми они уже успели познакомиться.

После прочтения,разобрали незнакомые слова,объяснили их значение,по тексту задавали вопросы и педагог требовал от детей полных ответов.

Составили схему-модель 3D: дружба,добро,доверие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход ООД

-Доброе утро!

-Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости.  

-Поприветствуем студентов Туймазинского педагогического колледжа!

-Дети, какое время года за окном?

-Зима

- Верно, первый месяц зимы , время летит очень быстро, скоро Новый год

– Дети, мы с вами много читаем, знаем много литературных жанров. –Давайте вместе вспомним, какие литературные жанры мы с вами знаем.

-Сказки, рассказы, басни, стихотворения, легенды и т.д.

-Хорошо, правильно.

– А вы знаете такой лит.жанр – быль? Само слово говорит за себя, значит это на самом деле   «было».

Быль - это краткий (как правило, устный) рассказ, пересказ о каком-либо событии или происшествии, которое, якобы, случилось в реальности, в действительности.

-Сегодня мы с вами познакомимся с былью, а с какой именно, вы узнаете, отгадав загадку.

Он опасен и силен,
В диких он местах рожден,
Гриву носит, всех смелей,
И зовется царь зверей. (Лев)

-Как вы догадались, что это лев?

Самый верный в мире друг,
Не найти таких вокруг,
Часто дом наш охраняет,
Кто заходит, сразу лает. (Собачка)

-Как вы догадались,что это собачка?

-Что общего у собачки и льва?

-Верно. ( отгадки на доске, звук записать, издаваемый львом и собачкой)

– Сегодня я познакомлю вас с былью, которую написал Лев Николаевич Толстой- «Лев и собачка».

– Присаживайтесь, приготовьтесь слушать.

Немного об авторе

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне

Тульской области. Родители будущего писателя рано умерли, воспитанием Льва Николаевича занималась тетя. Учился В Казанском университете, но покинул его.

 Вернулся в Ясную Поляну с намерением заниматься музыкой и живописью.

В 1849 году Л.Н. Толстой открыл в своем имении первую школу для крестьянских детей, где преподавал и сам лично. Учил детей грамоте, счету, читал им литературу. Написал множество лит.произведений.

-Какие произведения Л.Н.Толстого вы знаете?

-«Лев и собачка», «Прыжок», «Слон» . «Косточка»и т.д.

Лев Николаевич Толстой. Быль «Лев и собачка»

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусочек и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

-Дети, какие слова вам показались трудными, незнакомыми?

- Слово «Ухватил»- взял, схватил;

Барин-богатый человек, господин;

Ощетинился- поднять торчком, встопорщить щетину, шерсть, готовясь напасть или защищаться (о животных),разозлиться;

Издохла- умерла;

Подле-рядом, возле;

Зверинец-зоопарк.

– Дети, вам понравился рассказ-быль?

-Кто главные герои рассказа-были?

— Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).Синквейн

— А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).Синквейн

— Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).

— Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).

— Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).

— Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала, положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)

— Что произошло однажды? (Барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно)

— Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).

— Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год)

— Что случилось потом? (Собачка заболела и умерла).

— Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).

— Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев? (Тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)

— Что стало со львом? (Он умер)

— Дети, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали)

- Дети, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был совсем другим? Каким вы его себе представляете?

-Дети, а возможна ли дружба между львом и собачкой?

Вывод: Вывод и главная мысль таковы, это тема большой, искренней дружбы. Лев и собачка поддерживали друг друга и играли, противопоставляя свой хрупкий мир жестоким нравам людей. 

Доброта. Лев и собачка проявили по отношению друг к другу доброжелательность, чего не встретить даже в человеческом обществе, где люди готовы приносить жертвы вместо денег, чтобы получить услугу. Лев и собака, опасные звери, заключенные в клетке, были добрее, чем те, кто их туда запер.

Доверие. Лев защищал собачку от тех людей, которые готовы были бросить ее хищнику в качестве обеда.

Физкультурная минутка « Щеночек»

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел,
(присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

-А сейчас составим Схему-модель из трех Д-3Д

-Дружба;

-Что такое дружба?(пословицы и поговорки о дружбе)

-Доброта;

-Что такое доброта?

-Доверие.

-Что такое доверие?

Пословицы о дружбе, доброте, доверии.

-Этими качествами способны обладать только те,кто по-настоящему умеет,что делать?

-Любить! Любовь-самое главное.значимое чувство, без которого нет Жизни!

(оригами сердце делают дети или гости)

Рефлексия

– С каким рассказом мы сегодня познакомились?

– Кто автор рассказа-были?

– Чему вас научила быль «Лев и собачка»?

 Рассказ "Лев и собачка" Льва Николаевича Толстого небольшой, но учит важным вещам: преданности в дружбе. Дружбой, своими друзьями нужно дорожить.

Главная мысль произведения: в жизни важно оставаться верным другу.

Так и лев остался верен собачке: он полюбил ее, дружил с ней и умер после ее смерти.

О дружбе…

Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет... (С. Михалков)

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. (М. Пляцковский)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения детский сад № 5

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект занятия «Развитие речи»

Образовательная область «Речевое развитие»

Направление: «Интерес к художественной литературе»

Тема: «Чтение были Л.Н.Толстого «Лев и собачка»»

Возрастная группа: старшая группа

                                                                                                                                                                             

                                                                              Выполнил:

воспитатель

Хайдарова Гульнара

Фаритовна

квалификационная категория: высшая

                                                                       

г.Туймазы, 2023 г.

Цель: развитие интереса воспитанников к художественной литературе.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить детей с понятием «быль»;

- Способствовать формированию  умений отвечать полным предложением на вопросы по прочитанному произведению; дать оценку скрытым мотивам поведения героев.

Развивающие:

-Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением давая характеристику героям оценку их поступкам;

-Обогащать словарный запас детей новыми словами: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье;

Воспитательные:

-Формировать эмоциональное отношение к литературному произведению;

-Воспитывать у детей чувство сопереживания героям были;

-Дать понятие воспитанникам о скрытых мотивах поведения героев были;

-Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным;

Развивающие:

-Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением давая характеристику героям оценку их поступкам;

-Обогащать словарный запас детей новыми словами: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье;

Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», беседы о диких и домашних животных, дидактические игры, знакомство с жанрами: сказка, рассказ, стихотворение, загадки.

Активизация словаря: зверинец, ухватил, подле, ощетинился, барин, засовы;

Интеграция образовательных областей:

Области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Средства реализации: синквейн, схема- оригами «Сердце», 3Д модель-схема в картинках-Дружба, Добро, Доверие; портрет Л.Н.Толстого, картинки ЛЕВ и СОБАЧКА,конспект занятия.
Методы и приемы: объяснение, рассматривание, обследование, сравнение, анализ, синтез, художественное слово, индивидуальная работа и педагогическая поддержка детей, синквейн,вопросы-ответы,додумывание, оригами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи на тему: " Чтение художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»"

Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.2. Учить отвечать на вопрос...

Конспект занятия по развитию речи на тему: Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания.»

                 Конспект занятия                  по развитию ...

План - Конспект занятия по развитию речи на тему: "чтение сказки К.Чуковского «Телефон».

Цель занятия: Продолжать упражнять детей в инсценировке отрывков из произведений.Задачи:Образовательные: закреплять знания детей о литературных произведениях К. Чуковского.Развивающие: развивать коорд...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Чтение рассказа Л.Воронковой "Снег идет""

Знакомство детей второй младшей группы с рассказом Л. Воронковой "Снег идет"...

Конспект занятия По развитию речи на тему: «Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

Конспект  занятияПо развитию речина тему: «Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»...