Организация уголка по развитию речи в группах ДОУ для детей с ТНР в соответствие с требованиями шкал ECERS-3.
статья по развитию речи (старшая группа)

В дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon речевой уголок "Речевичок" в ДОУ44.5 КБ

Предварительный просмотр:

376

Организация уголка по развитию речи в группах ДОУ для детей с ТНР в соответствие с требованиями шкал ECERS-3.

Пучкова Злата Борисовна, старший воспитатель;

МБДОУ «Детский сад № 231» г.о. Самара

Николаева Марина Владимировна, воспитатель;

МБДОУ «Детский сад № 231» г.о. Самара

Аглиуллина Эльмира Махмутовна, воспитатель;

МБДОУ «Детский сад № 231» г.о. Самара

В дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах.

Центр «Речевичок» организован в соответствие с требованиями ФГОС и шкалами ECERS-3. Центр речи имеет свое название и табличку с обозначением. Находится в хорошо освещенном месте, всегда доступен для детей. Рядом с центром речи размещен наглядный материал в соответствие с лексической темой недели.

В группе имеется место для проведения индивидуальных занятий с детьми. Уголок индивидуальной работы. Он включает в себя стол, зеркало, график индивидуальной работы логопеда, тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем, где указаны ежедневные рекомендации по лексической теме и индивидуальной работе с детьми. Здесь ежедневно проводятся: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания и др..

      В речевом центре «Речевичок» представлены разнообразные игры на развитие всех компонентов речевой системы: 

  1. Фонетика: «Определи первый звук в слове», «В каком слове спрятался звук?», кубики с буквами, пазлы, чистоговорки.
  2. Лексика: «Подбери пару», «Кто как голос подает?», «Угадай игрушку», «Назови одним словом», «Кому что нужно», «Скажи наоборот», «Кто что делает?», «Я начну, а ты закончи», «Дай действия словам», «Наоборот», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей», «Назови одним словом», «Узнай по описанию», «Кто больше действий назовет. Картинки по лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Посуда», «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Транспорт», «Мебель», «Одежда», «Профессии», «Времена года», многие из них нарисованы самими детьми.
  3. Грамматика: «Один – много», «Кто что делает?», «Какой? Какая? Какое? Какие?».
  4. Связная речь: «Составь правильно предложение», различные сюжетные картины и серии картин, различные мнемосхемы.

Для развития органов артикуляционного аппарата: картинки для иллюстрации артикуляционных игр; комплексы упражнений для артикуляции в картинках.

Для закрепления правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи: картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, тренажеры для дыхательной гимнастики: «Цветочек», «Колечки», аэроболы, султанчики, мыльные пузыри, трубочки «гуделка».

Еще одной из составляющих центра является различное оборудование на развитие мелкой моторики рук, формирование способности соотносить слово с действием: подготовка руки к письму (раскраски, обведи рисунок по точкам, штриховка), пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; игры с природным материалом;  игры с предметами домашнего обихода; прищепки; бусины, мозаика, шнуровки, пазлы, бизиборды, сенсорные коробочки: «Накорми белочку», «Стройплощадка», «Веселые пушистики».

Овладение письменной речью - это процесс формирования связей между двумя образами слова: тем, которое мы слышим и произносим и тем, которое видим и записываем. Специально-организованная предметно-развивающая среда играет важную роль в своевременном формировании данных навыков и способствует предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Для этого необходимо использовать специальные дидактические пособия
разработанные с учетом взаимосвязи развития устной речи, психических и
сенсомоторных компонентов. В работе с детьми применяются специально изготовленные полифункциональные дидактические пособия: «Сложи букву из палочек», «Нарисуй букву в воздухе», «Рисование буквы на песке», «Геоборд».

Рядом с речевым центром расположен театральный центр.  Он представлен различными видами театров: пальчиковый театр, теневой театр, театр «БИ БА БО», костюмами. Центр используется для обыгрывания постановок и сценок, что помогает развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

В центре детской литературы детям доступно большое количество книг (более 35 штук). Содержание книг соответствует возрасту и интересам детей. Книги по лексической теме недели располагаются на верхней полке. По каждой теме недели выбирается персонаж-хозяин, который побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задает вопросы. В уголке есть: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, портреты русских и зарубежных детских писателей.

Центры по развитию речи регулярно пополняется дидактическими играми и новыми пособиями.

Литература:

  1. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
  2. Методические рекомендации. Методические рекомендации по проведению MKДO 0-7 в субъектах Российской Федерации.
  3. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019).
  4. Хармс, Клиффорд, Крайер: ECERS-3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. Национальное образование, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Оснащение уголка по развитию речи в группах в соответствии с требованиями ООП ДО

Ирина Владимировна Панкова Доклад на тему: Оснащение уголка по развитию речи в группах в соответствии с требованиями ООП ДОКомментарии к презентации.1 слайд. Тема: Оснащение уголка по развитию ре...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Дети кормят курицу и цыплят»

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста«Дети кормят курицу и цыплят»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи старшей группе по теме «Детям об огне и пожаре».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи старшей группе по теме «Детям об огне и пожаре»....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с элементами театрализации

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе комбинированной направленности детей шестого года жизни с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема «Путеш

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речив группе комбинированной направленности детей шестого года жизнис использованием техно...

Организация работы по развитию речи подготовительной группы

Организация работы по развитию речи подготовительной группы...

Конспект занятия по развитию речи в группе кратковременного пребывания детей 3-его года жизни на тему Путешествие в сказочный лес

Материал содержит беседу по знакомству с дикими животными леса и показ кукольного театра по сказке Колобок средствами кукольного тетра Би-ба-бо в группе кратковременного пребывания детей 3-его года жи...