Конспект
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гордиенко Инна Олеговна

Эффективные приемы формирования основ читательской грамотности в условиях детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Эффективные приемы формирования основ

читательской грамотности в условиях детского сада»

воспитатель

Гордиенко Инна Олеговна

В современном обществе, где происходит множество перемен, возникла проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий и избытка информации, различать и усваивать ее становится непросто.

Сейчас дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, стaновится не интересным, ненужным. Это постепенно ведет к исчезновению устоявшейся литературной традиции, на которой опирались предыдущие поколения. В результате наблюдается низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. А ведь именно дошкольный возраст, является самым подходящим для знакомства с чтением, именно в эти годы формируются первоначальные знания о мире, в это время появляется интерес к книге, и закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Ведь мы, взрослые, являемся проводниками детей в мир литературы. От нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, не имеющим значения событием в его жизни.

Так что же такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и участия в социальной жизни. Компонентами читательской грамотности являются способность понимать, использовать и анализировать прочитанное, а также умение применять эти знания в жизни.

Работая с детьми, я часто замечала, как им трудно пересказывать тексты, заучивать стихи, составлять рассказы. Известно, что дети быстрее учатся и воспринимают именно в игровой форме, поэтому моя задача была найти и использовать подходящую и интересную методику по формированию основ читательской грамотности у детей.

Все мы в детстве любили рисовать, а рисовать мы научились раньше, чем писать. Мы с большим удовольствием изображали разные картинки, таким образом, мы пытались донести информацию до других людей. В моей голове все время крутились два слова «рисование» и «информация»… Как же это здорово передавать информацию через рисунки…..

Именно эта информация стала двигателем для освоения такой технологии как «Скрайбинг», и я с удовольствием поделюсь своим опытом работы в данной технологии.

«Скрайбинг» - это визуализация сложного содержания, простым и доступным способом, зарисовкой  образов прямо вовремя передачи информации.

Существуют несколько видов « скрайбинга»:

- «Скрайбинг – аппликация». На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

- «Скрайбинг магнитный»  он похож на аппликационный, но единственное различие в том, что  готовые изображения ребенок крепит магнитами на магнитную доску.

- «Рисованный Скрайбинг» это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. 

Особенность «Скрайбинга» в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.

Мы часто учим стихи с детьми и многим детям было очень сложно запомнить. Но именно благодаря технологии «Скрайбинг» дети стали быстрее запоминать, благодаря своим зарисовкам они стали лучше пересказывать.

Например: Я зачитываю детям стихотворение и прошу их нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст. Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, но и получает удовольствие от самого процесса.

Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

«Скрайбинг» помогaет сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным и творческим.

Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - обрaзность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку.

Схемы - рисунки помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память, а самое главное это вызывает у ребенка интерес.

Эта технология  не только улучшает запоминание текста, но и делает процесс обучения более интересным и творческим. Он позволяет детям быстрее и легче усваивать стихотворения, запоминать и пересказывать сказки,  а также развивает связь между рисунками и речью. С помощью "скрайбинга" дети могут успешно излагать свои мысли, рассказывать и обосновывать свои выводы и заключения.

Таким образом, использование технологии "Скрайбинг" в работе с детьми дошкольного возраста способствует формированию основ читательской грамотности, улучшает понимание и запоминание прочитанного текста, а также развивает творческие и коммуникативные навыки детей.

Список литературы:

  1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  2. Жукова Н.С. «Формирование устной речи», - Москва, 1994 г.
  3. Петровский П.В., Любецкий Н.С., Кутузова М.А..Скрайбинг. Объяснить просто, – М. ООО «Издательство Э», 2016. 207с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....