Фольклор как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей.
Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклора как средства развития связной речи детей дошкольного возраста
ФГОС ДО одной из ведущих задач считает речевое развитие. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. В исследованиях педагогов-психологов отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения в образовательной деятельности. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Фольклор имеет огромное значение в речевой деятельности детей. Фольклор способствует развитию интереса. По этой причине следует как можно обширнее использовать его воспитание ребенка.
Педагогические условия – это совокупность каких-либо мер и возможностей материально-пространственной среды (комплекс мер, содержание, методы и приемы обучения и воспитания, совокупность объективных возможностей педагогического процесса.
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка и т.п.
Связная речь детей будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям.
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Руководствуясь основными принципами педагогической поддержки, педагог выстраивает свою работу с детьми, используя приёмы, которые помогут в решении стоящих перед ним задач.
Диалогическому общению со сверстником в младшем возрасте служит также прием совместного вовлечения детей в рассматривание предметов, картин, иллюстраций к сказкам.
Большую роль в формировании диалогической речи играет художественное слово, а именно русские народные сказки.
Сказкам свойственна необыкновенная легкость, насыщенность, выразительность, черта вторичного воссоздания одних и тех же речевых форм и образов. Перечисленные особенности делают сказку фактором развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки дошкольник выяснит большое количество новых текстов, образных формулировок, его речь обогащается психологической и поэтической лексикой. Сказка может помочь детям формулировать собственную позицию к прослушанному, применяя сопоставления, метафоры, эпитеты и прочие средства образной выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492197-1412517149.jpg)
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492197-1412517149.jpg)
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/05/picture-922532-1494016262.jpg)
Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
В презентации подробно представлено использование интерактивных технологий как средства развития связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726502-1450286352.jpg)
Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема: "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/23/picture-1061200-1537724392.jpg)
Тема: «Сюжетные картины как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Анализ научной литературы по проблеме обучения дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема занимает видное место в исследованиях.Изучение развития связной речи по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-322820-1386422139.jpg)
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...