Тема: «Сюжетные картины как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи на тему
Анализ научной литературы по проблеме обучения дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема занимает видное место в исследованиях.
Изучение развития связной речи по серии сюжетных картин предполагает прежде всего выявление особенностей восприятия картин дошкольниками.
В методике развития речи старших дошкольников проведено много исследований, посвященных формированию повествовательной речи, в том числе с широким использованием средств наглядности, однако уделялось мало внимания развитию повествования с использованием серий сюжетных картин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом факторов:
- социальным заказом на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;
- необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогический условий в ДОУ.
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.
Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др.Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
3
В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему нашего исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
4
Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-961041-1508442958.jpg)
Кружок по теме: «Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.Участвуя в ней дети знакомятся с окружающим миром через образы,краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думат...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/13/picture-642574-1434180469.jpg)
Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/03/picture-1285612-1604405143.jpg)
Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-1291831-1606058168.jpg)
Статья для родителей на тему: «Роль родителей в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896641-1487523621.jpg)
Консультация для педагогов по теме "Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов по теме "Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-960708-1511375024.jpg)
Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»
По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наибол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/07/picture-935185-1499427998.jpg)
Консультация на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Речь - не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информ...