Звук О, буква О
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

знакомство с гласным звуком [о], с буквой «Оо»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_o.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни

Тема: «Звук [о], буква Оо»

Возрастная группа: 6 – 7 лет.

Образовательная область:

Форма совместной деятельности: интегративное занятие

Форма организации: фронтальная, групповая, подгрупповая.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, практический.

Учебно-методический комплект: 

Средства:

демонстрационные: раздаточные: 

мультимедийные:

музыкальные: звуковой сигнал для сбора.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, аудиоаппаратура.

Цель: знакомство с гласным звуком [о], с буквой «Оо».

Задачи:

Воспитательные

Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества;

Воспитывать уважительное отношение к мнениям, убеждениям и особенностям других людей.

Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях со сверстниками посредствам организации подгрупповой формы деятельности.

Воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;

Обучающие

Актуализация представлений о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными;

Знакомство с буквой Оо;

Формирование навыков звукового анализа и слогового анализа;

Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога;

Развивающие

Развивать мышление, память, любознательность, умение анализировать, обобщать, сравнивать денежные знаки по различным признакам, развивать умение выражать свои мысли и делать выводы.

Развивать умение вести диалог.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 

Организация на совместную деятельность

Мотивировать на включение в деятельность.

Раздается звуковой сигнал (для сбора).

- Здравствуйте, ребята.

Мне кажется, что вы сегодня какие-то сонные. Наверное, вы ещё не проснулись. Давайте просыпаться вместе, для этого умоемся и выполним самомассаж лица.

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

- Ребята, а вы знаете, почему мы тут собрались? Для чего?  Ответы детей

- Так, предположений очень много, а наша новая тема спряталась в ребусе. Знаете что такое ребус? Умеете их разгадывать? Давайте все вместе разгадаем ребус и узнаем новую тему. Ребус звук

Собирает детей вокруг себя.

Задает вопрос.

Вовлекает в совместную деятельность.

Организует.

Сосредотачивают внимание на педагоге.

Слушают. Отвечают на приветствие взрослого.

 Приветствуют друг друга. Включаются в деятельность.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, желание активно работать.

Актуализация знаний.

- Вот так молодцы, разгадали ребус, а давайте вспомним, что же мы уже знаем о звуках? (гласные, согласные: твердые-мягкие, звонкие-глухие). 

- Каким цветом обозначаем звуки? (гласные – красным, согласные твердые – синим, согласные мягкие - зеленым).

- Какие звуки вы уже знаете?

- Какие бы еще звуки хотели узнать? Для чего нужно знать все звуки?

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Комментирует высказывания.

Инициирует общее обсуждение.

Рассказывает, обсуждает с детьми.

Поддерживает.

Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов».

Заполненную модель вывешивает на информационную доску (мольберт).

Вступают в диалог с взрослым, высказывая свое мнение на вопрос взрослого, делятся опытом.

Выстраивают полный ответ.

делятся знаниями, рассказывают из опыта.

Проявляет умение поддерживать беседу.

Затруднение в игровой ситуации.

- Ребята, я же совсем забыла, утром мне передали письмо от одной девочки, которая скоро идет в школу и не знает, с какого звука начинается её имя. В конверте лежит листок с загадками, с помощью которых мы узнаем, на какой же звук начинается имя этой девочки. Отгадаем загадки?

1.Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (Оса)

2. По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.

Домой пригнали урожай сняли:

Васеньке  валенки,

Сестричке рукавички,

Тятеньке  тулуп,

Маменьке  полушубок. (Овца)

3. Вот такой обжора есть:

Всё на свете может съесть.

А когда воды попьёт,

Обязательно уснёт. (Огонь)

4. Летом в огороде свежие, зелёные,

А зимою в бочке жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

- На какой звук начинаются все эти слова? На звук [О].

Давайте поближе познакомимся с этим звуком.

Показываю разные деньги прошлых лет, разные предметы, служившие раньше деньгами.

Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).

Ищут, находят решение.

Выражают собственные мысли.

- обмениваются знаниями;

IV. Открытие нового знания

Цель.

- Ребята, давайте все займем свои места за столам.

Игра «Назови слово на букву О»

Посмотрите на картинку, что вы видите?

Ответы детей: - Лук, морковь, капуста, свекла, огурец, помидор, картофель.

- Как всё это можно назвать, одним словом? (Овощи).

- Какой первый звук в слове овощи? (Звук [О]).

- Сегодня мы познакомимся со звуком [О], с буквой обозначающей этот звук.

- Ребята, а подскажите мне, пожалуйста, а чем же звук отличается от буквы? (звук – слышим, произносим, букву – видим, пишем и читаем).

А сейчас мы будем работать с букварем. Посмотрите на картинку, где изображен ребенок.  Давайте вместе произнесем звук [О], и посмотрим на что происходит с органами артикуляции при произнесении звука [О].

- губы округлены;

- зубы закрыты губами;

- язык лежит спокойно;

- воздух выходит свободно.

- Какой звук [О], гласный или согласный? (Гласный).

- Почему? (Этот звук можно пропеть, воздух при образовании звука не встречает преграды на своём пути).

- Каким цветом мы будем обозначать звук [О]? (Красным).

- Почему? (Гласные звуки мы обозначаем красным цветом).

- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук [о] в ладоши». Я буду произносить разные звуки, слоги, слова, а вы когда услышите звук [О], хлопните в ладоши:

- о, и, а, м, о, у, э, о, о;

- со, мА, ко, ти, па, ом, от, ло;

- сом, дом, мак, свет, кот, мир.

Хлопают в ладоши, когда услышат звук [О].

- А теперь, ребята, я буду вам показывать картинки, а вы определять место звука [О] в слове (в начале, в середине или в конце).

Дети определяют место звука в слове при помощи схемы.

 - Ребята, молодцы. Вы справились с заданием.

- А сейчас мы с вами выполним физкультминутку «Огород» (координация речи с движениями):

«Огород»

Повторяй за мной зарядку

(Шаги на месте.)

Мы пришли на нашу грядку.

Тыква вот, а вот томат.

(Вытянуть руки влево, вправо.)

Здесь - капуста, здесь - салат.

(Наклониться к левой ноге, затем к правой.)

Тмин, картошка, артишок

(Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)

И петрушки корешок.

(Руки опустить.)

Все, что вырастили мы,

(Развести руки в стороны.)

Будем есть мы до весны!

(Руки вниз, выпрямиться.)

Воспитатель показывает  буквы «Оо».

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

- А теперь, ребята, поработаем в прописях и научимся писать эту букву. (Работа с прописями).

Дает новую информацию.

Предлагает детям высказываться по ходу просмотра слайдов, задавать вопросы, уточнять. Ставит цели группе детей или индивидуально. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Раскрывает содержание образовательной работы. Задает уточняющие вопросы. Побуждает детей к деятельности в центрах. Способствует групповой работе детей. Устанавливает ограничения.

Отвечает на вопросы детей. Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей. Предоставляет возможность задавать вопросы. Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Включаются в выбор, получение нового опыта. Тренируются в коммуникативных умениях: проговаривании и выслушивании планов. Соблюдают очередность.

Практикуются в осуществлении выбора. Проявляют способность к критическому мышлению, делают самостоятельно выбор. Проявляют изобретательность.

Ищут, находят решение. Выполняют задания в соответствии с установленными требованиями.

Осуществляют контроль и взаимоконтроль.

Зрительная и слуховая память, внимание. Осуществляют выбор, обосновывают его.

Проявляют навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия в ходе совместной деятельности.

Повторение.

Открытость.

Обсуждение итогов работы в центрах активности

 -Ребята, как вы считаете, мы помогли Оле узнать, с какого звука начинается её имя? ( Со звука [О]).

- Какой это звук? (Гласный).

- Почему гласный? (Гласным называется этот звук, потому что, при образовании его воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды).

- Где он может «жить»? (Звук [О] может жить вначале, в середине и в конце слова).

- Какой буквой обозначен звук [О]? (Буквой «О»).

- Ребята, вы довольны своей работой?

- Что вас больше всего порадовало в своей работе?

- Чему вы сегодня научились?

- Что нового удалось узнать?

Воспитатель выкладывает на стол раскраски с буквой О.

- Я предлагаю, давайте отправим наши рисунки Оле, чтобы она лучше запомнила, с какого звука начинается её имя. 

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Комментирует высказывания.

Вовлекает в совместную деятельность.

Проявляет уважение к детским высказываниям.

Выражают собственные мысли. Переносят полученные знания во время одной деятельности в другую. Выстраивают полный ответ.

Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....