Распевки в коррекции нарушений речи у дошкольников
консультация по развитию речи
Основной контингент речевых групп ДОО составляют дети с заключением Психолого-педагогического консилиума "Дизартрия. ОНР (1-3 уровень речевого развития". Дизартрия у детей проявляется нарушениями фонетической стороны речи (звукопроизношения) и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски: нарушением речевого дыхания с преобладанием ключичного типа дыхания со слабым выдохом, быстрым истощением силы выдоха в процессе речи, рассеянной воздушной струёй, частым добором воздуха, значительным снижением модуляции голоса по силе и тембру. Работа по коррекции и развитию голосовой функции должна проходить через всю деятельность детей и осуществляться на занятиях не только логопеда, но и музыкального работника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspevki_v_korektsii_rechi.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль распевок в коррекции нарушений речи у детей
Основной контингент речевых групп ДОО составляют дети с заключением Психолого-педагогического консилиума "Дизартрия. ОНР (1-3 уровень речевого развития". Дизартрия у детей проявляется нарушениями фонетической стороны речи (звукопроизношения) и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски: нарушением речевого дыхания с преобладанием ключичного типа дыхания со слабым выдохом, быстрым истощением силы выдоха в процессе речи, рассеянной воздушной струёй, частым добором воздуха, значительным снижением модуляции голоса по силе и тембру. Работа по коррекции и развитию голосовой функции должна проходить через всю деятельность детей и осуществляться на занятиях не только логопеда, но и музыкального работника.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности; расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона; темп, ритм, динамика, тембр). Музыкально-дидактические игры, игры и упражнения с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха, окажут косвенное воздействие на развитие речевой просодики.
Логопедическая распевка - это тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Она помогает в коррекционной работе, используется как упражнение, подготавливающее певческий аппарат к пению песен.
Тексты песен вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Внимание детей необходимо акцентировать на звукопроизношении и чёткости дикции.
Логоритмические пятиминутки проводятся с опорой на лексический материал. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными - [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], и наконец, поставленные звуки дифференцируются. Именно в этом порядке автор книги "Логопедические распевки" Татьяна Овчинникова предлагает осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации, содержанию и речевому материалу песнями. Каждый музыкальный раздел завершается стихотворениями для проговаривания, которые автор рекомендует как своего рода речевой экзамен для оценки достижений в логопедической коррекции. Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для детей упражнениями. Вот некоторые из них.
Какие бывают слова.
Сл. М. Пляцковского
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть слово колючее – ель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех.
В сочетании этих звуков дошкольников всегда привлекает, с одной стороны, необычная ритмичность, четкость, чередование слов-слогов, под которые можно прыгать, выполнять физические упражнения, кричать и выплескивать собственные эмоции. С другой стороны, в этом занятии ребенка также привлекает хорошая возможность насладиться музыкой всех звуков, испытать радость собственной победы над трудными для чередования и для быстрого произношения звуками, которых плохо «слушается» язычок. А для того, чтобы он научился «слушаться», нужны, конечно же, чистоговорки и скороговорки.
Например, распевка на автоматизацию звука «С» с некоторыми движениями:
Оса
Сл. Н. Гридчиной
Са-са-са, са-са-са, (разводить руки в стороны на каждый слог)
Ой-ой-ой! Летит оса! (потягиваясь вставать на носочки)
Сы-сы-сы, сы-сы-сы, (шагать на месте)
Не боимся мы осы! (повороты в разные стороны)
Су-су-су, су-су-су, (разводить руки в стороны на каждый слог)
Видел кто из вас осу? (потягиваясь вставать на носочки)
Сы-сы-сы, сы-сы-сы, (шагать на месте)
Мы не видели осы. (повороты головы влево и вправо)
Са-са-са, са-са-са, (наклоны туловищем влево и вправо)
Отгадайте, где оса. (присесть и встать)
Тексты песенок вызывают у детей огромный интерес, создают задорное настроение, помогают ребятам намного легче преодолеть свои комплексы и речевые нарушения.
Работу с детьми по пению можно разделить на несколько этапов:
- Пропевание гласных, обращая внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого отрабатывается выразительность исполнения. Основная задача этого этапа развитие речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.
- Логопедические распевки на автоматизацию свистящих звуков.
- Логопедические распевки на автоматизацию шипящих звуков.
- Логопедические распевки на автоматизацию сонорных звуков.
- Закрепление всех звуков в пении, свободной речи.
Особое внимание на занятиях необходимо обращать на пропевание музыкальных фраз с четкой артикуляцией на одном дыхании.
Использование в тесной связи движения, музыки и пения позволит развивать у ребенка речь, тонкую и общую моторику, чувство ритма, а также творческие способности и воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.
Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников....
Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников
Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...
Рабочая программа "Коррекция нарушений речи у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ"
Рабочая программа учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ...
"Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников"
Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и воспитателя становится всё более востребованным. Педагоги ищут ...
Статья "Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников"
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод п...
коррекция нарушения речи у дошкольников через развивающие возможности детского рисования
Поиск привёл к включению детского рисования на логопедических занятиях. Была поставлена ЦЕЛЬ – доказательство эффективности коррекционных возможностей детского рисования в логопедическом воздейс...
Коррекция нарушения речи у дошкольников через развивающие возможности детского рисования
Рисование даёт возможность ребёнку не только выражать свои мысли и чувства на бумаге, это ещё и прекрасная возможность развивать речь и работать над её коррекцией....