Рабочая программа кружковой деятельности "Читай-ка"
рабочая программа по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 31»»
Принято: Советом педагогов Протокол № ___ от _______ 2022 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31» __________М.П. Казакова Приказ № ___ от __________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
«Читай-ка»
для детей подготовительной группы
срок реализации: 2022-2023 учебный год.
Составитель:
учитель-логопед Гудкова О.С.
г. Троицк, 2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Основные принципы обучения чтению
1.4. Целевые ориентиры освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
2.1.Направления образовательной работы по обучению чтению
2.2. Структура непосредственно-образовательной деятельности
2.3. Методика работы с букварём Жуковой Н. С.
2.4. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
2.5.Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка «Читай-ка»
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
3.2. Методическое обеспечение программы
Приложение
Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину)
Список литературы
1. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
1.1 Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её. Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе.
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.
Основанием для создания программы «Читай-ка» стало проведение мониторинга среди родителей воспитанников подготовительной группы. В его ходе было выявлено, что спрос на дополнительные образовательные услуги познавательно – речевой направленности (обучение чтению) составил 78%.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты.
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10 от 15.05.2013.
- «Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Данная программа является модифицированной, она составлена с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31 » разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Веракса Т.С., Комаровой, М.А.Васильевой и учебного пособия «Букварь» Жуковой Н. С.
Пособие «Букварь» - это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда Н.С.Жуковой. Оно сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме. В основе обучения дошкольников чтению по авторской методике Н.С. Жуковой лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения.
Для повышения мотивации детей к получению и усвоению новых знаний в организации образовательного процесса с детьми используется интерактивная панель. Использование интерактивной панели значительно расширяет вариативность способов работы с детьми, в значительной мере повышая интерес к выполнению заданий, побуждает к активной деятельности.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Обучающая задача:
-сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
-способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
-познакомить с новыми терминами (звук, гласный, согласный, предложение, текст).
-легко и весело ввести ребенка в письменность;
-сформировать первичные навыки работы на интерактивной панели;
Развивающая задача:
-развивать желание читать;
-развивать внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление.
Воспитательная задача:
- воспитывать старательность, усидчивость, выдержку;
- воспитывать любовь к чтению.
1.3. Основные принципы обучения чтению
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
- принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
- онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
1.4. Целевые ориентиры освоения Программы
По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык осознанного грамотного чтения.
Дети должны уметь:
- достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- понимать смысл прочитанного;
- составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т.п.; ориентироваться на странице книги;
- правильно использовать предлоги;
- овладеть практическими навыками работы с интерактивной панелью.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Направления образовательной работы по обучению чтению
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры на интерактивной доске, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, которые «оживают» на интерактивной доске, что способствует более быстрому запоминанию материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр на интерактивной доске со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
2.2. Структура непосредственной образовательной деятельности
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для детей подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет
Численность в подгруппе – 12 человек.
Форма организации занятий: подгрупповая.
Режим занятий: вторник 16.00-16.30, 16.40-17.10; четверг 16.00-16.30, 16.40-17.10
Общее количество 54 занятия.
Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 30 минут.
Учебный план работы кружка «Читай-ка»
Всего занятий/ часов в неделю | Всего занятий /часов в месяц | Количество занятий/часов в год |
2/60 мин(1 час) | 8/240 мин(4 часа) | 54/1620мин(27 часов) |
Пояснения: кружок функционирует с 1 октября по 30 апреля. В январе в связи с каникулами занятия начинаются с третьей недели. Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель). Отчетное занятие в индивидуальной или подгрупповой форме с присутствием родителей проводится в апреле.
В начале и в конце обучения чтению проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога. Она составлена в соответствии с системой работы по обучению чтению и основывается на диагностике Д.Б. Эльконина (см.приложение1.)
На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка.
Реализуется следующая схема проведения занятия*:
- прорабатываются упражнения для губ или язычка;
- уточняется правильность произношения звука;
- описывается звук;
- знакомство с новой буквой;
- игры со звуком и буквой на интерактивной доске: «Найди букву», «Найди пару», «Определи место звука в слове», «Подбери картинки на заданный звук» и т.п.
- физминутка
- работа с кассой букв;
- чтение по букварю Жуковой Н.С.
- работа в тетради
Подводя итоги, педагог спрашивает: «Что мы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребёнка в отдельности только с положительной стороны. Можно рассказать, чем дети будут заниматься на следующем занятии.
На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и * Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала;
расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение. Интерактивная доска позволяет в красочной, интересной форме познакомится с буквами и звуками; вписать недостающие буквы в слова; осуществить звуковой анализ слогов и слов посредством передвижения квадратов соответствующих цветов; читать слоговые таблицы и схемы, слова, предложения; подбирать и группировать картинки на заданный звук; определять наличие заданного звука в слове, соединяя линией картинку с нужным символом; подбирать картинки по первому слогу; устанавливать логическую последовательность картинок при составлении рассказов, пересказов; выделять «4 лишний», классифицировать, соединять и группировать, перемещая рукой объекты.
Предполагаемые результаты обучения:
По окончании обучения в кружке «Читай-ка» ребенок
- различает понятия «буква - звук»;
- определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);
- владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий»- «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;
- владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв);
- умеет делить слова на слоги;
- умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;
- умеет отличать слово от предложения;
- умеет составлять предложения из заданных слов;
- знает алфавит (полное название букв);
- читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и трехсложные слова;
- читает предложения, короткие тексты;
2.3. Работа с букварём Жуковой Н. С.
«Букварь» Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве. Поэтому, открыв «Букварь», можно увидеть привычные картинки и большие буквы, слоги и т. д.
В «Букваре» Жуковой в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог. Ребенок пролистнет несколько страничек – узнает несколько букв и сразу же начнет складывать их в слоги. Еще несколько букв – и опять слог. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения, а педагогу – миновать самый сложный этап в обучении – объяснить, как из звуков образуются слоги.
Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква У, а между ними бежит человечек. Педагог показывает карандашом (указкой) первую букву, передвигает карандаш ко второй букве, а малыш тянет первую букву, пока не «добежит» до второй. Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась». Вот и получился слог.
В букваре имеется обращение к взрослым и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой.
В пособии буквы алфавита расположены в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце. Графически показано слияние букв в слоги – «человечек бежит к букве». Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из двух-трех слогов и более, сначала коротенькие тексты из двух слов, затем небольшие рассказы. Тексты и слова в книге сопровождают картинки. Однако букварь не перегружен ими. Задача пособия – обеспечить ребенку быстрое овладение техникой чтения. Именно поэтому и тексты в букваре, что называется, традиционные, знакомые с детства «Лу-ша ма-ла» и «У Ло-ры ша-ры». Никаких сказочных героев и занимательных приключений вы здесь не найдете, только то, что необходимо с точки зрения методики.
Не заучиваются сразу все буквы алфавита. В этом нет никакой необходимости. Ведь задача педагога, чтобы ребенок понял, как складывать буквы, а не просто вызубрил названия.
Выучив первые несколько букв, необходимо переходить к их слияниям. На первых порах нужно помочь ребенку, вести карандашом или указкой от буквы к букве, закрыть белым листом ту часть текста, которую ребенок в данный момент не читает. Можно сделать в листе белой бумаги окошечко и передвигать его от слога к слогу по мере прочтения.
У разных детей разные темпы обучения. Нужно следить, чтобы ребенок не просто механически складывал буквы, но и понимал прочитанное. Кому-то долго не удастся перейти от слогов и отдельных слов к предложениям и текстам, а кто-то сделает это быстро. Не нужно торопиться, но и не тормозить. Например, если ребенок хорошо запоминает буквы и быстро их находит, то нет необходимости делать все упражнения на чтения отдельных букв.
2.4. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению.
2.5. Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка «Читай-ка»
Тематический план
Занятие № 1 | Занятие № 2 | |
1 неделя | Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика. | Гласный звук IаI,; буква А, а; стр 4. |
2 неделя | Гласный звук, IуI; буква У, у. стр 5. | Гласный звук IоI, буква О,о стр 6. |
3 неделя | Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание букв. | Согласные звуки IмI, IмI; буквы М;стр 7. Печатание букв. |
4 неделя | Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с стр 8. Печатание букв. | Закрепление букв М,С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов. |
5 неделя | Учимся соединять буквы А,У. стр 9. | Чтение буквы, чтение слогов. УА,АУ. стр 10. |
6 неделя | Соединяем буквы, читаем слоги. АМ,УМ, УА,АУ. стр 11-12. | Соединяем буквы, читаем слоги. АС,УС,ОС. Определение слогов в словах.; стр13. |
7 неделя | Учимся соединять буквы МА,МУ; стр14-15. | Читаем слитно СА, СУ,СО,МА,МУ,МО,АС,ОС,УС,АМ,ОМ,УМ. Определение слогов в словах; стр16. |
8 неделя | Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах; стр. 17. | Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама; стр.17. |
9 неделя | Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО. Печатание слогов;стр 18-19. | Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. Печатание слогов.стр 20-21. |
10 неделя | Согласный звук IшI, всегда твердый ; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Печатание слогов; стр22. | Дифференциация звуков и букв С,Ш Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр23. |
11 неделя | Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА. Печатание слогов;стр24. | Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр25. |
12 неделя | Дифференциация звуков и букв Л,Р .Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр26. | Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;стр28-30. |
13 неделя | Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах;стр31-32. | Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов;стр33. |
14 неделя | Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. Печатание слогов;стр34-36. | Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр37-38. |
15 неделя | Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов;стр39. | Согласные звуки звонкие и глухие. Дифференциация звуков и букв З,С;стр 40-41. |
16 неделя | Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Печатание слогов; стр. 42-44. | Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр45-46. |
17 неделя | Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов.стр47-50. | Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Печатание слогов.стр51-52. |
18 неделя | Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Печатание слогов.стр53. | Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр54-57. |
19 неделя | Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв . Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. Печатание слогов.стр58. | Дифференциация звуков и букв Ж,З,Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр59-60. |
20 неделя | Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов; стр 61-63. | Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова. определенной структуры. Печатание слов;стр64-67. |
21 неделя | Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов;стр68. | Чтение текстов с буквой Я;стр69-71. |
22 неделя | Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. Печатание слогов;стр72-73. | Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов;стр74-77. |
23 неделя | Дифференциация звуков и букв Е-Е. Чтение текста;стр78-79. | Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Печатание слогов;стр80-81. |
24 неделя | Дифференциация звуков и букв Ч,Ш,С,Ть. Чтение текста;стр82-83. | Гласный звук IэI; буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.). Печатание слогов;стр84. |
25 неделя | Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Печатание слогов;стр85. | Дифференциация звуков и букв Ц,Ч,С. Чтение текста;стр86-87. |
26 неделя | Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Печатание слогов;стр88-89. | Согласный звук IщI; буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ,Ч,С. Чтение текста;стр90-92. |
27 неделя | Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; Алфавит. стр93-95. | Итоговое занятие. |
Календарно-тематический план
Месяц | № п/п | Тема занятия | Цель занятия | Навыки чтения |
октябрь | 1 | Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика | Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников | Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям |
2 | Гласный звук IаI,; буква А, а; стр 4. | знакомство дошкольников с буквой «А»; совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; умение ориентироваться на странице книги; выкладывание букв из палочек. | |
3 | Гласный звук, IуI; буква У, у. стр 5. | формирование у детей стойких представлений о букве «У». | ||
4 | Гласный звук IоI, буква О,о стр 6. | знакомство со звуком и буквой«О», совершенствование артикуляционной моторики. | ||
5 | Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание букв. | Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза. | Чтение и составление слогов с буквами А,О,У по разрезной азбуке, печатание букв, раскрашивание картинок на определенную букву. | |
6 | Согласные звуки IмI, IмI; буквы М;стр7. Печатание букв. | Обучение дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М» | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков, выкладывание букв из палочек. | |
7 | Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с стр 8. Печатание букв. | формирование представления дошкольников о звуках [С] и [С'], познакомить с буквой «С» | ||
8 | Закрепление букв М,С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов. | совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи. | Чтение и составление слогов с буквами М, С по разрезной азбуке, печатание букв. | |
ноябрь | 9 | Учимся соединять буквы А,У.стр 9. | Обучение соединению букв; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний. | Соединение букв А У,У А; выкладывание слогов, раскрашивание картинок на определенную букву. |
10 | Чтение буквы, чтение слогов. УА,АУ. стр 10. | Обучение чтению слогов; Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза | Чтение сочетания АУ-УА; выкладывание слогов. | |
11 | Соединяем буквы, читаем слоги. АМ,УМ, УА,АУ. стр 11-12. | Совершенствование умения соединять буквы, чтение слогов; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний. | Чтение сочетания АМ,УМ, УА,АУ. | |
12 | Соединяем буквы, читаем слоги. АС,УС,ОС. Определение слогов в словах.; стр13. | Обучение умению соединять буквы, читать слоги; способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. | Чтение слогов АС, ОС,УС; умение ориентироваться на странице книги; работа с разрезной азбукой. | |
13 | Учимся соединять буквы МА, МУ; стр14-15. | Обучение умению соединять буквы; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний. | Чтение слогов МА, МУ; работа с разрезной азбукой, раскрашивание картинок на определенную букву. | |
14 | Читаем слитно СА, СУ,СО,МА,МУ,МО,АС,ОС,УС,АМ,ОМ,УМ. Определение слогов в словах; стр16. | Закреплять умение читать слитно слоги, развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний. | Чтение слогов: СА, СУ,СО,МА,МУ,МО,АС,ОС,УС,АМ,ОМ,УМ; нахождение определенного звука в слоге. | |
15 | Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах;стр 17. | Закреплять умения и навыки звукового анализа слогов, деления слов на слоги. | Чтение слогов МА-МА, СА-МА, САМ, СОМ, О-СА, СМА,СМО,СМУ; отчетливое произнесение слогов. | |
16 | Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама; стр 17. | Закреплять умения делить предложение на слова. | Чтение слов в предложениях О-СА, МА-МА; выкладывание слов из разрезной азбуки; составление предложений с заданным словом. | |
Декабрь | 17 | Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО. Печатание слогов;стр 18-19. | познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х» | Развитие фонематического восприятия; закрепление верного произношения звуков, выкладывание букв из палочек; определение места звука в слове; умение ориентироваться на странице книги; |
18 | Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. Печатание слогов.стр 20-21. | обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р'] | ||
19 | Согласный звук IшI, всегда твердый ; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Печатание слогов; стр22. | сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш» | ||
20 | Дифференциация звуков и букв С,Ш Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр23. | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работать с разрезной азбукой. | Чтение слов СА-ША, МАРШ, ХО-РО-ШО, ХО-РОШ, СУ-ША, МА-ША,ШАР, ХОР, ШУМ, САМ; отчетливое произнесение слогов. | |
21 | Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА. Печатание слогов;стр24. | познакомить дошкольников с буквой «Ы» | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков, выкладывание букв из палочек; понимание смысла прочитанного. | |
22 | Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр25. | познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» | Развитие фонематического восприятия; закрепление верного произношения звуков, выкладывание букв из палочек; определение места звука в слове. | |
23 | Дифференциация звуков и букв Л, Р.Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр26. | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работать с разрезной азбукой. | Чтение слов ЛУ-ША, ЛА-РА, РО-МА, ЛО-РА, СЛУХ, МЫ-ЛО, СЫ-РО и др. | |
24 | Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;стр28-30. | познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н» | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков, нахождение определенного звука в слове; выкладывание букв из палочек. | |
Январь | 25 | Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах;стр31-32. | сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К» способствовать развитию интереса и способностей к чтению; | |
26 | Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов;стр33. | познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом | Развитие фонематического восприятия; закрепление верного произношения звуков; умение ориентироваться на странице книги; выкладывание букв из палочек. | |
27 | Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. Печатание слогов;стр34-36. | сформировать представления дошкольников о звуке [И], познакомить с буквой «И». | Чтение слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ; работа с разрезной азбукой; раскрашивание картинок на определенную букву. | |
28 | Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр37-38. | сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; понимание смысла прочитанного; работа в тетрадях. | |
29 | Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов;стр39. | познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З» | ||
30 | Согласные звуки звонкие и глухие. Дифференциация звуков и букв З,С;стр 40-41. | совершенствовать артикуляционную моторику, развивать интонационную сторону речи. | Чтение слов КО-ЗА, КО-СА, РО-ЗА, КО-СЫ, РО-СЫ, У-ЗО-РЫ; отчетливое произнесение слов. | |
Февраль | 31 | Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Печатание слогов;стр42-44. | познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; выкладывание букв из палочек; нахождение определенного звука в слове. |
32 | Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов;стр45-46. | научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г» | ||
33 | Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов.стр47-50. | научить дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В» | Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; печатание слогов; раскрашивание картинок на определенную букву. | |
34 | Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Печатание слогов.стр51-52. | обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д». | ||
35 | Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Печатание слогов.стр53. | сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б» | ||
36 | Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; стр54-57. | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги, работать с разрезной азбукой. | Чтение и составление слогов БАЛ-КА, ПАЛ-КА, БЫ-ЛИ, ПЫ-ЛИ; отчетливое произнесение слогов. | |
37 | Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв . Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. Печатание слогов.стр58. | сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж». | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; раскрашивание картинок на определенную букву. | |
38 | Дифференциация звуков и букв Ж,З,Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке;стр59-60. | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работать с разрезной азбукой. | Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; выкладывание букв из палочек; понимание смысла прочитанного. | |
Март | 39 | Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов; стр 61-63. | познакомить детей со звуком и буквой «Е» | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; выкладывание букв из палочек. |
40 | Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова.Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова. определенной структуры. Печатание слов;стр64-67. | сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ] | ||
41 | Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов;стр68. | сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»; развивать навык самоконтроля и самооценки. | ||
42 | Чтение текстов с буквой Я;стр69-71. | Закреплять умение читать тексты, совершенствовать артикуляционную моторику, развивать интонационную сторону речи | Чтение текстов «Зоя Ваня», «Наша семья», «Дикая яблоня», «Наша яблоня»; отчетливое произнесение слов. | |
43 | БуквыЮ, ю.Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. Печатание слогов;стр72-73. | Научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. | Закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; выкладывание букв из палочек; печатание слогов; | |
44 | Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов;стр74-77. | Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё» | ||
45 | Дифференциация звуков и букв Е-Е. Чтение текста;стр78-79. | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги; формировать навык самоконтроля и самооценки. | Чтение текстов «Кот Буся и дождь», «Еж и кот»; отчетливое произнесение слов в тексте. | |
46 | Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Печатание слогов;стр80-81. | научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук. | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; выкладывание букв из палочек. | |
Апрель | 47 | Дифференциация звуков и букв Ч,Ш,С,Ть. Чтение текста;стр82-83. | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги, закреплять навыки в работе с текстом | Чтение текста «Чайник-начальник»; отчетливое произнесение слов. |
48 | Гласный звук IэI; буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.). Печатание слогов;стр84. | сформировать представления у детей о звуке и букве «Э» | Закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; выкладывание букв из палочек; работа с разрезной азбукой. | |
49 | Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Печатание слогов;стр85. | познакомить детей со звуком и буквой «Ц» | ||
50 | Дифференциация звуков и букв Ц,Ч,С. Чтение текста;стр86-87. | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги. | Чтение текстов «Подарок», «Зиме конец», «Весеннее солнце»; отчетливое произнесение слов. | |
51 | Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Печатание слогов;стр88-89. | познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф». | Закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; Печатание слогов; Чтение текстов «Светофор», «Свинья Фефела», «Три щетки», «Про маленького щенка». | |
52 | Согласный звук IщI;буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ,Ч,С. Чтение текста;стр90-92. | научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» | ||
53 | Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; Алфавит.стр93-95. | сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ] | ||
54 | Итоговое занятие. | закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения. | Чтение и составление слогов по разрезной азбуке; отчетливое произнесение слов; чтение текстов, понимание смысла прочитанного; умение ориентироваться на странице книги; |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙКОМПОНЕНТ
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия по реализации данной программы проводятся в кабинете логопеда. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона укомплектована необходимым количеством мебели (12 столов, 12 стульев) соответствующей числу детей, посещающих занятия, доской, интерактивной панелью.
Перечень используемого материала и оборудования на каждого ребёнка:
- Пенал (простой карандаш, ручка синяя, красная, зеленая)
- Сигнальные флажки;
- Касса букв и слогов;
- Слоговые окошечки;
- Пенал для звукового анализа слова;
- Карта-схема для звукового анализа слова;
- Тетрадь для печатания слов;
- Закладка для книг.
3.2. Методическое обеспечение программы
Методическое оснащение: буквари Н.С. Жуковой для индивидуальной работы детей, авторские пособия Наталья Чистоклетова «Алфавитная рисовалка», «Учим буквы», «Азбучные раскраски».
Приложение № 1.
Педагогическая комплексная диагностика
уровня практического осознания элементов языка и речи
/для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину/
Пояснительная записка
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
Таблица 1
Фамилия и имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
выделение слова | Фонемный анализ | анализ предложений | ||
Обработка и интерпретация результатов исследования.
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
4-5 баллов – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
Список литературы
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008
- Бортникова Е.Ф. РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.
- Для детей 5-6 лет: тетрадь. Часть 1; Часть 2 – Екатеринбург: ООО «Литура-опт», 2012.
- Гомзяк О.С..Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007
- Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия, М., 2003.
- Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. – М .: Эксмо, 2007.
- Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова, М., 1987.
- Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
- Нищева Н.В.. Будем говорить правильно.С.П.:Детство Пресс,2002
- Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА/СИНТЕЗ, 2014.
- Пожиленко Е.А.. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
- Программа SMART Notebuk
- Руденко В.И. .Домашний логопед.-Ростов на Дону: Феникс,2002
- Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
- Серия тетрадей «Папка дошкольника» «Чтение с увлечением». – ООО ВК«Дакота» г.Киров, 2011.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М.,2000.
- Чиркина Г.В.. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию
Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...
Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"
Программа работы по оздоровлению детей...
Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"
В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....
Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей
Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ...
Рабочая программа кружковой детельности "Хореография". старшая группа
Программа содержит цели изадачи реализации программы, рекомендации по подбору музыки идвижений, календарный план для старшей группы...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...