ООД по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект ООД по речевому развитию с детьми 6 года жизни по теме «Элементы сюжетно- ролевой игры в развитии монолога у старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beklemishchevanv_ood_rr_st_gr.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Конспект интегрированной
организованной образовательной деятельности
в старшей группе
детей шестого года жизни общей направленности
Тема: «Элементы сюжетно- ролевой игры в развитии монолога у старших дошкольников»
Составила воспитатель Беклемищева Н.В.
пгт.Излучинск 2021г.
Цель: Формирование связной монологической речи при передаче сообщения на заданную тему через фрагменты русских народных традиций.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки связной, грамматически правильной монологической речи.
- обогащать активный словарь.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к миру, истории русского народа;
- Развивать речь в монологе, логическое мышление, внимание через дидактические игры, умение делать простые выводы, умозаключения;
- Развивать стремление рассказывать, делиться впечатлениями.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважительное отношение к рассказчику;
- Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.
Методы и приемы: наглядные и игровые в сочетании со словесными методами, мультимедийный, практический.
Интеграция областей:
-Социально-коммуникативное развитие;
-Познавательное развитие:
-Речевое развитие;
-Художественно-эстетическое развитие:
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы, пересказы, работа с мнемотаблицами, заучивание отдельных отрывков из произведений, заучивание текста для экскурсоводов; просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций, дидактические игры; изучение терминов: музей, экскурсовод.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, столы с экспонатами: самовар, картинки с самоваром, матрёшки, изба, конструктор деревянный, деревянные ложки, баранки/сушки.
Ход ООД:
Входят дети и останавливаются напротив интерактивной доски. Во время ООД дети передвигаются от одного стола с экспонатом (павильона) к другому.
Восп: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы окунуться в прошлое. Существует много разных способов, это сделать, но самый верный- отправиться в Музей! Согласны?
- Кто скажет, что такое Музей?
(ответ 1-го ребёнка: Музе́й- (c греч. языка переводится — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением предметов, а также памятников истории.)
Восп: Правильно, спасибо. Как мы знаем, существуем большое количество различных музеев, посмотрите на экран (идёт показ слайдов- фото разных музеев). А в каждом музее есть свой Экскурсовод! Кто такой экскурсовод?
(ответ 2-го ребёнка: Экскурсовод — человек, который проводит экскурсии. Он должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Экскурсовод должен уметь хорошо общаться с публикой, иметь грамотную, хорошо поставленную речь. Еще экскурсовод должен знать хотя бы один иностранный язык, т.к. он работает с туристами из разных стран.)
Восп: Прекрасно, спасибо за ответ.
-Ребята, вы все знаете, что в нашей группе есть мини - музей и называется он «Русская Изба». Так давайте же мы превратимся в посетителей музея и экскурсоводов!
- Проходите в 1й зал нашего музея. Что же за экспонат мы видим, (на столе: Изба деревянная и деревянный конструктор) кто о нём расскажет? Кто в этом зале экскурсовод?
(ответ 3-го ребёнка: Изба.
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом или Изба.
- А строили её так! Шел глава семьи к соседу: «Приходите, говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
На утро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.
Рубить избу означает - строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью разных строительных инструментов: топор, пила, молоток.)
Восп: Вот как интересно, спасибо. А давайте и вы, попробуете построить свои избы! У нас и строительный материал для вас приготовлен.
Игра: «Построй свою Избу»
(дети парами выстраивают избу из деревянного конструктора)
Восп: Какой материал использовался вами во время строительства? Какие геометрические фигуры вам понадобились? (ответы детей)
- Замечательно, проходим в следующий павильон. Что же ожидает нас здесь!? Кто экскурсовод?
(ответ 4-го ребёнка: Ложка
Ребята, вы знаете, откуда появилась ложка? Ложка — очень важный предмет, и ложки начали делать давно, из дерева. Ложки получались легкими и не нагревались от горячей пищи. Люди ими ели щи да кашу. Каждый раз ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу. У каждого была своя ложка, её носили за поясом или в голенище сапога. Дети играли с ложками: заворачивали ложку в лоскуток ткани, и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельные. Изготавливали ложки специальные мастера, которых называли — «ложечники». Специальными инструментами вырезали. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их.)
Восп: Да, ребята, когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и в других странах. Очень часто их покупают в качестве сувенира. Деревянными ложками можно не только кушать, но и играть на них- веселить народ! А сейчас, предлагаю организовать ансамбль ложкарей и попробовать поиграть на наших ложках!
Танец- песня «Бабушка испеки оладушки»
(дети под песню исполняют фрагмент танца с ложками)
Восп: Здорово у вас получилось, но нужно переходить следующий павильон. Там уже ждёт экскурсовод.
(ответ 5-го ребёнка: Матрёшка.
- Заходите скорей! Как же без игрушки в доме!
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер- Сергей Васильевич Малютин, который очень любил ребят. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: взял деревянный брусочек и сделал куколку, внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и ещё, и ещё. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан, на голову повязал платочек, нарисовал ей красивые глазки и яркие щёчки. Веселая получилась куколка. И он долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали. Ребята, представляете себе, есть много видов матрёшек.)
Восп: И правда, существует огромное количество матрёшек- взгляните на экран! (просмотр презентации 1 слайд)
- Дети, хотите поиграть с матрёшками?
Игра «Собери-разбери матрёшку»
(дети по двое, на перегонки собирают матрёшек, а вторая пара разбирает. Звучит песня «Русские матрёшки»)
Восп: Как хорошо и весело мы провели время в этом павильоне! Идём в следующий. Чем же нас удивят здесь!?
(ответ 6-го ребёнка: Самовар (Звучит русская народная песня «Самовар»).
- А вот чем! Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи. Самовар означал достаток, семейный уют, благополучие. Вся семья собиралась за столом, на который ставился самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами и калачами.)
Восп: Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар.
Давайте с вами поиграем в игру «Найди пару»
(Звучит русская народная песня «Самовар»). (на столе разложены картинки с изображением самоваров, дети находят одинаковые картинки)
- Почему Тимур, ты выбрал именно эти самовары? (они одного цвета, у них одинаковый рисунок и одинаковая форма)
Восп: Быстро времечко бежит,
Самовар уже кипит.
Славно мы играли, пели,
Пироги уже подоспели.
И на пир честной народ,
Взявшись за руки, идет. (Дети проходят за стол, рассаживаются и угощаются баранками с чаем)
Рефлексия:
- Проходите, рассаживайтесь за стол. Давайте, мы превратимся в большую и дружную семью, где я ваша мама, а вы мой дети! И вы за чаем, мне расскажите о своем путешествии.
- Как долго вас не было дорогие мои дети! Много вы узнали, наверное, о том, как жили люди в прошлом, чем пользовались и занимались!? Понравилось вам ваше необычное путешествие в прошлое? Чем оно запомнилось? Что нам помогает попасть в разные времена и разные города? Будите ли вы так путешествовать впредь, а с кем вы это можете сделать?
Музе́й- (c греч. языка переводится — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением предметов, а также памятников естественной истории.
ТИМУР
Экскурсовод — человек, который проводит экскурсии. Он должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Экскурсовод должен уметь хорошо общаться с публикой, иметь грамотную, хорошо поставленную речь. Еще экскурсовод должен знать хотя бы один иностранный язык, т.к. он работает с туристами из разных стран.
КСЮША
Слова Восп: Как хорошо и весело мы провели время в этом павильоне! Идём в следующий. Чем же нас удивят здесь!?
Самовар
- А вот чем! Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи. Самовар означал достаток, семейный уют, благополучие. Вся семья собиралась за столом, на который ставился самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами и калачами.)
МАРИАННА
Матрёшка.
- Заходите скорей! Как же без игрушки в доме!
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер- Сергей Васильевич Малютин, который очень любил ребят. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: взял деревянный брусочек и сделал куколку, внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и ещё, и ещё. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан, на голову повязал платочек, нарисовал ей красивые глазки и яркие щёчки. Веселая получилась куколка. И он долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали. Ребята, представляете себе, есть много видов матрёшек.)
АЛИНА
Ложка
- Ребята, вы знаете, откуда появилась ложка? Ложка — очень важный предмет, и ложки начали делать давно, из дерева. Ложки получались легкими и не нагревались от горячей пищи. Люди ими ели щи да кашу. Каждый раз ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу. У каждого была своя ложка, её носили за поясом или в голенище сапога. Дети играли с ложками: заворачивали ложку в лоскуток ткани, и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельные. Изготавливали ложки специальные мастера, которых называли — «ложечники». Специальными инструментами вырезали. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их.)
ПОЛЯ Д.
Изба.
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом или Изба.
- А строили её так! Шел глава семьи к соседу: «Приходите, говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
На утро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.
Рубить избу означает - строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью разных строительных инструментов: топор, пила, молоток.
САША
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...