Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.
статья по развитию речи (старшая группа)
Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результатом перенасыщенности видео- и аудио-средствами, доступности интернета, обилия информации стало замещение чтения литературы просмотром мультфильмов и компьютерными играми, что само по себе недопустимо. Конечно, нельзя допускать принижение роли различных развивающих и познавательных контентов. Но надо помнить, что именно легкость и доступность служит главным приоритетом при выборе того или другого занятия не в пользу чтения. Так как чтение и осмысление прочитанного - это большой труд. Человек, который умеет читать, не всегда умеет работать с книгой. Важно понять прочитанное, осмыслить его, связать полученные знания с жизнью. К.Д. Ушинский отводил огромное значение чтению, как одной из составляющих процесса формирования личности. Опросы родителей дошкольников показали неутешительные результаты. Далеко не все читают детям дома книги, оправдываясь нехваткой времени, большой занятостью. В некоторых семьях вообще нет детской литературы. Этот пробел необходимо заполнить. И если родители не придают этой проблеме должного значения, решение этой задачи должен взять на себя педагог. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо отводить чтению как можно больше времени. Процесс чтения не должен быть механическим. Эффективным является только то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому должен быть подготовлен.
Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. В каждом дошкольном учреждении создание книжного уголка является необходимым условием функционирования успешной предметно-развивающей среды.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы. Младший дошкольный возраст, это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение;
Поскольку одна из педагогических задач - прививать детям интерес к книге,
необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие иллюстрации, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, мягкими книжками, изданиями с механическими музыкальными и звуковыми эффектами и т.д. Иллюстрации для детей, младшего дошкольного возраста особенно, должны быть яркими и достоверными
Середина дошкольного возраста педагогической наукой классифицируется как оптимальный период для воспитания и обучения ребенка. И отношение к книге, к чтению у детей начиная со среднего дошкольного возраста иное. Ребенок уже не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий. Подобная эмоциональность и активность связаны с целым рядом изменений, которые возникают в развитии детей, начиная уже с четырех лет. У ребенка появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте, формируется способность мысленно входить за пределы привычного, знакомого окружения.
Детей необходимо знакомить с разными жанрами, поэтому во все хрестоматии по детской литературе, соответствующие ФГОС, включены народные песенки, небылицы, считалки, загадки, скороговорки. Загадки пробуждают интерес к окружающему миру, учат замечать характерные особенности животных, растений, сезонные изменения в природе. Очень часто дети начинают придумывать загадки сами. Это способствует активизации мышления детей.
Выразительное чтение вслух, это один из действенных методов, который способствует правильному формированию интереса к книге и развитию литературного вкуса в раннем возрасте. Такое чтение способствует развитию образного мышления ребенка, воздействует на его эмоции и восприятие, помогает вызвать у ребенка желание вновь прослушать знакомое произведение. Также чтение вслух приучает дошкольника к внимательному слушанию текста. Применение данного метода имеет определённые правила: чёткая и правильная речь читающего, спокойное чтение и соблюдение пауз. Читая по книге, взрослый должен смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на содержание текста. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка. В работе с дошкольниками лучше выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным и ярким сюжетом.
Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества. Не жалейте времени и сил для общения с ребенком посредством книги, тогда его развитие будет своевременным и полноценным. Читайте детям больше и чаще!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_chteniya_detskoy_hudozhestvennoy_literatury_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении
Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результатом перенасыщенности видео- и аудио-средствами, доступности интернета, обилия информации стало замещение чтения литературы просмотром мультфильмов и компьютерными играми, что само по себе недопустимо. Конечно, нельзя допускать принижение роли различных развивающих и познавательных контентов. Но надо помнить, что именно легкость и доступность служит главным приоритетом при выборе того или другого занятия не в пользу чтения. Так как чтение и осмысление прочитанного - это большой труд. Человек, который умеет читать, не всегда умеет работать с книгой. Важно понять прочитанное, осмыслить его, связать полученные знания с жизнью. К.Д. Ушинский отводил огромное значение чтению, как одной из составляющих процесса формирования личности. Опросы родителей дошкольников показали неутешительные результаты. Далеко не все читают детям дома книги, оправдываясь нехваткой времени, большой занятостью. В некоторых семьях вообще нет детской литературы. Этот пробел необходимо заполнить. И если родители не придают этой проблеме должного значения, решение этой задачи должен взять на себя педагог. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо отводить чтению как можно больше времени. Процесс чтения не должен быть механическим. Эффективным является только то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому должен быть подготовлен.
Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. В каждом дошкольном учреждении создание книжного уголка является необходимым условием функционирования успешной предметно-развивающей среды.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы. Младший дошкольный возраст, это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение;
Поскольку одна из педагогических задач - прививать детям интерес к книге,
необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие иллюстрации, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, мягкими книжками, изданиями с механическими музыкальными и звуковыми эффектами и т.д. Иллюстрации для детей, младшего дошкольного возраста особенно, должны быть яркими и достоверными
Середина дошкольного возраста педагогической наукой классифицируется как оптимальный период для воспитания и обучения ребенка. И отношение к книге, к чтению у детей начиная со среднего дошкольного возраста иное. Ребенок уже не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий. Подобная эмоциональность и активность связаны с целым рядом изменений, которые возникают в развитии детей, начиная уже с четырех лет. У ребенка появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте, формируется способность мысленно входить за пределы привычного, знакомого окружения.
Детей необходимо знакомить с разными жанрами, поэтому во все хрестоматии по детской литературе, соответствующие ФГОС, включены народные песенки, небылицы, считалки, загадки, скороговорки. Загадки пробуждают интерес к окружающему миру, учат замечать характерные особенности животных, растений, сезонные изменения в природе. Очень часто дети начинают придумывать загадки сами. Это способствует активизации мышления детей.
Выразительное чтение вслух, это один из действенных методов, который способствует правильному формированию интереса к книге и развитию литературного вкуса в раннем возрасте. Такое чтение способствует развитию образного мышления ребенка, воздействует на его эмоции и восприятие, помогает вызвать у ребенка желание вновь прослушать знакомое произведение. Также чтение вслух приучает дошкольника к внимательному слушанию текста. Применение данного метода имеет определённые правила: чёткая и правильная речь читающего, спокойное чтение и соблюдение пауз. Читая по книге, взрослый должен смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на содержание текста. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка. В работе с дошкольниками лучше выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным и ярким сюжетом.
Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества. Не жалейте времени и сил для общения с ребенком посредством книги, тогда его развитие будет своевременным и полноценным. Читайте детям больше и чаще!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»
Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»...
Родителям о чтении детской художественной литературы
Детство — это тот период, когда ребенок открыт миру, он его познает, воспринимает и внимает всему, что его окружает. С помощью сказок взрослые учат ребенка сочувствию и состраданию, развивают вн...
Чтение детской художественной литературы детям дошкольного возраста.
Чтение в дошкольном возрасте, требует изучение, умение читать и понимание чего хочет ребенок. Эта статья поможет в этом разобраться....
Статья "Развитие речи дошкольников с помощью приобщения к чтению детской художественной литературы"
Статья о роли художественной литературы в развитии речи дошкольников...
Статья на тему: "Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении".
Статья на тему: Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возра...
Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении
Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учрежденииОгромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результат...
«Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении: Влияние, развитие и воспитание».
Детство – это время, когда мы начинаем строить основы для нашего будущего. В дошкольных учреждениях важно создать благоприятную и стимулирующую среду для развития и воспитания детей. Одним из са...