Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»
учебно-методический материал по развитию речи

Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический контроль

«Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»

Цель. Оценить эффективность образовательной деятельности в детском саду  по приобщению детей к чтению художественной литературы; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Задачи:

  • изучить насколько условия, созданные в группах,  отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;
  • выявить уровень инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению детей дошкольного возраста;
  • определить уровень педагогической компетентности воспитателей: владение ими современными инновационными технологиями, направленными на ознакомление детей с художественной литературой;
  • выявить отношение родителей к вопросу применения инноваций и нововведений в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, уровень компетентности в данном вопросе;
  • изучить календарные планы на предмет учета педагогами необходимости стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другую активность детей в процессе приобщения детей к художественной литературе;
  • определить перспективы работы по изучаемому направлению

Срок проведения: 28-30 января 2019 года

Оценочный инструментарий:

  • карта анализа образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;
  • карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;
  • картапредметно-пространственной развивающей образовательной среды;
  • карта проверки работы с родителями;
  • карта проверки наглядной информации для родителей;
  • план-график проведения тематического контроля.

Комиссия:

Беликова Т.Н.- заведующий МБДОУ

Лазебная Е.И.- воспитатель

Якунина Е.С.- старшая медсестра

Бодюл Т.А.- учитель-логопед

План-график проведения тематического контроля

Цель

Методы

Содержание

Ответственный

Обследование знаний, умений и навыков детей        

Анализ деятельности детей на занятиях.

Беседа с детьми.

Соответствие знаний, умений, навыков детей программным требованиям. Наличие у детей интереса к художественной литературе.        

Беликова Т.Н., заведующий МБДОУ

Лазебная Е.И., воспитатель

Оценка профессиональных умений воспитателей        

Анализ проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой. Беседа с воспитателями.        

Организация НОД, соблюдение структуры НОД, основных этапов работы с художественным текстом, книгой. Методика проведения занятий, разнообразие используемых педагогами методов и приемов. Оценка знаний воспитателями раздела программы «Художественная литература»        

Беликова Т.Н., заведующий МБДОУ

Лазебная Е.И., воспитатель

Создание в группах условий для работы по теме        

Анализ предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе        

Наличие книжных уголков в группе. Соответствие подобранных книг возрасту детей. Наличие материала о писателях и поэтах, художниках-иллюстраторах (тематических альбомов, иллюстративного материала к тематическими выставкам, аудиокассет с записями произведений для детей).        

Беликова Т.Н., заведующий МБДОУ

Лазебная Е.И., воспитатель

Планирование работы        

Анализ планов воспитательно-образовательной работы        

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в книжном уголке.        

Беликова Т.Н., заведующий МБДОУ

Лазебная Е.И., воспитатель

Работа с родителями по данной теме        

Анализ документации, наглядной пропаганды. Анкетирование родителей.        

Оценка осведомленности родителей о работе по данной теме, проводимой в каждой группе.

Беликова Т.Н., заведующий МБДОУ

Лазебная Е.И., воспитатель



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 13 «Солнышко»

города Губкина Белгородской области

Заслушана на Педагогическом совете № 3 28.02.2019г

Справка по итогам  тематического контроля

«Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»

Справку подготовила Лазебная Е.И., воспитатель

2019г

В соответствии с планом работы МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 13 «Солнышко» на 2018-2019 учебный год, на основании Приказа № ___ от   ________________2019г.      в целях оценки эффективности образовательной деятельности в детском саду  по приобщению детей к чтению художественной литературы, комиссия  в составе заведующего Беликовой Т.Н., воспитателя Лазебной Е.И,., учителя-логопеда Бодюл Т.А..,  провела тематический контроль по вышеуказанной теме в период с 28 по 30 января 2019г.

Тематический контроль был проведен в группах:

Группа № 1 «Ягодка» (дети 2-4 лет)- воспитатели Мартынова Е.А., Селезнёва В.Д., Долгих Н.И.

Группа № 2 «Колокольчик» (дети 4-6 лет) – воспитатели Андросова О.В., Беганова В.А.

Группа № 3 «Колосок»  (дети 5-7 лет)- воспитатели Дутова О.Е., Барыльникова И.И.

Был проведен анализ выполнения следующих задач:

  • изучить насколько условия, созданные в группах,  отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;
  • выявить уровень инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению детей дошкольного возраста;
  • определить уровень педагогической компетентности воспитателей: владение ими современными инновационными технологиями, направленными на ознакомление детей с художественной литературой;
  • выявить отношение родителей к вопросу применения инноваций и нововведений в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, уровень компетентности в данном вопросе;
  • изучить календарные планы на предмет учета педагогами необходимости стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другую активность детей в процессе приобщения детей к художественной литературе;
  • определить перспективы работы по изучаемому направлению

С целью изучения  данного вопроса комиссия использовала следующие методы  и приемы контроля:

Для изучения предметно-развивающей среды в группах проводился  анализ и самоанализ книжных уголков,

для оценки планирования осуществлялся анализ календарно — тематического планирования воспитателей с детьми по ознакомлению детей с художественной литературой,

для оценки профессиональных умений воспитателей проводился контроль образовательной деятельности по  чтению детям художественных произведений и заучиванию стихотворений;

для оценки уровня развития детей проводилась беседа и наблюдение  за действиями детей в книжных уголках,

для оценки форм взаимодействия с  родителями по данной проблеме  анализ наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей, анкетирование родителей

        Анализ и самоанализ воспитателями предметно -пространственной развивающей образовательной среды в группах показал,  что всеми педагогами ДОУ созданы  условия, способствующие наиболее глубокому и полноценному восприятию художественной литературы: в  наличии  качественные современные книги ; в группах имеются самодельные  книги, хрестоматии по программе.

        В каждой возрастной группе детского сада устроены уголки книг. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Книги эти иллюстрированы в хорошем состоянии.

          Состав книг в групповых библиотечках  время от времени обновляется  или полностью, или частично  не только потому, что книги  изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

        Основной принцип, которого придерживаются педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

        Основными целями книжного уголка являются:

        развитие  познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

        использование инновационных образовательных  программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;

        создание  психологически комфортных условий  в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями детей в группе;

        обеспечение продуктивного взаимодействия с  родителями в решении задач воспитания и развития детей

        Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом,  и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок: книги, каталог книг ( имеется в группах № 2,3), видеопроектор (имеется в группе №3) ,фонотеку: кассеты,диски(имеются в каждой группе), оборудование для театрализации ( имеется в каждой группе)

        В оформлении уголка книги каждый воспитатель  проявляет индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные  условия, которые соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголки книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Этим требованиям отвечают все уголки. В группах №2,3  материал для театрализованной деятельности сделан руками педагогов и родителей .Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, во всех группах соответствует  возрастным особенностям и потребностям детей.

        Уголок  книги педагоги  располагают  вдали от мест игр детей, вблизи окна.

В группе № 1 воспитатели  дают детям первые уроки самостоятельного  общения с книгой: знакомят с  уголком книги, его устройством  и назначением, приучают рассматривать  книги и картинки только там, сообщают правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

 В группе № 2  эти основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются уже стали привычкой.

        В книжной витрине группы № 1 выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя  поблизости в запасе имеются дополнительные экземпляры этих же книг.

        В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные  картинки, наклеенные на плотную бумагу.

          Содержание книжного уголка в группе № 2 и группе № 3(дети среднего и старшего дошкольного возраста) и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к четырем-пяти годам: для детей среднего дошкольного возраста и для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину в этих группах помещаются  одновременно 10-12 разных книг:

        - Учитывая особый, постоянный, преобладающий  интерес всех дошкольников к  сказкам, обязательно помещаются  в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

        - В уголке книги постоянно находятся стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

        - Также находятся 2-3 книги  о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

        - На витрине уголка книги находятся издания произведений, с которыми в данное время  детей знакомят в образовательной деятельности. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

        - Особое удовольствие получают  дети от разглядывания смешных  картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников находятся в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

        - Кроме того, в уголок  иногда помещают интересные, хорошо  иллюстрированные книги, которые  дети приносят из дома, а также  «толстые» книжки.

         В группе № 3 в уголке книг также размещается информация, составляющая региональный компонент работы- книги о родном городе Губкине, Белгородской области (природа, достопримечательности, основные промышленные предприятия, природа и т.д.).

                    Срок пребывания книги в уголке  определяется интересом детей  к этой книге. В среднем же  срок её пребывания в нём  составляет 2-2,5 недели. Если к книге  интерес утрачен, ее убирают с полочки, не дожидаясь  намеченного срока.

        Кроме книг, в книжном уголке в каждой возрастной группе находятся разнообразные альбомы для рассматривания и тематические папки с подбором иллюстративно-наглядного материала.  Это и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.

В группах № 2 и № 3 в книжном уголке устраиваются  тематические выставки книг. Их основная цель - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

При анализе оценки планирования по ознакомлению детей с художественной литературой  выявлено следующее. Во всех возрастных  группах эта деятельность планируется в соответствии с перспективным планом   в режимные моменты и как часть   образовательной деятельности, интегрируясь с разными образовательными областями. Качество планирования находится на должном уровне. Образовательная деятельность осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, в режимных моментах, в индивидуальной образовательной деятельности

Оценка профессиональных умений воспитателя

Во время тематического контроля проверялись две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

        При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

          • выразительное чтение воспитателя;

          • беседа о прочитанном;

          • повторное чтение;

          • рассматривание иллюстраций;

          • объяснение незнакомых слов.

Была просмотрена образовательная деятельность с детьми  младшего и среднего дошкольного возраста (воспитатели Мартынова Е.А., Андросова О.В.), с детьми подготовительной к школе группы (воспитатель Барыльникова И.И.).

В младшем дошкольном возрасте педагоги  у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Терпеливо и настойчиво воспитатели учат, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок.  

        Воспитатели называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.

        В среднем дошкольном возрасте  педагоги углубляют  работу по воспитанию у детей способности  к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться  на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатели называют жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

          В старшем дошкольном возрасте  возникает устойчивый интерес  к книгам, желание слушать их  чтение. Накопленный жизненный и  литературный опыт даёт ребёнку  возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

        В работе с детьми по данному разделу  программы вне занятий проявляются  два направления: первое, когда педагоги  целенаправленно организуют дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.

В группе № 3(дети подготовительной  к школе группы) используются своеобразные формы работы с художественной литературой: литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты. К сожалению, в  нашем ДОУ эта форма работы  используется педагогами недостаточно.

Практически не используются и доступные для восприятия ребенку старшего дошкольного  возраста и такие виды инсценировки, как  балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. Не используется прослушивание радиоинсценировок.

Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Все это можно использовать , но владея техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо зная гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдая правила безопасности.

Особо показательными  в вопросе  формирования у детей  любви к  художественной литературе является  образовательная деятельность педагогов Андросовой О.В., Барыльниковой И.И., Мартыновой Е.А.

Все педагоги используют чтение, заучивание наизусть, но формы работы с книгой не слишком разнообразны. Можно рекомендовать следующее:

- простое чтение воспитателя в кругу детей;

- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- вечера чтения;

- семейные вечера чтения;

- родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;

- праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).

-литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты.

-такие виды инсценировки, как  балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистам, а также диафильмы, мультфильмы, кинофильмы.

Педагогам рекомендовано ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.

Оценка уровня развития детей хорошо прослеживается как в специально организованных формах обучения, так и в самостоятельной деятельности детей. Дети учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировках, играх-драматизациях, рассматривают рисунки, выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг

Анализ умений практического опыта детей и старшего дошкольного возраста в книжных уголках.. В статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что в детских садах сейчас осуществляется не воспитательно — образовательный процесс, а только образовательный. Впервые в ФЗ «Об образовании в РФ» в этой же статье  указаны виды образовательных результатов, которые мы должны получать в результате образовательной деятельности, и которые достигаются дидактическими средствами (содержанием, методиками, методами, приёмами) — это  совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.  Воспитанники старших и подготовительных групп проявляют большой интерес к книжному уголку. Охотно рассказывают о том, что имеется в уголке.  Из беседы и наблюдения за практической деятельностью детей видно, дети старшего дошкольного возраста знают названия произведений , имеющихся в уголках, называют авторов, знают  писателей и поэтов, портреты которых помещены в уголке.

Оценка форм взаимодействия с  родителями проводилась в форме анализа наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей. По результатам контроля выявилось следующее. Практически во всех группах в основном материал был представлен в виде консультаций по организации работы с детьми дома по  ознакомлению детей с художественной литературой.

Анализ организации работы с семьей показал, что вся деятельность проводится в соответствии с намеченным планом работы, используются различные формы: анкетирование, публикуется просветительская информация, которая способствует педагогическому просвещению родителей.

Во всех группах представленный материал конкретный, размещён в доступных для восприятия местах, эстетически оформлен, педагогически целесообразен. Но время вносит свои коррективы в образование и предъявляются новые требования к материалам. Поэтому рекомендовано воспитателям всех групп при размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники — это издания и интернет источники, указание авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала  чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.

Для создания социальной ситуации развития детей согласно ФГОС ДО педагогам необходимо строить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

       И так, по результатам и сделанным выводам, комиссия подготовила следующие рекомендации:

  1. Продолжать работу по обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно

  1. Использовать в работе с родителями инновационные формы, направленные на выявления потребностей и поддержку образовательных инициатив семьи.

Ответственные: воспитатели групп, специалисты

Срок: постоянно

3.При размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники — это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала  чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.

Ответственные: воспитатели групп, специалисты

Срок: постоянно

4.Рекомендовать воспитателям разнообразить формы работы с детьми по приобщению детей к чтению:

- простое чтение воспитателя в кругу детей;

- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- вечера чтения;

- семейные вечера чтения;

- родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;

- праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно

5.Ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса;во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно

Справку составила:

Воспитатель_______________________Лазебная Е.И.

Ознакомлены:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Организация работы в ДОУ по приобщению дошкольников к чтению"

Бланки для тематического контроля по приобщению дошкольников к чтению...

Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Тематический контроль  в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности  дошкольников...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию»

Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошколь...

Современные формы работы с родителями по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе?...

Работа по региональной программе: "Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе".

Работа по региональной программе: "Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе"...

Статья "Развитие речи дошкольников с помощью приобщения к чтению детской художественной литературы"

Статья о роли художественной литературы в развитии речи дошкольников...