Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»
учебно-методический материал по развитию речи
Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематический контроль
«Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»
Цель. Оценить эффективность образовательной деятельности в детском саду по приобщению детей к чтению художественной литературы; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Задачи:
- изучить насколько условия, созданные в группах, отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;
- выявить уровень инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению детей дошкольного возраста;
- определить уровень педагогической компетентности воспитателей: владение ими современными инновационными технологиями, направленными на ознакомление детей с художественной литературой;
- выявить отношение родителей к вопросу применения инноваций и нововведений в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, уровень компетентности в данном вопросе;
- изучить календарные планы на предмет учета педагогами необходимости стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другую активность детей в процессе приобщения детей к художественной литературе;
- определить перспективы работы по изучаемому направлению
Срок проведения: 28-30 января 2019 года
Оценочный инструментарий:
- карта анализа образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;
- карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;
- картапредметно-пространственной развивающей образовательной среды;
- карта проверки работы с родителями;
- карта проверки наглядной информации для родителей;
- план-график проведения тематического контроля.
Комиссия:
Беликова Т.Н.- заведующий МБДОУ
Лазебная Е.И.- воспитатель
Якунина Е.С.- старшая медсестра
Бодюл Т.А.- учитель-логопед
План-график проведения тематического контроля
Цель | Методы | Содержание | Ответственный |
Обследование знаний, умений и навыков детей | Анализ деятельности детей на занятиях. Беседа с детьми. | Соответствие знаний, умений, навыков детей программным требованиям. Наличие у детей интереса к художественной литературе. | Беликова Т.Н., заведующий МБДОУ Лазебная Е.И., воспитатель |
Оценка профессиональных умений воспитателей | Анализ проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой. Беседа с воспитателями. | Организация НОД, соблюдение структуры НОД, основных этапов работы с художественным текстом, книгой. Методика проведения занятий, разнообразие используемых педагогами методов и приемов. Оценка знаний воспитателями раздела программы «Художественная литература» | Беликова Т.Н., заведующий МБДОУ Лазебная Е.И., воспитатель |
Создание в группах условий для работы по теме | Анализ предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе | Наличие книжных уголков в группе. Соответствие подобранных книг возрасту детей. Наличие материала о писателях и поэтах, художниках-иллюстраторах (тематических альбомов, иллюстративного материала к тематическими выставкам, аудиокассет с записями произведений для детей). | Беликова Т.Н., заведующий МБДОУ Лазебная Е.И., воспитатель |
Планирование работы | Анализ планов воспитательно-образовательной работы | Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в книжном уголке. | Беликова Т.Н., заведующий МБДОУ Лазебная Е.И., воспитатель |
Работа с родителями по данной теме | Анализ документации, наглядной пропаганды. Анкетирование родителей. | Оценка осведомленности родителей о работе по данной теме, проводимой в каждой группе. | Беликова Т.Н., заведующий МБДОУ Лазебная Е.И., воспитатель |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 13 «Солнышко»
города Губкина Белгородской области
Заслушана на Педагогическом совете № 3 28.02.2019г
Справка по итогам тематического контроля
«Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»
Справку подготовила Лазебная Е.И., воспитатель
2019г
В соответствии с планом работы МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 13 «Солнышко» на 2018-2019 учебный год, на основании Приказа № ___ от ________________2019г. в целях оценки эффективности образовательной деятельности в детском саду по приобщению детей к чтению художественной литературы, комиссия в составе заведующего Беликовой Т.Н., воспитателя Лазебной Е.И,., учителя-логопеда Бодюл Т.А.., провела тематический контроль по вышеуказанной теме в период с 28 по 30 января 2019г.
Тематический контроль был проведен в группах:
Группа № 1 «Ягодка» (дети 2-4 лет)- воспитатели Мартынова Е.А., Селезнёва В.Д., Долгих Н.И.
Группа № 2 «Колокольчик» (дети 4-6 лет) – воспитатели Андросова О.В., Беганова В.А.
Группа № 3 «Колосок» (дети 5-7 лет)- воспитатели Дутова О.Е., Барыльникова И.И.
Был проведен анализ выполнения следующих задач:
- изучить насколько условия, созданные в группах, отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;
- выявить уровень инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению детей дошкольного возраста;
- определить уровень педагогической компетентности воспитателей: владение ими современными инновационными технологиями, направленными на ознакомление детей с художественной литературой;
- выявить отношение родителей к вопросу применения инноваций и нововведений в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, уровень компетентности в данном вопросе;
- изучить календарные планы на предмет учета педагогами необходимости стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другую активность детей в процессе приобщения детей к художественной литературе;
- определить перспективы работы по изучаемому направлению
С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы и приемы контроля:
Для изучения предметно-развивающей среды в группах проводился анализ и самоанализ книжных уголков,
для оценки планирования осуществлялся анализ календарно — тематического планирования воспитателей с детьми по ознакомлению детей с художественной литературой,
для оценки профессиональных умений воспитателей проводился контроль образовательной деятельности по чтению детям художественных произведений и заучиванию стихотворений;
для оценки уровня развития детей проводилась беседа и наблюдение за действиями детей в книжных уголках,
для оценки форм взаимодействия с родителями по данной проблеме анализ наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей, анкетирование родителей
Анализ и самоанализ воспитателями предметно -пространственной развивающей образовательной среды в группах показал, что всеми педагогами ДОУ созданы условия, способствующие наиболее глубокому и полноценному восприятию художественной литературы: в наличии качественные современные книги ; в группах имеются самодельные книги, хрестоматии по программе.
В каждой возрастной группе детского сада устроены уголки книг. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Книги эти иллюстрированы в хорошем состоянии.
Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.
Основной принцип, которого придерживаются педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
Основными целями книжного уголка являются:
развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей
Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок: книги, каталог книг ( имеется в группах № 2,3), видеопроектор (имеется в группе №3) ,фонотеку: кассеты,диски(имеются в каждой группе), оборудование для театрализации ( имеется в каждой группе)
В оформлении уголка книги каждый воспитатель проявляет индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголки книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Этим требованиям отвечают все уголки. В группах №2,3 материал для театрализованной деятельности сделан руками педагогов и родителей .Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, во всех группах соответствует возрастным особенностям и потребностям детей.
Уголок книги педагоги располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.
В группе № 1 воспитатели дают детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомят с уголком книги, его устройством и назначением, приучают рассматривать книги и картинки только там, сообщают правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
В группе № 2 эти основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются уже стали привычкой.
В книжной витрине группы № 1 выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя поблизости в запасе имеются дополнительные экземпляры этих же книг.
В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.
Содержание книжного уголка в группе № 2 и группе № 3(дети среднего и старшего дошкольного возраста) и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к четырем-пяти годам: для детей среднего дошкольного возраста и для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину в этих группах помещаются одновременно 10-12 разных книг:
- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
- В уголке книги постоянно находятся стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
- Также находятся 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
- На витрине уголка книги находятся издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят в образовательной деятельности. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников находятся в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
- Кроме того, в уголок иногда помещают интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.
В группе № 3 в уголке книг также размещается информация, составляющая региональный компонент работы- книги о родном городе Губкине, Белгородской области (природа, достопримечательности, основные промышленные предприятия, природа и т.д.).
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, ее убирают с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке в каждой возрастной группе находятся разнообразные альбомы для рассматривания и тематические папки с подбором иллюстративно-наглядного материала. Это и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
В группах № 2 и № 3 в книжном уголке устраиваются тематические выставки книг. Их основная цель - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
При анализе оценки планирования по ознакомлению детей с художественной литературой выявлено следующее. Во всех возрастных группах эта деятельность планируется в соответствии с перспективным планом в режимные моменты и как часть образовательной деятельности, интегрируясь с разными образовательными областями. Качество планирования находится на должном уровне. Образовательная деятельность осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, в режимных моментах, в индивидуальной образовательной деятельности
Оценка профессиональных умений воспитателя
Во время тематического контроля проверялись две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
• выразительное чтение воспитателя;
• беседа о прочитанном;
• повторное чтение;
• рассматривание иллюстраций;
• объяснение незнакомых слов.
Была просмотрена образовательная деятельность с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (воспитатели Мартынова Е.А., Андросова О.В.), с детьми подготовительной к школе группы (воспитатель Барыльникова И.И.).
В младшем дошкольном возрасте педагоги у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Терпеливо и настойчиво воспитатели учат, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок.
Воспитатели называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.
В среднем дошкольном возрасте педагоги углубляют работу по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатели называют жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.
В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагоги целенаправленно организуют дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.
В группе № 3(дети подготовительной к школе группы) используются своеобразные формы работы с художественной литературой: литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты. К сожалению, в нашем ДОУ эта форма работы используется педагогами недостаточно.
Практически не используются и доступные для восприятия ребенку старшего дошкольного возраста и такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. Не используется прослушивание радиоинсценировок.
Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Все это можно использовать , но владея техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо зная гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдая правила безопасности.
Особо показательными в вопросе формирования у детей любви к художественной литературе является образовательная деятельность педагогов Андросовой О.В., Барыльниковой И.И., Мартыновой Е.А.
Все педагоги используют чтение, заучивание наизусть, но формы работы с книгой не слишком разнообразны. Можно рекомендовать следующее:
- простое чтение воспитателя в кругу детей;
- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;
- вечера чтения;
- семейные вечера чтения;
- родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;
- праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).
-литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты.
-такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистам, а также диафильмы, мультфильмы, кинофильмы.
Педагогам рекомендовано ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.
Оценка уровня развития детей хорошо прослеживается как в специально организованных формах обучения, так и в самостоятельной деятельности детей. Дети учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировках, играх-драматизациях, рассматривают рисунки, выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг
Анализ умений практического опыта детей и старшего дошкольного возраста в книжных уголках.. В статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что в детских садах сейчас осуществляется не воспитательно — образовательный процесс, а только образовательный. Впервые в ФЗ «Об образовании в РФ» в этой же статье указаны виды образовательных результатов, которые мы должны получать в результате образовательной деятельности, и которые достигаются дидактическими средствами (содержанием, методиками, методами, приёмами) — это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Воспитанники старших и подготовительных групп проявляют большой интерес к книжному уголку. Охотно рассказывают о том, что имеется в уголке. Из беседы и наблюдения за практической деятельностью детей видно, дети старшего дошкольного возраста знают названия произведений , имеющихся в уголках, называют авторов, знают писателей и поэтов, портреты которых помещены в уголке.
Оценка форм взаимодействия с родителями проводилась в форме анализа наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей. По результатам контроля выявилось следующее. Практически во всех группах в основном материал был представлен в виде консультаций по организации работы с детьми дома по ознакомлению детей с художественной литературой.
Анализ организации работы с семьей показал, что вся деятельность проводится в соответствии с намеченным планом работы, используются различные формы: анкетирование, публикуется просветительская информация, которая способствует педагогическому просвещению родителей.
Во всех группах представленный материал конкретный, размещён в доступных для восприятия местах, эстетически оформлен, педагогически целесообразен. Но время вносит свои коррективы в образование и предъявляются новые требования к материалам. Поэтому рекомендовано воспитателям всех групп при размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники — это издания и интернет источники, указание авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.
Для создания социальной ситуации развития детей согласно ФГОС ДО педагогам необходимо строить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
И так, по результатам и сделанным выводам, комиссия подготовила следующие рекомендации:
- Продолжать работу по обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно
- Использовать в работе с родителями инновационные формы, направленные на выявления потребностей и поддержку образовательных инициатив семьи.
Ответственные: воспитатели групп, специалисты
Срок: постоянно
3.При размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники — это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.
Ответственные: воспитатели групп, специалисты
Срок: постоянно
4.Рекомендовать воспитателям разнообразить формы работы с детьми по приобщению детей к чтению:
- простое чтение воспитателя в кругу детей;
- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;
- вечера чтения;
- семейные вечера чтения;
- родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;
- праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно
5.Ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса;во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно
Справку составила:
Воспитатель_______________________Лазебная Е.И.
Ознакомлены:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль "Организация работы в ДОУ по приобщению дошкольников к чтению"
Бланки для тематического контроля по приобщению дошкольников к чтению...
Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Тематический контроль в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников...
Тематический контроль «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности»
В помощь старшим воспитателям...
Современные формы работы с родителями по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе?...
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» (Педагогические чтения «Дошкольное образование ХХIвека: взгляд современного педагога»)
Сообщение из личного опыта работы....
Работа по региональной программе: "Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе".
Работа по региональной программе: "Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе"...
Статья "Развитие речи дошкольников с помощью приобщения к чтению детской художественной литературы"
Статья о роли художественной литературы в развитии речи дошкольников...