Чтение детской художественной литературы детям дошкольного возраста.
занимательные факты по развитию речи (средняя группа)

Чтение в дошкольном возрасте, требует изучение, умение читать и понимание чего хочет ребенок. Эта статья поможет в этом разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_det.hud_.litr_.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение детской художественной литературы детям

                    дошкольного возраста.

  1. История детских книг
  2. История детской книжной иллюстрации.
  3. Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного

возраста

  1. Как правильно читать книги детям

Пожалуй, каждому известно, что главные черты характера формируются в детстве. Именно в момент взросления складывается мировоззрение, понятие о том, что такое мораль, а одним из основных источников, естественно, выступает литература. По этой причине в давние времена люди стали осознавать насколько важны детские книги.

Сказка – неотъемлемая часть детской литературы и как жанр впервые встретилась в письменных источниках очень давно, ещё в XVII веке. На территории Древней Руси придумывали поучительные сказки, которые относились к национальному устному творчеству.
Когда же детская литература стала самостоятельным жанром литературы?

До XVIII века вся детвора читала то же, что и их родители: в большинстве своём это были книги на религиозную тематику. Их прочтение было обязательным для образования, которое крепко переплеталось с религией. Но спустя время школьное образование стали разграничивать с церковным учением, а типографии запустили издательство журналов, в которых находилось место для детских тематик. Также в них много писалось о морали, нравственности, содержание было наполнено познавательными статьями. Всё это имело свою главную цель – правильно воспитать подрастающее поколение.

Основным достоянием Эпохи Просвещения по праву можно считать научные знания. В этот период литература, создаваемая для детей, пребывала под воздействием математических, астрономических и географических открытий. «Робинзон Крузо», «Гулливер», «Дон Кихот» — эти шедевры были созданы именно в эту эпоху и были не только назидательными, но и очень интересными. Писались доступным, простым языком, который понимал даже самый маленький читатель.

Метаморфоза в детской литературе происходит в начале XIX века, новое направление – романтизм, способствует возникновению жанра, такого как авторская сказка. В числе тех, кто первым написал своё творение в этом направлении, стал французский автор Шарль Перро, а вслед за ним принялись за свои работы Ганс Христиан Андерсон, Братья Гримм. В своих творениях авторы обращались к фольклору и народному быту, а также обличали человеческие пороки того времени. Описывали жизнь бедных и богатых, а также употребляли философские нравоучения, чтобы поспособствовать ребёнку познать окружающий мир через призму верных нравственных установок.

Общий характер развития литературы для самых маленьких на Руси того времени совпадает с европейским: автор стремится осознать, что из себя представляет мир ребёнка, как он воспринимает то или иное событие, что любят дети, а что им совершенно не нравится.

      В России в XIX веке впервые публикуются такие сказки, как «Конёк-горбунок», «Аленький цветочек». Но по праву главной фигурой и самым популярным детским автором того времени считается Александр Сергеевич Пушкин. На его сказках воспитывалось множество поколений, независимо от социального статуса.

В «серебряном веке» (т.е.в начале XX века) такие авторы, как Максим Горький, Александр Чёрный трудились над рассказами и романами о детворе, глубоко проникаясь в их психологию и мироощущение.

Современниками вышеупомянутых творцов стали такие выдающиеся личности, как: Агния Барто, Корней Чуковский, Самуил Маршак, сказки и стихотворения которых стали основой школьной программы для нескольких поколений детей.

В XX веке отечественное общество познало немало изменений.

Возникла острая нужда в книгах, которые могли бы донести новые идеи, объяснить послереволюционные понятия. К персоне детского автора относились более избирательно, обращали внимание на его отношение к той или иной гражданской позиции.

В СССР щепетильно подходили к вопросу воспитания нового поколения, в связи с этим детские рассказы появлялись один за другим. Они были призваны воспитать у ребят чувство искреннего патриотизма, научить уважать родителей и ценить дружбу.

На грани нового тысячелетия в детской литературе возник ряд новых направлений. Она становится значительно приближённой к действительности, чтобы подготовить взрослеющее поколение к суровой реальности. Более современные герои произведений для юных читателей становились персонажи, которых не всегда можно назвать примерами для подражания. Было издано огромное количество сомнительных книг, авторы которых, пытались угнаться за новой модой. Общество в конце ХХ века стремительно теряет интерес к чтению, в том числе и дети.

Однако, это далеко не показатель того, что в современной литературе для детей совсем не осталось места для достойных произведений. Они имеют совершенно другие, оригинальные сюжеты, которые не схожи с советскими или европейскими предшественниками, и поддерживают несколько общих современных тенденций.
 Например, на закате ХХ века из литературы, которая популярна среди старшего поколения, подоспела мода на фантастические, насыщенные колдовством миры. К такому направлению можно отнести полюбившиеся «Гарри Поттер» и «Таня Гроттер», «Хоббит» и т. п. Эти персонажи наделены магическими способностями и существуют в волшебной вселенной. Отвага, часто безосновательная, не лучшее социальное положение в начале истории и шутки в стиле XXI века стали основополагающим условием для авторов последних трёх десятилетий. Современные зарубежные авторы полностью вытеснили из школьной программы для младших классов недавно написанные отечественные книги. В случае если детям всё-таки приходится читать произведения русских писателей, то в большинстве случаев это творения времён СССР.  

В советской книге для детей не было супергероев, их место занимали обычные, «бытовые» герои. Они не останавливали апокалипсис, а спешили помочь окружающим людям и были патриотами своей Родины. Дружба была обязательной составляющей книгой для малышей того времени. Повествования таких детских писателей, как В. Крапивина, В. Драгунского, Н. Носова были посвящены обыкновенным мальчишкам, которые в процессе раскрытия сюжета овладевают новыми духовными качествами, показывают пример настоящей и верной дружбы.      

   Возьмём, к примеру, повесть «Та сторона, где ветер» написанную В. Крапивиным. В ней герои поддерживают друг друга, демонстрируя, что любая беда не страшна, если рядом верный друг. Также советская литература изобилует острым, но в тоже время добрым юмором, чудными ситуациями, которые, как правило, точно указывают на огрехи и ошибки людей, помогая детям избежать подобных в своей жизни. Именно это целомудренное составляющее, которое было особо важно для советской детской книги, под занавес XX века отошло на второстепенный план. Может быть, в этом и скрывается причина стабильной популярности книг, которые были изданы ещё в те годы, когда наши бабушки и дедушки были совсем юными.
  Много говорят что сегодня требуется реставрация, но не 
реставрация книг, а скорее реставрация нашей духовности, наше возвращение к истокам. Сейчас детская литература старается вернуться к своей главной задаче – нравственному воспитанию. Авторы снова говорят о морали, взаимоотношениях детей и родителей. На прилавках можно встретить знаменитые в Советском Союзе журналы, которые любили читать как малыши, так и их родители. Классика детской литературы получает возможность на новую жизнь, которую дают многочисленные издания, выпуская творения в современных, красочных обложках.

  История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий.

Однако за это время был пройден огромный путь и детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.

  Процесс рассмотрения книги можно определить, как интеллектуальную игру, как игру с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики.

   Можно выделить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом.

Повествовательные - раскрывающие содержание. Это могут быть портреты, иллюстрации предметные или обстановочные, иллюстрации действия, психологические, дающие характеристику героев.

Метафорические - иллюстрации в символической форме. Они не всегда непосредственно связанные с текстом, идут по ассоциативной линии. Среди них можно выделить такие виды иллюстраций:

а) настроения или состояния - их воздействие эмоциональное, подобно музыке; такие иллюстрации часто выполняют к стихотворениям;

б) аллегорические - к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно;

в) синтетические - иллюстрации, представляющие собой правда и вымысла, настоящего и прошлого

Первая книга для детей родилась у путешественника и странника Яна Каменского в 1658 году и называлась «Мир в картинках». С этого момента началась революция в сознании. В Англии появляется первый детский издатель Джон Ньюбери..

   По началу детская книга иллюстрировалась гравированными картинками. Для детских книг считалось достаточным простое, незамысловатое исполнение, и художественно иллюстрированных детских книг до первой половины 18 века мы не знаем.

  К 40-м годам 19 века относится появление в Германии одной книжки с картинками, которыми она и прославилась. Это знаменитая книга «Степка-Растрепка», принадлежащая перу не художника, а доктора медицины Гофмана, родилась в Германии в 1845 году.

  К 60-м годам 19 века цветная иллюстрация становится уже совершенно необходимою принадлежностью детской книги по всему миру. В Англии же еще гораздо раньше были созданы условия, чтобы детская книга превратилась в прекрасную принцессу. Наиболее известными, выдающимися художниками для детей были Рандольф Кальдекот и Вальтер Крэн. Стихи и песенки, басни о животных, сказки - Шарль Перро, Братья Гримм, Андерсен, а также многочисленные азбуки - всё это издавалось в Европе с мыслью, что глаз является главным органом для восприятия мысли.

   В России книжки с картинками появились только в 19 веке и были первоначально в очень плохом качестве исполнения. Первая детская книга, иллюстрированная настоящими русскими художниками. называлась «Сказки Кота Мурлыки». Эта книга вышла впервые в 1872 году со снимками с рисунков, специально для нее исполненных художниками Зичи, Клодом, Волковым и др. Но через какое-то время в русская полиграфия поднялась на новую высоту могло уже соперничать с иностранными образцами. Родилось художественное издание серии русских народных сказок, рисунки к которым были исполнены художником Билибиным. Его поддержали многие именитые художники - Васнецов, Малютин, Рябушкин, Бенуа. В 20-е годы ХХ столетия книжная иллюстрация испытывает влияние новейших течений в искусстве (кубизм, футуризм, декоративно - прикладное искусство, фотография, плакат). Язык изображения упрощается, заимствуются технические и пластические приёмы, такие как коллаж, фотомонтаж и пр. Страница книги постепенно становится полем для игры, где слово и изображение взаимодействуют, взаимопроникают и комбинируются. Появляются малоформатные книги для игр, вырезания, раскрашивания, театрального действия.

 Следующий подъём в детском книгоиздании можно отнести к периоду возникновения издательства «Детская литература». Расцвет этого издательства приходится на период творчества художников - шестидесятников. Художники имели возможность подолгу работать над книгой и работать с огромной творческой ответственностью. На этих книгах и на этих иллюстрациях выросло не одно поколение читателей - это иллюстрации Лебедева, Каневского, Чарушина, Владимирского, Митурича, Токмакова, Монина, Чижикова, Устинова, Калиновского, Попова и др.

Иллюстрация сегодня это великое разнообразие форм, приемов, стилей и способов оформления книг. Выбирайте книги с добрыми, умными, самобытными иллюстрациями, читайте, рассматривайте, фантазируйте, путешествуйте вместе с художниками в мире литературы.

   К сожалению, в последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше проявляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя, писал известный Советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели. Художественное произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, т.к. роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Чтение развивает воображение, память, улучшает концентрацию внимания, увеличивает словарный запас. Литература способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о русских традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бетманы, роботы, Винкс и т.д. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев– ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. Читая книги с ребенком, нужно рассматривать картинки, находить смешные несовпадения, задавать вопросы. Семейное чтение для детей - это ещё и общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный момент и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения- общения. Во многих семьях есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Лучше читать спокойные нестрашные сказки. Слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать. Каждый раз, что-нибудь узнают, окружающий мир познают. Что делать, если ребёнок не хочет читать? Насильно любовь к чтению не привить. Лучший способ влиться в мир чтения — это расти в читающей семье. Личный пример родителей будет самой эффективной мотивацией для ребёнка читать книжки. В связи с этим хочется процитировать слова известной английской пословицы: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя.».

Любовь к чтению должна появиться еще в детстве. Очень важно с ранних лет читать ребенку книги и делать это правильно. Маленьким детям, не умеющим читать, книги читают родители. Специалисты рекомендуют делать это с первых дней жизни малыша. Читать книгу стоит в полной тишине, чтобы малыш не отвлекался на различные звуки и картины. Для этого нужно выключить телевизор, отключить телефон, интернет. Перед тем, как начать чтение, ребенка нужно посадить напротив себя, чтобы он имел возможность наблюдать за лицом и мимикой читающей матери, за тем, как меняются эмоции и чувства на ее лице. Психологи рекомендуют читать детям каждый день. Для чтения следует выбрать время, когда дети максимально расслаблены и готовы воспринять новую информацию. Многие родители читают малышам книги перед сном, считая это лучшим временем для чтения.

Важно не только правильно организовать чтение любимой книги ребенку, также необходимо обсудить с ним прочитанное, задавать малышу вопросы, которые помогут ему выразить свою точку зрения. Не стоит раздражаться, если ребенок просит еще раз прочитать одну и ту же книгу. Это означает лишь то, что данная книга содержит в себе потребности малыша, и она будет повторяться до тех пор, пока ребенок не удовлетворит их. Если во время чтения у ребенка появляются вопросы, не стоит их игнорировать. Рекомендуется на время прервать чтение и обсудить с малышом непонятные моменты, помочь ему понять прочитанное. Сухое, монотонное чтение не принесет ребенку никакой радости. Читать нужно эмоционально, проникновенно, чтобы ребенок чувствовал настроение героев, их переживания и эмоции.

Если ему трудно сосредоточиться на книге, и он часто отвлекается, не стоит принуждать его слушать. Вместо этого рекомендуется закрыть книгу на интересном месте и заняться другими делами, чтобы дать отдохнуть малышу и позволить его воображению разыграться.

Важно! Дети до 5 лет не могут длительное время выполнять одно и то же действие, они не в состоянии усидеть на месте больше 10 минут, поэтому необходимо менять вид деятельности, в том числе откладывать чтение и приступать к другим видам развития малыша в игровой форме.

      Чтение художественной литературы является для ребенка не только развлечением, но и дверью в большой незнакомый мир, наполненный знаниями, мудростью и интересными открытиями. Вот лишь несколько причин, по которым надо читать детям с самого раннего возраста:

  • чтение способствует формированию образного мышления;
  • чтение развивает фантазию и воображение, творческие способности;
  • чтение обогащает словарный запас и тренирует память, учит ребенка грамотно формулировать свои мысли;
  • чтение формирует бережное отношение к природе и животным;
  • чтение знакомит с понятиями добра и зла, благородства и подлости. Книги помогают родителям решать задачи по воспитанию в детях способности сопереживать, делиться и помогать другим людям;
  • чтение развивает познавательный интерес и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает об окружающем мире, новых странах, технике, природе, животных.

Литературные произведения несут в себе мудрость, накопленную многими поколениями людей. Каждый положительный и отрицательный персонаж одинаково важен для формирования у ребенка способности анализировать поступки героев и делать выводы. Поэтому необходимо не только читать малышу, но и обсуждать вместе только что прослушанную им историю, внимательно рассматривать иллюстрации и обложку книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Особенности чтения художественной литературы детям дошкольного возраста"

Книга - источник знаний. Всё интересное. поучительное. главное узнаём читая книгу. ......

Презентация проекта по приобщение к чтению художественной литературы детей дошкольного возраста

Хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности. Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духо...

Статья на тему: "Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении".

Статья на тему: Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возра...

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учрежденииОгромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результат...

Чтение художественной литературы детям дошкольного возраста 3-4 лет

ПРЕДЛАГАЮ СПИСОК ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ 3-4 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО...

Чтение художественной литературы детям дошкольного возраста 4-5 лет

Список художественной литературы для чтения детям 4-5 лет...

Технологическая карта деятельности по чтению художественной литературы детям дошкольного возраста "Краденое солнце"

Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, объединяет детский коллектив. ...