Статья на тему: "Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении".
статья
Статья на тему: Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результатом перенасыщенности видео- и аудиосредствами, доступности интернета, обилия информации стало замещение чтения литературы просмотром мультфильмов и компьютерными играми, что само по себе недопустимо. Конечно, нельзя допускать принижение роли различных развивающих и познавательных контентом. Но надо помнить, что именно легкость и доступность служит главным приоритетом при выборе того или другого занятия не в пользу чтения. Так как чтение и осмысление прочитанного - это большой труд. Человек, который умеет читать, не всегда умеет работать с книгой. Важно понять прочитанное, осмыслить его, связать полученные знания с жизнью. К.Д. Ушинский отводил огромное значение чтению, как одной из составляющих процесса формирования личности. Опросы родителей дошкольников показали неутешительные результаты. Далеко не все читают детям дома книги, оправдываясь нехваткой времени, большой занятостью. В некоторых семьях вообще нет детской литературы. Этот пробел необходимо заполнить. И если родители не придают этой проблеме должного значения, решение этой задачи должен взять на себя педагог. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо отводить чтению как можно больше времени. Процесс чтения не должен быть механическим. Эффективным является только то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому должен быть подготовлен.
Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. В каждом дошкольном учреждении создание книжного уголка является необходимым условием функционирования успешной предметно-развивающей среды.
Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению. Начинается такая деятельность уже в первой младшей группе.
Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:
- Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
- Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
- Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
- Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
- Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
- Формирование навыка нравственной оценки произведения.
- Развитие способности к сопереживанию героям.
В старшей группе список задач расширяется:
- Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
- Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
- Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
- Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
- Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
- Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
К задачам подготовительной группы относятся:
- Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
- Развитие у дошкольников чувства юмора.
- Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
- Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
- Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.
Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.
Какие приёмы и методы можно использовать
На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:
- Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
- Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
- Инсценирование — метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
- Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).
Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:
- Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
- Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
- Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
- В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.
5.Как объяснять детям незнакомые слова
- Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика — значит, деревянная; горница — это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).
Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» — они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но, если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.
Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению
После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).
Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).
Как показывать детям иллюстрации
Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.
Как показывать детям иллюстрации
Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.
- Объединение на занятии произведений разных видов искусства. Например, чтение сказки «Снегурочка» и прослушивание фрагментов из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова или чтение сказки «Иван Царевич и Серый Волк» и рассматривание к ней иллюстраций В. Васнецова. Такая образовательная деятельность обычно строится таким образом, чтобы эмоциональная насыщенность усиливалась к концу занятия.
- Чтение либо рассказывание с опорой на наглядность. Как правило, это повторное рассказывание сказки с показом игрушек, персонажей театра (настольного, кукольного, на фланелеграфе), демонстрацией слайдов.
- Чтение произведения в рамках занятия по развитию речи. Текст в этом случае логически связан с основным содержанием образовательной деятельности (например, беседой о маме, дружбе, смелости и т. д.).
Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы
В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_tem_chtenie.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результатом перенасыщенности видео- и аудиосредствами, доступности интернета, обилия информации стало замещение чтения литературы просмотром мультфильмов и компьютерными играми, что само по себе недопустимо. Конечно, нельзя допускать принижение роли различных развивающих и познавательных контентом. Но надо помнить, что именно легкость и доступность служит главным приоритетом при выборе того или другого занятия не в пользу чтения. Так как чтение и осмысление прочитанного - это большой труд. Человек, который умеет читать, не всегда умеет работать с книгой. Важно понять прочитанное, осмыслить его, связать полученные знания с жизнью. К.Д. Ушинский отводил огромное значение чтению, как одной из составляющих процесса формирования личности. Опросы родителей дошкольников показали неутешительные результаты. Далеко не все читают детям дома книги, оправдываясь нехваткой времени, большой занятостью. В некоторых семьях вообще нет детской литературы. Этот пробел необходимо заполнить. И если родители не придают этой проблеме должного значения, решение этой задачи должен взять на себя педагог. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо отводить чтению как можно больше времени. Процесс чтения не должен быть механическим. Эффективным является только то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому должен быть подготовлен.
Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. В каждом дошкольном учреждении создание книжного уголка является необходимым условием функционирования успешной предметно-развивающей среды.
Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению. Начинается такая деятельность уже в первой младшей группе.
Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:
- Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
- Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
- Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
- Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
- Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
- Формирование навыка нравственной оценки произведения.
- Развитие способности к сопереживанию героям.
В старшей группе список задач расширяется:
- Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
- Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
- Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
- Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
- Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
- Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
К задачам подготовительной группы относятся:
- Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
- Развитие у дошкольников чувства юмора.
- Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
- Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
- Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.
Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.
Какие приёмы и методы можно использовать
На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:
- Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
- Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
- Инсценирование — метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
- Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).
Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:
- Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
- Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
- Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
- В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.
Как объяснять детям незнакомые слова
- Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика — значит, деревянная; горница — это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).
Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» — они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но, если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.
Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению
После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).
Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).
Как показывать детям иллюстрации
Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.
Как показывать детям иллюстрации
Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.
- Объединение на занятии произведений разных видов искусства. Например, чтение сказки «Снегурочка» и прослушивание фрагментов из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова или чтение сказки «Иван Царевич и Серый Волк» и рассматривание к ней иллюстраций В. Васнецова. Такая образовательная деятельность обычно строится таким образом, чтобы эмоциональная насыщенность усиливалась к концу занятия.
- Чтение либо рассказывание с опорой на наглядность. Как правило, это повторное рассказывание сказки с показом игрушек, персонажей театра (настольного, кукольного, на фланелеграфе), демонстрацией слайдов.
- Чтение произведения в рамках занятия по развитию речи. Текст в этом случае логически связан с основным содержанием образовательной деятельности (например, беседой о маме, дружбе, смелости и т. д.).
Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы
В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»
Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»...
Родителям о чтении детской художественной литературы
Детство — это тот период, когда ребенок открыт миру, он его познает, воспринимает и внимает всему, что его окружает. С помощью сказок взрослые учат ребенка сочувствию и состраданию, развивают вн...
Чтение детской художественной литературы детям дошкольного возраста.
Чтение в дошкольном возрасте, требует изучение, умение читать и понимание чего хочет ребенок. Эта статья поможет в этом разобраться....
Статья "Развитие речи дошкольников с помощью приобщения к чтению детской художественной литературы"
Статья о роли художественной литературы в развитии речи дошкольников...
Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении
Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учрежденииОгромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результат...
«Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении: Влияние, развитие и воспитание».
Детство – это время, когда мы начинаем строить основы для нашего будущего. В дошкольных учреждениях важно создать благоприятную и стимулирующую среду для развития и воспитания детей. Одним из са...
Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.
Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результатом перенасыщенности видео- и аудио-средствами, доступности интернета,...