Статья на тему: "Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении".
статья

Кузнецова Людмила Александровна

Статья на тему: Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результатом перенасыщенности видео- и аудиосредствами, доступности интернета, обилия информации стало замещение чтения литературы просмотром мультфильмов и компьютерными играми, что само по себе недопустимо. Конечно, нельзя допускать принижение роли различных развивающих и познавательных контентом. Но надо помнить, что именно легкость и доступность служит главным приоритетом при выборе того или другого занятия не в пользу чтения. Так как чтение и осмысление прочитанного - это большой труд. Человек, который умеет читать, не всегда умеет работать с книгой. Важно понять прочитанное, осмыслить его, связать полученные знания с жизнью. К.Д. Ушинский отводил огромное значение чтению, как одной из составляющих процесса формирования личности. Опросы родителей дошкольников показали неутешительные результаты. Далеко не все читают детям дома книги, оправдываясь нехваткой времени, большой занятостью. В некоторых семьях вообще нет детской литературы. Этот пробел необходимо заполнить. И если родители не придают этой проблеме должного значения, решение этой задачи должен взять на себя педагог. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо отводить чтению как можно больше времени. Процесс чтения не должен быть механическим. Эффективным является только то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому должен быть подготовлен.

Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. В каждом дошкольном учреждении создание книжного уголка является необходимым условием функционирования успешной предметно-развивающей среды.

Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению. Начинается такая деятельность уже в первой младшей группе.

Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:

  1. Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
  2. Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
  3. Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

  1. Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
  2. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
  3. Формирование навыка нравственной оценки произведения.
  4. Развитие способности к сопереживанию героям.

В старшей группе список задач расширяется:

  1. Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
  2. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
  3. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
  4. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
  5. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
  6. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

К задачам подготовительной группы относятся:

  1. Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
  2. Развитие у дошкольников чувства юмора.
  3. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
  4. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
  5. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.

Какие приёмы и методы можно использовать

На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:

  1. Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
  2. Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
  3. Инсценирование — метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
  4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).

Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:

  1. Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
  2. Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
  3. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
  4. В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.

5.Как объяснять детям незнакомые слова

  1. Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика — значит, деревянная; горница — это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).

Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» — они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но, если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.

Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению

После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).

Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).

Как показывать детям иллюстрации

Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

Как показывать детям иллюстрации

Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

  1. Объединение на занятии произведений разных видов искусства. Например, чтение сказки «Снегурочка» и прослушивание фрагментов из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова или чтение сказки «Иван Царевич и Серый Волк» и рассматривание к ней иллюстраций В. Васнецова. Такая образовательная деятельность обычно строится таким образом, чтобы эмоциональная насыщенность усиливалась к концу занятия.
  2. Чтение либо рассказывание с опорой на наглядность. Как правило, это повторное рассказывание сказки с показом игрушек, персонажей театра (настольного, кукольного, на фланелеграфе), демонстрацией слайдов.
  3. Чтение произведения в рамках занятия по развитию речи. Текст в этом случае логически связан с основным содержанием образовательной деятельности (например, беседой о маме, дружбе, смелости и т. д.).

Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы

В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_tem_chtenie.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результатом перенасыщенности видео- и аудиосредствами, доступности интернета, обилия информации стало замещение чтения литературы просмотром мультфильмов и компьютерными играми, что само по себе недопустимо. Конечно, нельзя допускать принижение роли различных развивающих и познавательных контентом. Но надо помнить, что именно легкость и доступность служит главным приоритетом при выборе того или другого занятия не в пользу чтения. Так как чтение и осмысление прочитанного - это большой труд. Человек, который умеет читать, не всегда умеет работать с книгой. Важно понять прочитанное, осмыслить его, связать полученные знания с жизнью. К.Д. Ушинский отводил огромное значение чтению, как одной из составляющих процесса формирования личности. Опросы родителей дошкольников показали неутешительные результаты. Далеко не все читают детям дома книги, оправдываясь нехваткой времени, большой занятостью. В некоторых семьях вообще нет детской литературы. Этот пробел необходимо заполнить. И если родители не придают этой проблеме должного значения, решение этой задачи должен взять на себя педагог. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо отводить чтению как можно больше времени. Процесс чтения не должен быть механическим. Эффективным является только то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому должен быть подготовлен.

Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. В каждом дошкольном учреждении создание книжного уголка является необходимым условием функционирования успешной предметно-развивающей среды.

Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению. Начинается такая деятельность уже в первой младшей группе.

Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:

  1. Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
  2. Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
  3. Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

  1. Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
  2. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
  3. Формирование навыка нравственной оценки произведения.
  4. Развитие способности к сопереживанию героям.

В старшей группе список задач расширяется:

  1. Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
  2. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
  3. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
  4. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
  5. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
  6. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

К задачам подготовительной группы относятся:

  1. Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
  2. Развитие у дошкольников чувства юмора.
  3. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
  4. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
  5. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.

Какие приёмы и методы можно использовать

На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:

  1. Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
  2. Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
  3. Инсценирование — метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
  4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).

Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:

  1. Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
  2. Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
  3. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
  4. В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.
  5. Как объяснять детям незнакомые слова

  6. Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика — значит, деревянная; горница — это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).

Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» — они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но, если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.

Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению

После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).

Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).

Как показывать детям иллюстрации

Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

Как показывать детям иллюстрации

Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

  1. Объединение на занятии произведений разных видов искусства. Например, чтение сказки «Снегурочка» и прослушивание фрагментов из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова или чтение сказки «Иван Царевич и Серый Волк» и рассматривание к ней иллюстраций В. Васнецова. Такая образовательная деятельность обычно строится таким образом, чтобы эмоциональная насыщенность усиливалась к концу занятия.
  2. Чтение либо рассказывание с опорой на наглядность. Как правило, это повторное рассказывание сказки с показом игрушек, персонажей театра (настольного, кукольного, на фланелеграфе), демонстрацией слайдов.
  3. Чтение произведения в рамках занятия по развитию речи. Текст в этом случае логически связан с основным содержанием образовательной деятельности (например, беседой о маме, дружбе, смелости и т. д.).

Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы

В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»

Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы»...

Родителям о чтении детской художественной литературы

Детство — это тот период, когда ребенок открыт миру, он его познает, воспринимает и внимает всему, что его окружает. С помощью сказок взрослые учат ребенка сочувствию и состраданию, развивают вн...

Чтение детской художественной литературы детям дошкольного возраста.

Чтение в дошкольном возрасте, требует изучение, умение читать и понимание чего хочет ребенок. Эта статья поможет в этом разобраться....

Статья "Развитие речи дошкольников с помощью приобщения к чтению детской художественной литературы"

Статья о роли художественной литературы в развитии речи дошкольников...

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учрежденииОгромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результат...

«Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении: Влияние, развитие и воспитание».

Детство – это время, когда мы начинаем строить основы для нашего будущего. В дошкольных учреждениях важно создать благоприятную и стимулирующую среду для развития и воспитания детей. Одним из са...

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении.

Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к книге и чтению. Результатом перенасыщенности видео- и аудио-средствами, доступности интернета,...