Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольника".
статья по развитию речи (старшая группа)
консультация для родителей по развитию связной речи детей с ОНР в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: “Развитие связной речи дошкольника».
Для успешного обучения в школе, ребенку необходимо еще в дошкольном возрасте овладеть достаточным уровнем связной речи. От умения воспринимать и воспроизводить текстовый учебный материал, умения давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – зависят хорошие результаты в обучении. В связи с этим, формирование связной речи является одной из важнейших задач в работе с дошкольниками. Потому что без специального обучения дети не могут овладеть всеми видами речевой деятельности, особенно контекстной и описательно-повествовательной речью.
Под развитой связной речью ребенка понимается умение им развёрнуто излагать определённое содержание: логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Предложения в повествовании должны быть связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
К связной речи относятся и диалогическая, и монологическая формы речи, которые имеют свои особенности.
Основные черты диалогической речи - неполные предложения, восклицания, междометия, интонации, жесты, мимика и т.п.. Для диалогической речи необходимо уметь сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь - речь одного человека и требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, но при этом говорить эмоционально, живо, образно.
Обучая ребенка в дошкольном учреждении, перед педагогами стоит цель - формирование правильной и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции. Ребенок с развитой речью легко устанавливает связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Поэтому воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, чтобы ребенок умел выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, находить темы для разговоров с другими детьми. Педагогу следует воспитывать потребность в ребенке делиться своими впечатлениями, желания пользоваться простыми формулами речевого этикета.
В дошкольном возрасте дети учатся вступать в общение с собеседником, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Необходимо уделяет внимание качеству ответов детей: учить отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не уходить от содержания вопроса. Так же приобщать детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает его, слушать высказывания товарищей.
Формы организации обучения связной речи детей дошкольного возраста могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Работа с детьми по развитию речи проходит в определенной последовательности:
-формирование понимания связной речи;
-формирование диалогической связной речи;
-формирование монологической связной речи:
-обучение пересказу;
-обучение составлению рассказа-описания;
-обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок;
-обучение составлению рассказа по одной сюжетной картинке;
-обучение самостоятельным рассказам.
Развитие монологической речи дошкольника происходит в организованной обучающей деятельности , а одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Работа по развитие связной речи дошкольника трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития и мировоззрении.
Литература:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 400 с.
2.Бородич А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006. - С. 49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...
консультация для педагогов "Связная речь дошкольников"
В материале рассказывается в каком возрасте и как развивать связную речь....
Консультация для родителей. Связная речь дошкольников
Как помочь ребенку развить связную речьУспешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение дават...
Консультация для родителей. Связная речь дошкольников
Как помочь ребенку развить связную речьУспешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение дават...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
- Мне нравится (1)