консультация для педагогов "Связная речь дошкольников"
консультация по логопедии
В материале рассказывается в каком возрасте и как развивать связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_seminar_po_svyaznoy_rechi.pptx | 2.93 МБ |
razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Связная речь детей дошкольного возраста.
Наша встреча посвящена теме «Развитие связной речи у дошкольников.» (1 слайд) Что вы понимаете под этим понятием «связная речь?» (ответы) (2слайд) Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связная речь-это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития и не только ( чем больше багаж знаний, чем выше уровень познавательного развития.) Какие формы связной речи вы знаете? (ответы.) (3 слайд) Известны две основные формы речи: диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности. Так форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п.-основные черты диалогической речи. Монологическая речь характерна развернутостью, полнотой, взаимосвязью отдельных звеньев повествования. Какие существуют методы развития связной речи дошкольников? (ответы.) (4слайд) Основные методы связной речи. (5слайд) Приемы развития связной речи. (6 слайд) На диалогической речи не будем подробно останавливаться, потому что особых трудностей с диалогической речью у детей нет. (7слайд) Требования к диалогической речи. Более подробно остановимся на монологической речи. (8 слайд) Признаки монологической речи. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей в нод монологической речи? (ответы) Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (ответы) (9 слайд) Виды занятий по связной речи. (слайды 10-14).
(15слайд) Пересказ. В каждой возрастной группе методика обучения пересказа имеет свои особенности, однако, существуют и общие методические приемы. Перечислите их? (ответы) первичное чтение, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приемом является вопрос воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей. В процессе пересказа вопросы дополняют или уточняют ответ ребенка. После пересказа помогают проанализировать его. В методической литературе широко используется план рассказа. План воспитатель составляет сам или вместе с детьми. Указания педагога - тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают малышу понять или уточнить смысл того или иного выражения, развивают выразительность речи. Мы уже говорили, что занятия по связной речи начинаем со средней группы. Но уже во 2 младшей группе начинается подготовительная работа. Здесь главное научить детей понимать разнообразные вопросы и отвечать на них, активно включаться в разговор, вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы. Обучение рассказыванию во 2 младшей группе начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторении ( «Колобок», «Репка», «Теремок.») Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий (по вопросам, игрушки, драматизация и т.д.), а дети договаривают. Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи, т.е. вводятся специальные занятия. Учить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии. Выразительно передавать разговор действующих лиц. Вопросы воспитателя направлены на выявления понимания детьми содержания произведений, последовательности событий, а также некоторых средств художественной выразительности. В средней группе ребенок еще нуждается в помощи воспитателя( прием отраженной речи, вопросы, подсказки-фразы и т.д.) В старшей группе на занятиях по пересказу воспитывают умение свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок, и рассказывать без помощи воспитателя. Конечно, предварительно сам воспитатель должен хорошо изучить произведение, определить, что дети сами поймут, а что нужно объяснить, продумать вопросы, которые заставят ребенка размышлять и помогут лучше понять идею рассказа, сказки. Необходимо проанализировать язык произведения, выделить описания, эпитеты, сравнения-на которые следует обратить внимание. В старшей группе, начинаем обучать пересказыванию произведений по частям.( например: 2 ребенка рассказывают по очереди, или один рассказывает и сам выбирает, кто продолжит ит.д.) Подготовительная группа - те же приемы; при пересказе произведений пересказывают текст целиком, по ролям, по частям. Участвуют в его драматизации. (16 слайд) Рассказывание об игрушках. (17 слайд) Виды игрушек. (18 слайд) Виды занятий. Во 2 младшей группе такие занятия оказывают большое влияние на речевое развитие ребенка, потому что проходят в живой эмоциональной форме. При составлении описательных рассказов обязательно включают решение лексических и грамматических задач. Рассказ воспитателя является образцом. При повторном рассказе воспитателя дети активно договаривают незаконченные им фразы. В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушке. В этой группе, при рассматривании игрушки, педагог задает больше вопросов, касающихся внешнего вида, качеств игрушки, действий с ней, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану, предложенному педагогом. «Расскажи, какая это игрушка? Из чего сделана? Как с ней можно играть? План можно представить в виде схем, картинок, мнемотаблиц . Как и во второй младшей группе широко используется рассказ-образец воспитателя. В начале года следует провести 2-3 подготовительных занятия. Цель их: осознать, что описание проводится по определенному плану. Эту задачу удобнее решать ,используя прием «Я начну, а вы продолжайте.» (Например: 2 игрушки одинаковые по названию, но разные по описанию…..) Можно за 5-7 минут до начала занятия показать предмет, игрушку, дать возможность хорошенько рассмотреть. Также предусмотреть игры-инсценировки. (Пример про неваляшку привести.) Концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение ребенка с игрушкой. В старшей и подготовительной группах учат составлять подробные и интересные рассказы, описания, руководствуясь готовым планом. Особое внимание должно быть уделено формированию умения рассказывать без повторов и пауз. Целесообразно проводить в виде игр: «Мастерская игрушек», «Дом моделей» и т.д. Сюжетное рассказывание об игрушке-разворачивание сюжета. (Пример про кошку и мышку.) Следующий вид связной речи: рассказывание по картине. (слайды 19-22) (25 слайд) Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, поскольку трехлетний ребенок еще не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и качеств. На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям. Основной методический прием-вопросы воспитателя. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Важно использовать игровые приемы. После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее, замечают то, что не заметили раньше. (25 слайд) В средней группе становиться возможным составление детьми небольшого связного повествования, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинкам. Рассказывание по картине проводятся по вопросам и образцу воспитателя. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах все чаще начинают появляться элементы творчества. Затем можно усложнять, так например: воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают другой. Можно ввести рассказывание по плану. (26 слайд) В старшей и подготовительной группах к рассказам детей предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств, в рассказе должны быть завязка, кульминация, развязка. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. ( привожу пример.) Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один придумывает, что происходило с персонажем раньше, другой описывает события, изображенные на картинке, третий-последующие действия, поступки героев и чем закончилось их приключение. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы. Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, важно сочетать эту задачу с другими: обогащение, активизация словаря, формирование грамматического строя. Главное -поощрять стремление ребенка увидеть картину по своему и рассказать о ней, не копируя ответы товарищей. (слайды 27-29) В какой группе вводятся составление рассказов из личного опыта? (ответы) (слайды 30-31) Рассказы из личного опыта вводятся в средней группе. На первых порах воспитатель организует его после знакомства с картиной или игрушкой. Например: после рассматривания картины педагог обращается с предложением рассказать о кошках, которые живут у детей дома, описать их внешний вид, привычки. В дальнейшем детям предлагаются конкретные, близкие им темы (слайд 31). (слайд 32) В какой возрастной группе вводится творческое рассказывание? (ответы) Творческие рассказы-этот вид связной речи требующий от ребенка большого словарного запаса, композиционного навыка(умения придумать завязку, кульминацию, развязку), продуманного содержания, выстроить его логически. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческого рассказывания: придумывание продолжения и завершения рассказа (пример привести); придумывание рассказа или сказки по плану (пример); придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана); придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Поговорить о новациях в развитии речи: сказкотерапия, театротерапия, песочная терапия, синквейн, мнемотаблицы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...
Практическая консультация по развитию речи дошкольников.
Практическая консультация на тему: "Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста" содержит в себе творческие задания, которые помогут активному формированию монол...
Консультации по развитию речи дошкольников
Подборка консультаций для воспитателей по развитию речи дошкольниковКонсультация для воспитателей.Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.Овладение родным языком ка...
Консультация «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»
Консультация«Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»...
Консультация "Развитие связной речи дошкольников с задержкой психоречевого развития"
данный материал содержит информацию об основных направлениях работы с воспитанниками с ЗПР в ОО "Речевое развитие" по такому направлени, как развитие связной речи....
Консультации по развитию речи дошкольников
Консультации для родителей...
Консультация "Развитие связной речи дошкольников".
Консультация "Развитие связной речи дошкольников"....